Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Web 3.0: фрактал вместо портала

| 25.10.2007 17:35

Вавилон должен быть разрушен

Несколько лет назад в моих статьях, а потом и в статьях других авторов на "Вебпланете", стала звучать "мантра специализации". Смысл ее в том, что специализированные социальные сервисы должны вытеснить глобальные и однородные "интернет-макдональдсы". Мы говорили о грядущем развитии локальных поисковиков, о преимуществах профессиональных блогов над массовой блогоманией, об эффективности тематических форумов по сравнению со всеобщими сервисами "вопросов и ответов". Даже статья о проблемах YouTube заканчивалась словами о том, что в специализированных проектах этих проблем должно быть меньше, чем у всемирного видеохостинга. Все та же мантра о необходимости разрушения Вавилона.

В таком подходе есть определенная однобокость. Не идеализм, нет. Просто взгляд лишь с одной стороны. Со стороны тех, чья профессия требует в первую очередь заботы о качестве контента или сервиса. Скажем, резюмируя свою работу в качестве "комьюнити-билдера", я настаивал, что коммуникационный идол сообщества должен быть достаточно конкретным - именно это отличает сплоченное сообщество от необязательной сетевой тусовки по слишком общей теме.

Есть, однако, и другая сторона. Когда сообщества и социальные сети становятся бизнесом - приходят маркетологи, которым нужны большие цифры. Нужна популярность, а она противоречит специализации.

На самом деле, это вполне естественное состояние вещей. Хотя понимание такой естественности в свое время убило западную философию. Произошло это так: однажды Гегелю во сне явился Будда и показал логотип "Пепси-Колы". Ну, ту известную картинку про Инь и Ян. Проснувшись, Гегель записал свой знаменитый тезис о единстве и борьбе противоположностей. После этого уважающие себя люди Запада перестали маяться абстрактной философией и занялись решением прикладных задач.

Инструментарий для этого был заложен задолго до Гегеля - в математических вузах такой спецкурс называется "Экстремальные задачи". Но более развесистая наука для решения таких противоречий в сложных / распределенных / динамических системах появилась только в XX веке. Лучшее введение в эту науку - книжка Ильи Пригожина "Порядок из хаоса". Там же и про фракталы подробно.

А здесь я попробую набросать некоторые прикладные идеи для решения нашего буддо-гегелевского противоречия в бизнесе отдельно взятого Рунета.

Шаг 1: Уже спец, но еще поп

Сервисы Одноклассники.Ру и Вконтакте.Ру являются безусловным хитом сезона. Дискуссии о них обычно вертятся вокруг вопросов "с кого скопировали?", "как накручивают?", "кто инвестор?" и т.д. Хотя для понимания бума гораздо существеннее вопрос "кто этим пользуется и почему?"

Если по-гегелевски, ответ прост. Противоречие между специализацией и популяризацией было решено здесь с помощью небольшой уступки второго первому. Отношения типа "одноклассник" или "однокурсник" - это более близкие, специализированные отношения, чем просто "виртуальные френды". При этом оказывается, что популярность не проигрывает: студентов в Рунете уже довольно много. Немало и людей, ностальгирующих по одноклассникам.

Для повторения такого успеха ("успех" будем считать по-маркетинговски, то есть по числу пользователей и силе вирусного распространения) необходимо вычислять аудитории с аналогичными свойствами - достаточно широкие, но уже со своей спецификой. И давать им свои специфические сервисы. Именно на этой волне сейчас идет новый всплеск интереса, причем очень денежного, к женским порталам, к сообществам автолюбителей, сервисам для библиофилов, для самостоятельных туристов и других "не просто пользователей", которых раньше презрительно называли "нишевыми". Однако тут есть два нюанса.

Местная специфика

Шаг в сторону более конкретных идолов означает, что обычным клонированием не обойтись. Национальные особенности будут играть более существенную роль, чем раньше. Блоги - они и в Африке блоги; а вот социальные сети для пенсионеров явно не попрут в нашей Африке так сильно, как на Западе.

Временные рамки

Появление специализированной, но достаточно широкой аудитории нужно "поймать". Семь лет назад Максим Кононенко открыл проект Zema.ru для объединения пользователей по географическому принципу. Сейчас этого сайта уже нету. Я не знаю точных причин его закрытия. Но думаю, было слишком рано.

С другой стороны, сейчас найти земляков можно во многих других социальных сервисах. Поэтому отдельный сервис такого рода должен предлагать что-то более специфическое (например, карты или расчет маршрутов). А может быть, его и вообще уже слишком поздно делать.

С той же проблемой в конце концов столкнутся и другие социальные сети, построенные на слишком общем "идоле". Включая "одноклассников" и "контактеров". Потребуется следующий шаг в сторону специализации.

Шаг 2: Фрактальное сообщество

Слишком специализированная социальная сеть не может стать очень массовой. Так что следующим решением нашего противоречия между комьюнити-билдерами и маркетологами должно стать объединение. Но не однородная свалка, а древовидная структура: макро-сообщество состоит из сообществ поменьше, а те, в свою очередь, собирают в себе совсем узкие мини-сообщества. Это и есть фрактал.

До прошлого века фракталы считались очень неудобными математическими объектами. Причина - их сложно описывать "сверху", на языке классической математики. То есть это возможно, но само описание рискует занять больше места, чем объект. Не говоря уже о динамических системах. Один синоптик хорошо выразил это фразой: "Мы можем точно предсказать погоду на завтра, но для этого нам понадобится месяц вычислений".

Примерно с таким же чувством я читал размышления Бреда Фицпатрика о построении универсального "социального графа". Ощущение, будто программисту предложили смоделировать дерево. И вот он мучается: отмечает координаты всех листьев и сучков, потом придумывает навороченный алгоритм их обхода, чтобы нарисовать ветки. Потом обнаруживает, что ветки неправильной толщины. А если ему еще предложить условие "дерево растет" или "на дерево налетел ветер" - будет совсем кердык. А ведь именно этим отличается "сообщество сообществ" от статичного каталога. Теперь нужно живое дерево.

Короче, фрактал невозможно запрограммировать "на раз". Но есть другие варианты.

Выращивание

Специализация возможна внутри уже существующих макро-сообществ. При условии, что их создатели будут этим заниматься. Вот у нас недавно Владимир Волошин набросал "план строительства женского портала". Однако в этой статье есть некое лукавство: она все-таки выглядит как готовый рецепт. Между тем, нюансы "времени и места" при дальнейшей специализации дают о себе знать еще сильнее.

"Время" означает, что описанные Владимиром потребности женской аудитории - это внутренний опыт проекта, который копился более 5 лет. Причем не на бумаге, и не в электронных архивах-бэкапах - а в живой памяти сообщества, в его нервных
центрах
. Их описание "на раз", безусловно, не отражает весь этот опыт. Например, у Владимира не сказано про самый последний, современный уровень фрактализации проекта - летучие сообщества, которые пойдут в рост развитием мобильного Интернета. Хотя их "зародыши" уже развиваются на его портале.

Что же касается "места", то это проблема удержания микро-сообществ на той же макро-площадке. Или как минимум - правильно выстроенные отношения с отпочковавшимися сателлитами. Пример "Живого Журнала" показывает - управленцы макро-сервиса зачастую не хотят или не могут этим заниматься. Я знаю целый ряд проектов, которые стартовали как community в ЖЖ, а затем ушли или собираются уйти на отдельные собственные сайты. Не растет здесь фрактал дальше банальной схемы "кучка тысячников с их читателями". Это кусты, но не деревья. А Полсон вроде бы обещал нам "портал социальных сетей".

Скупка

Нынешний бум портализации отличается от прошлого тем, что раньше скупали статичные проекты, а теперь скупают сообщества и социальные сети. Но это совершенно не означает, что к данным кускам "живого фрактала" будет применяться фрактальная организация.

Во-первых, многие активы растут в цене сами по себе, по отдельности. Во-вторых, повысить их "кучную" ценность можно с помощью обычной, линейной "синергии" - то есть перевязать общими рекламными партнерками. Примерно так, видимо, и будет делать РБК, который сейчас в рамках "МедиаМира" скупает даже небольшие проекты, вроде Memori.ru.

Чтобы заниматься более продвинутой нелинейной организацией, необходимо, во-первых, понять, где тут выгода или хотя бы пиаровское преимущество перед конкурентами (динозавры любят смотреть на конкурентов). А во-вторых, надо повозиться с этим фрактальным объединением сообществ и сервисов - то есть нужен "фрактальный менеджмент".

Кто это будет сделать? Ну вот есть Google. Эрик Шмидт, давно носившийся с идеей cloud computing, наконец признался недавно, зачем им нужны данные из социальных сетей и социальных графов - чтобы улучшить поиск.

После этого романтические натуры могут представить эдакий супер-поисковик будущего, в котором пользователь пикирует сверху на Интернет, прямо как в Google Earth - из космоса на Землю, по ходу уточняя и детализируя запросы, и в конце концов спускается от общих сайтов к самым узким тематическим микро-сообществам, где вся правда и есть. И на всем этом крутится супер-точная контекстно-поведенческая реклама, которая никогда не предлагает пластиковые окна человеку, который ищет лыжи. Ибо вся семантика, все связи уже собраны в массивах пользовательских данных.

Но для этого сам поисковик должен перестать быть "отстраненным наблюдателем" с одной всеобщей линейкой. Ему нужно включить в себя эту фрактальную структуру Интернета. А зачем ему так напрягаться, если вполне можно стричь "длинный хвост" под одну линейную гребенку типа AdSense? Даже Бреда Фицпатрика со всеми его мыслями о социальных графах не подпускают к социальным сетям. Так что скорее всего, купленные Гуглом социальные проекты будут "перевязываться" по-простому. Типа, воткнем ролики YouTube в тот же AdSense.

Последовательный ученик Гугла, то бишь Яндекс, работает еще проще. Они даже открыть женский раздел не хотят. "Нишевая", говорят, аудитория. Ну понятно. Яндексу вполне хватает поисковой рекламы в нынешнем линейном виде - с дорвеями, линкбомбингом и прочей оптимизаторщиной. Просто некоторые виды поисковой рекламы они называют "белыми", а другие "черными". Наверное, изобретатели цветного телевизора тоже помучились с его внедрением - производители черно-белых доказывали им, что и так хорошо.

Профсоюзы

В этом году в Рунете очень заметна тенденция "клубления". Можно рассматривать это как альтернативный "путь снизу" к построению фракталов вместо порталов. Тем более что офлайновое общение настраивает более естественные социальные связи. Даже если они возникли из Интернета, в офлайне они могут обточиться об углы реальности. И тогда, допустим, вместо сетевого сборища "людей по общей теме" мы уже будем получать структуры с более явным пониманием, где "крепкая ветка", а где просто "шум листвы".

Но это только предположение. Уже случившиеся примеры "клубления" показывают, что тут есть свои перекосы. Скажем, Олег Бунин устроил профсоюз IT-шников, и они вовсю клонируют свои конфереции. Но помимо этих офлайновых мероприятий, никакой новой связности IT-шиков Рунета пока не наблюдается. Это при том, что Бунин в свое время cделал социальный сервис "Планета-Рамблер". Так что и у РИТа могла бы появиться интересная сетевая структура. Ан нет, пока только встречи с докладами. Возможно, потому, что на программеров идет большая охота. А охотникам, то есть спонсорам РИТа, удобен именно такой формат - с докладами, пиджаками и... не особо сильными горизонтальными связями в профсоюзе.

С другой стороны, есть попытки устроить профсоюзы без понимания стимулов для объединения. Я имею в виду "Профсоюз социальных сетей", предложение которого на "Блогкэмпе" не получило бурной поддержки. Ну предупреждал же Шепелев, что блоггеры - это армия одиночек. Однако посмотрите, сколько восхищенных отзывов о "Блогкэмпе"! Значит, что-то их все-таки объединяет. И мы знаем, что именно. Блоггер - это ведь эксгибиционист. Порно-актер, фактически. Я бы рекомендовал организаторам "Блогкэмпа" в следующий раз пригласить несколько опытных adult-вебмастеров. Вот тогда у них все завертится.

PS. Архитектура?

Иногда мне кажется, что во всем виноват главный диджей Тимоти Бернерс-Ли, который притащил в Интернет эту раковую надстройку WWW, с гипер-ссылками "на что угодно откуда угодно". Ну смотрите сами. Физически Сеть организована фрактально, как кровеносная система. От магистральных каналов к локальным сеткам, везде идет этот гибкий повтор "большого в малом". Точно так же, фрактально, устроен и любой хороший тематический сайт с его разделами, и форум с его "ветками" обсуждений, и крепкое интернет-сообщество с его фрактальным распределением статусов и ролей (админы, модераторы, общественные редакторы, "новички" и т.д.) И только одна штуковина все рушит: неограниченное линкование.

Обычно говорят, мол, WWW было придумано для ученых, а они не предполагали, как будет работать эта машинка в руках толпы. Да ладно! Машинка родилась в Европейской лаборатории физики элементарных частиц (CERN). Там вокруг Бернерса-Ли постоянно ходили эти сумасшедшие ядерщики. Их хлебом не корми, дай только устроить цепную ядерную реакцию. Думаю, это сильно повлияло на мозги старика Тимоти. Вот он и создал то, что Станислав Лем впоследствии назвал "Мегабитовой бомбой".

Нет, я не призываю вернуться в ФИДО. Но хорошо бы в этих гиперссылках, именно в самих ссылках, был вшит такой маленький дополнительный механизм... Тем более, что у диджея Тимоти действительно была другая версия гипер-ссылок, но ее как бы забыли. Ну да ладно, об этом в другой раз.

разделы: мнения |

Другие мнения

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost