Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Клава в кадре

| 14.11.2006 22:10

«...И вот приходит щастье. Включив телевизор,
мы слышим, как диктор Татьяна Миткова читает
в эфире НТВ нашу новость. Потом она немного
зависает со своим эротично-приоткрытым ртом,
и добавляет: «Текст появился… в Интернете».
На слове «Интернет» интонация Митковой слегка
подпрыгивает вверх, а ее большие глаза становятся
еще больше, как у суслика».
Худловары»)

На днях "Первый канал" оклеветал одно известное интернет-сообщество: передача о мошенниках была обильно проиллюстрирована скриншотами данного сайта, включая даже их благотворительный раздел. Естественно, коллектив из нескольких десятков тысяч пользовательниц очень возмутился тем, что с легкой руки какого-то одного телепузика их всех выставили жуликами на всю страну.

Можно было бы пуститься в опровержения и рассказать, что на самом деле форумы этого сообщества отличаются от других довольно жесткими правилами модерации. И что упомянутая попытка мошеничества была сразу блокирована - еще полгода назад, когда это все и произошло. И что правила модерации с тех пор не раз менялись, дабы такие случаи еще лучше регулировать. И т.д.

Но это не имеет никакого отношения к делу. Никакой журналистской ошибки здесь нету. Просто телепередачи об Интернете могут существовать только в одном жанре - "трэш".

Что это такое? Ну вот представьте: певица Алена Апина. Она вам нравится? Ну, а кому-то нравится. Можно поспорить о вкусах. А теперь представьте пожилого одноногого гомосексуалиста без слуха и голоса, который изображает на экране Алену Апину. Тут уже споров о вкусах не будет. Это так похабно, что даже удивительно! На этой удивительности и построен жанр "трэш".

Не все телевидение работает в этом жанре. Есть еще красивые технологии зомбирования, в основе которых - яркий видеоряд и подложенная под него звуковая дорожка пропаганды. Но в передачах об Интернете это не работает. В них проблема видеоряда - это самый дикий гемор. Поэтому такие передачи естественным путем скатываются в нишу "трэша". В этой нише они обитают уже 10 лет и никуда выбираться не собираются.

Сейчас я опишу основные приемы этого удивительного искусства, а вы можете сравнить их со своими наблюдениями и сказать, попал я или нет.

Одухотворенные пальчики

Наиболее удачно этот прием был разработан в передаче "Ночной странник", которую запустили лет пять назад в Питере (сейчас идет на СТС-Петербург). В передаче никогда не было видно лица ведущего: только руки. Вот руки бегают по клаве ноутбука, открывая сайты с веселой порнушкой, вот руки наливают себе коньячок или звонят девушкам по телефону. Зритель получает неплохой "эффект присутствия": ведущий как бы становится "скином" для самого зрителя. Ну, как в компьютерных играх - только руки свои виртуальные видишь.

Однако достичь такого симпатичного эффекта можно только в отдельной, специально разработанной передаче про Интернет (каковых сейчас почти и нету). А в скоростных-новостных сюжетах, остается только банальная заглушка: пальцы на клаве. Спросите Алекса Экслера или любого другого интернетчика, попадавшего в телек, как это происходит. Ответ будет почти одинаковый: "Они пять минут записывали меня, и еще сорок минут - мои пальцы".

Но это еще не худший случай, когда пальцы авторские. Чаще трэшовые сюжеты просто вырезают пальцы из каких-нибудь видео-архивов. До сих пор модно тырить хакерские распальцовки из американских фантастических фильмов. А в будущем мы, наверное, все чаще будем замечать в кадре конечности с надписью "Made in China".

Паленая графика

Самой смешной передачей в этом духе было "Интернет-кафе" на ТВЦ. Ведущую там одевали в какой-то космический гандон (считается, что высокие технологии ведут нас к гандонообразной одежде, что вполне логично), а затем вставляли это хорошо защищенное тело ведущей в фантастические трехмерные интерьеры. Короче, высокий полет.

Увы, желание сделать то же самое, но быстро и массово, в обычных передачах ведет к изрядному упрощению. Когда я работал в "Новостях высоких технологий" (Рамблер-ТВ), у нас там был специальный парень, который качал из Интернета превьюшки новых компьютерных игр. Это и составляло основную заглушку видеоряда. Остальные дыры заполнялись статичными картинками, тоже натыренными из Интернета. Фотки, которые иной веб-мастер даже на свой хомяк не поставил бы из-за низкого качества, запросто разлетались по стране в самой высокотехнологичной трэш-телепередаче.

Сайты без названий

Почему сайты не стоят первым пунктом, хотя речь идет об Интернете? Да просто это очень сложный объект для трэш-съемки. Поэтому телесюжет про Интернет содержит сайты только в крайнем случае. Когда отрезанных пальцев Алекса Экслера или монстров из "Квейка" уже никак не хватает. Ну, можно еще вставить коробку от лицензионной версии Microsoft Windows. Потом ряд коробок в проекции. Так, еще пять секунд заполнили. Теперь компьютер, вид сбоку. Еще сзади, сзади сними! - шнур и порты крупным планом! Нет, все равно мало картинок. Блин, придется снимать чертовы сайты!

В принципе, сайтов красивых найти можно: тот же "Ночной странник" это делал неплохо. Но опять же, скоростной режим теленовостей не предполагает долгой возни. Помнится, как-то я написал для "Новостей высоких технологий" симпатичный материал про галереи 404-х ошибок. С кучей ссылок, минут на десять красоты хватило бы. Однако телеоператор не парился: почти весь сюжет на экране показывали десктоп с пустым окном "Эксплорера" и надписью "Идет загрузка". С тех пор я больше не парился с телевидением.

Но тут есть еще один ловкий ход трэш-ТВ. Впервые он был обыгран в передаче "Интернет-кафе": можно вообще не называть сайты и даже их "шапку" не показывать. А просто использовать "скопом" для иллюстрации собственного бреда. Связан ли сайт напрямую с темой, не сильно важно. Чей кусок страницы мелькнул, мало кто разберет. А вместе десяточек таких мельканий, и вот уже закрыли тему.

Поэтому история с Евой - это еще цветочки. Там, допустим, можно было ошибиться в тонкостях работы сообщества. Однако в треш-ТВ вопрос "разбираться" вообще не стоит. Главное, нечто похожее показать. А похожее можно найти в Сети по ключевым словам. Поэтому в сюжетах об интернет-мошенничествах запросто мелькают сайты вполне официальных и хорошо работающих интернет-магазинов.

Пляшущие человечки

Многие высокие технологии нельзя ни съесть, ни выпить, ни показать по телеку. Однако можно показывать людей. Довольно забавно это делали в передаче "Сеть" на ТВ-6 (потом она ушла на радио). Телеведущий этой передачи то в зоопарк ходил, то еще на какие-нибудь натурные съемки. Сейчас похожий трюк использует программа "Москва: инструкция по применению" - ужимки и похождения симпатичных корреспонденток удачно заполняют экран даже при полном отсутствии чего-либо содержательного.

Кроме ведущих, есть разные статусные личности, которые могут рассказать про Интернет. Их тоже можно показывать в виде интервью. Правда, их надо искать и выбирать. Но мы же говорим о скоростном трэше! Там все проще.

Вот приехал Гейтс со своей "Вистой". Ладно, у нас есть лицо Гейтса, картинка из зала, лицо Гейтса, картинка из зала, лицо Гейтса, пальцы на клавах, клавы на пальцах, лицо Гейтса... Но ведь это есть у всех, а где же наш эксклюзив, мы же НТВ! Срочно дать других человечков в кадр! Кто у нас самый известный по всему этому, с клавишами? Ах да, Носик, он завсегда про это. Еще кто? Ашманов? Кто такой? Ну ладно, снимайте скорее! Что, подпись? Подпишите "чуваки из интернет-компаний" и ничего больше, иначе будет считаться непроплаченной рекламой! Название можно подписывать только у Microsoft, поняли? Ну и у этого, как его... из правительства который. Медведа. Тоже подпишите пожирней, а то его опять с преведом спутают.

Искусство есть искусство

Напоследок - пара слов о попытках отступления от трэшевой ТВ-ниши. Самый лучший вариант, как ни парадоксально, является и самым простым. Такое бывает в рубрике "Загрузка" в ночных новостях на "Культуре". Чел показывает сайт. Коротко говорит, что там хорошего. Чисто по сайту, без собственных выдумок. И говорит еще, где можно посмотреть все веб-адреса, упомянутые в передаче. Все. Чистый минимализм.

Можно, конечно, верить и в противоположное направление. В то, что какие-нибудь новые технологии представления информации повлияют на жанр. Но если это и возможно, то только в рамках отдельных, продуманных передач, а не в общей струе треш-телевизионного потока. Недавно Саша Плющев замутил передачу на основе блого-рейтингов "Яндекса". Типа такой сетевой барометр общественного мнения. Правда, рейтинги эти уже заспамлены по самые гланды, так что передача может выйти довольно комичной. Да и само ее название - Вести.net - слишком напоминает анекдот советский времен: "Правды" нет, "Россию" продали, остался "Труд" за три копейки. Ну, поглядим.

А с другой стороны, зачем требовать от трэша невозможного? У этого жанра есть свои прелести, их и надо ценить. Вот я недавно был в гостях у одного интернет-деятеля. Пили пиво и смотрели у него на нотбуке специально собранные ролики телепередач про Интернет - и ржали. Это же фактически культовая вещь уже, понимаете? "Смотри, Бивис, он сказал - интернет-телефония! И они уже целую минуту показывают телефонную трубку!"

разделы: мнения |

Другие мнения

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost