Пожалуй, единственным средством борьбы с "порнографией" в СМИ может стать интернет-вече как особая форма возвращения русского народа к соборности. Правда, на всемирном форуме
На обсуждение роли Интернета и СМИ была выделена целая отдельная секция. Она, быть может, была и не самой представительной по числу слушателей и количеству докладов (итоговая программа смогла уместиться в один день), однако привлекла к себе внимание достаточно весомых общественных деятелей, таких как Николас Папаниколау (один из организаторов и спонсоров "Диалога цивилизаций"). Руководил работой секции профессор
Сама по себе секция для вашего скромного слуги проходила не очень спокойно. Во-первых, присутствовал я там не только как журналист, но, в большей степени, как докладчик (совместно с главным редактором Лехой Андреевым был подготовлен доклад на тему "Интернет как объединяющее народное СМИ").
Во-вторых, оказалось что аудитория, на которую я рассчитывал при подготовке доклада (
И в-третьих, меня несколько смущало то, что доклада у меня нет, так как накануне мой
Основной был такой: российские СМИ (особенно интернет-СМИ) являются достаточно убогими в плане получения собственной информации, так как это дорого, и вообще дают крайне неэкологичную информацию, которая не приспособлена ни для чего более, кроме убийства рабочего времени в офисе. Это отлично видно по
Впрочем, для лучшего понимания этой идеи в докладе были приведены некоторые исторические вехи. После развала СССР упали тиражи центральных газет, а новые СМИ начали идти на поводу у бизнеса и растеряли доверие населения. Развитие рыночных отношений, как ни парадоксально, убило и другой альтернативный формат обмена новостями: по мере заполнения магазинов товарами в постсоветский период исчезли очереди, которые раньше обеспечивали населению некоторую дополнительную информационную подпитку.
В этой ситуации обучающую роль стали играть самоорганизующиеся интернет-сообщества, аудитория которых без посредников консультирует друг друга по практическим вопросам выживания. Сообщества эти даже понемногу вышли на политическую сцену - тут и протесты праворульных автолюбителей, и «оранжевая революция» в Украине, где, говорят, активно использовался Интернет.
Но все эти схемы социального взаимодействия пока очень хаотичны, подвержены разного рода жульничеству, а главное - не являются массовыми. Тут собственно мы и пришли к наблюдению статистики: пиковая загрузка на Рунет приходится на рабочие будни, т. е. Интернет пока не стал для россиян инфраструктурным элементом, а является «офисным убийством времени».
В ответ на это Благица Стойкоска, представитель компании «Македонские телекоммуникации», заметила, что ничего тут особенного нет. Мол, такая схема потребления интернет-услуг характерна для развивающихся стран, и она сама предпочитает не пользоваться дома Интернетом из-за дороговизны, а пользуется им лишь только на работе.
Однако какие жизненные вопросы человек может решать, находясь на работе? Да практически никаких - все советы, которые он получит таким способом, не вызовут ничего, кроме раздражения: в момент их применения жизнь сделает финт ушами, и отклонится от, казалось бы, таких простых и понятных жизненных схем. И под рукой в этот критический момент, вне уютного офиса, не будет никакого Интернета, чтобы найти нужные уточнения. Уже в Израиле схема использования Интернета
А еще по итогам доклада Сеймур Паперт высказал предположение, что Интернет в России сейчас приблизительно на той же ступени развития, что и в Канаде пять лет назад, и в дальнейшем мы придем к нынешнему канадскому уровню.
Лично я нисколько не сомневаюсь, что рано или поздно в плане Интернета мы Канаду догоним (как минимум человеческой массой задавим). Но то, что Интернет этот будет таким же, как и в Канаде, вызывает определенные сомнения. Может, это для западного человека, с его культами self-made man и do it yourself, вполне достаточно просто насытить Интернет сервисами, с которыми пользователь будет разбираться самостоятельно, в поисках решения своих проблем. В России же, с ее тягой к соборности, необходимо еще и создавать около сервисов площадки, на которых можно обсудить свои действия с коллективом.
На эти площадки, вполне возможно, будут запускаться специально обученные менеджеры по продажам, которые будут разводить молодняк на покупки экологичными способами. В общем-то уже сейчас вырисовывается такой пласт людей, стремящихся передоверить ответственность за какие-то свои действия доброму дяде из Интернета. Практически в любом тематическом интернет-сообществе время от времени проскакивают вопросы в духе "мужики, а я вот не знаю, че бы мне тут купить - хочу того и этого, но шут его знает..." - остается только найти людей, которые смогут отвести их в стойло.
По сути все это не что иное, как форма вечевого управления. Правда, есть отличие от древнего Новгорода - децентрализация вбрасывающих вопросы на повестку дня, и вроде как свободная воля спрашивающего. Вопрос только в том, насколько "вечевики" свободны от "вече". И если они действительно от него независимы, то зачем на него ходят?