Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Театр одной вешалки

| 31.07.2007 13:38

"Володя Мабуга и Лиля Девятая Колонна...
были великие клакеры. Они дышали театром.
Они могли сорвать спектакль или поднять до
невозможной высоты. Я видел, как преклонялись
перед ними Лиепа, Лепешинская, Васильев. Они
понимали, что от них зависят, и я испытывал
гордость за то, что Лиля и Володя играют
такую огромную роль".

(Александр Голубев. "Я подсказываю, где надо хлопать")


Тот факт, что я уже семь лет упорно не завожу себе ЖЖ, давно стал темой для приколов моих знакомых. Недавно я даже прочитал, что мне не позволяет это сделать какая-то религия. Это меня особенно насмешило. И вот почему.

Еще в далеком 2001 году я несколько раз объяснял, почему у меня нету этого стандартного голубого блога, который, словно вирус, в тот год заразил кучу моих знакомых. И объяснение мое состояло как раз в том, что я не хочу подчиняться новой религии. В статье "ЖЖ для Патриарха", это формулировалось вот так:

"Я и сам убедился в сектантской силе этой системы, когда в прошлом году один известный деятель Рунета пригласил меня поучаствовать в написании книги о русском Интернете. Вообще-то, я давно носился с такими идеями и, наверное, мог бы принять его предложение... если бы он не предложил мне для этого завести свой эккаунт в ЖЖ. По его словам, только таким способом я смог бы увидеть те материалы книги, которые уже есть, и принять участие в процессе. Почему человек не мог выложить текст на собственном сайте и прислать мне ссылку? Возможно, он и сам не задумывался об этом. Но я уверен: после того, как я завел бы свой эккаунт в ЖЖ, этот человек так же легко предложил бы мне проделать какой-то следующий ритуал, вроде покупки колоды магических карт. А еще через неделю я бы уже плясал у костра с девушками в одном кружевном белье и, закатив в небо глаза, прославлял бы Великую Белую Мать".

И вот теперь, наблюдая, как Антон Носик с кучей других известных ЖЖотов распускают сладкие слюни по поводу блоггерского обеда с британским послом, я могу констатировать, что прогноз сбывается. Остается только уточнить детали.

Мягкая подсадка

При произнесении таких фраз, как "контроль над сознанием" или "послушное стадо", в воображении обывателя наверняка всплывут стереотипные образы систем, где такое обычно происходит - "диктатура", "армия", "тоталитарные секты", ну или хотя бы "жесткая корпоративная этика". На самом деле, управлять так называемым свободным человеком современности гораздо легче, чем во всех перечисленных случаях.

Вот смотрите. Скучающий свободный человек видит театральную афишу. Сам, по своей воле, покупает билет и садится смотреть представление. В какой-то момент в зале начинают хлопать. Причем начинают всего два-три человека. Это такая специальная профессия, возникшая несколько веков назад. Называются они "клакерами". Но наш свободный зритель даже в XXI веке не знает об этом. Он просто автоматически начинает хлопать вместе с этими двумя-тремя. И вот уже весь зал бьет в ладоши, как заведенный. Хотя никто не стоит над душой с пистолетом.

Аналогичная штука на спортивных стадионах называется "мексиканской волной", это когда футбольные фанаты начинают вскакивать с мест. Процесс идет волнообразно: вскочили соседи - и ты вскочил. Подсчитано, что "волна" всегда раскручивается против часовой стрелки со скоростью около 12 м/с. А для запуска "волны" на многотысячном стадионе достаточно всего дюжины "первых вскочивших".

Главный принцип такого управления толпой всем известен. Чтобы люди выдавали одинаковые предсказуемые реакции, они должны быть одинаково запрограммированы. Другое дело, что в армии, секте или корпорации программа грубо "вбивается внутрь", в виде персональных принципов поведения.

А в случае театра или стадиона - одинаковость создается на ходу, путем сосредоточения внимания толпы на общем зрелище. Парадоксальный фокус: среда вроде бы разнородна, люди очень разные - но общее зрелище синхронизирует ощущения и резко повышает шанс одинаковых действий. Хотя сама эта общая связь совершенно виртуальна. Как серверная программа вместо клиентской: вроде бы у тебя ее нет, вроде ты свободен - но на самом деле вовлечен, а значит, управляем.

По тому же принципу работают и массовые блоговые площадки. О нет, они не занимаются тупым зомбированием, как классические СМИ. Но привязка к одинаковости все равно работает. Домашние дневники могут выглядеть как угодно: блокнот, альбом, записки на салфетках, у всех свой почерк. А вот серверные жежешечки - одинаковый, синхронизирующий набор действий и сервисов. Да еще и связаны в общее шоу - комментами, френдами, рейтингами, флеш-мобами. Для управления такой толпой остается только добавить несколько клакеров. И остальные будут хлопать в ладоши, как миленькие. Невзирая на то, что пришли в театр вроде по собственной воле, и каждый сидит в кресле в своей позе, а не стоит по стойке "смирно".

Английские булавки

Использовать "элиту ЖЖ" для подобных целей начали сразу после того, как появился СУП. Тут и первая тусовка с Фицпатриком, и фотосессия в Rolling Stone, Букер с Лунгиным. В большинстве случаев, как и с приглашением британского посла, ЖЖ-юзеры даже удивлялись: не являются ли эти приглашения каким-то розыгрышем? Ведь зовут не отдельных блоггеров по специализации, а некую общую толпу "тысячников".

Ну, так замените слово "тысячник" на слово "клакер", и все станет ясно. У британского посла получилось пока лучше всех. А потому я добавлю тут немного лирики для любителей конспирологии.

Сам я впервые приехал в Лондон через месяц после того, как в США взорвались башни-близнецы. Всеобщая нервозность по этому поводу ощущалась и в аэропорту, где очень усердно шмонали, и в самолете, где все косились на людей восточной внешности. А когда я выпил бутылку коньяка и стал веселится, пришедшие стюарды стали выпроваживать меня в другой салон - при этом со всех сторон сыпались мрачные шутки про "террориста".

И вот после всего этого Лондон поразил меня совершенно противоположной вещью. Весь низовой слой сервиса, все лавочки, обменные пункты, шоферы автобусов, официанты - сплошные арабы. И самолеты летают прямо над центром города по нескольку раз в день, но совершенно не падают. Я вполне спокойно в Парламент зашел, посмотрел с галерки заседание лордов. Никакой террористической угрозы, в общем.

Нет, я и раньше слышал, что Англия всегда вела войны на чужой территории, и лучше всех контролировала свои колонии. Я слышал еще, что при планировании карнавальных шествий в лондонском районе Ноттинг Хилл они используют "муравьиную" компьютерную модель, что позволяет выбрать наиболее безопасный маршрут движения карнавала. Но это все как бы литература. А тогда, через месяц после падающих небоскребов, я в реальности это увидел - британцы умеют управлять толпой.

Поэтому, когда я прочел у Носика, зачем британский посол собрал ЖЖистов, я очень смеялся. Антон Борисович, похоже, в натуре верит, что посол "захотел обновить список за счёт людей, пользующихся в России реальным влиянием".

Но чтобы в это верил сам британский посол... Если бы это был посол Швеции в Греции, я бы еще понял. Но представитель державы, где до сих пор существует мощное классовое расслоение, наверняка проводит совсем другие встречи с людьми, которые действительно являются влиятельными в России. А на этот конкретный обед посол пригласил тех, кто является влиятельным лишь в одной конкретной толпе - ЖЖ. Потому что именно эта толпа рунетчиков хорошо завязана на общее шоу, так что в ней вполне сработает механизм управления через небольшое количество клакеров. Вот их и позвали в посольство. Сначала - для пробного пиара в период обстрения отношений с Россией. А там поглядим.

Справедливости ради надо отметить, что клакер - это вовсе не "завербованый агент разведки" (такие ярлыки уже появились в связи с этим британским спектаклем). Нет, клакер - это человек, который просто хлопает, свистит или рыдает в платочек в нужных местах спектакля. Большинству из них самих это даже нравится. В общем, тоже вполне свободные люди современности. Независимые блоггеры, так сказать.

Кстати, сам термин и профессия "клакер" (claqueur), если говорить об официальном признании этого явления, появились во Франции - в 1820 году в Париже было основано первое клакерское агентство. Думаю, в связи с этим стоит приглядывать и за французским послом - вдруг он тоже чего отмочит. Хотя я лично уверен, что хитрые англичане использовали клакеров еще во времена Шекспира. Просто скрытные они, англичане.

разделы: мнения |

Другие мнения

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost