Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июль 2012  
пн вт ср чт пт сб вс
           
8
15
16 17
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

Кинутые через "Киндл"

| 02.08.2010 01:27

На прошлой неделе российское литературное сообщество мощно описалось кипятком на тему электронных книг. Оно вообще часто так делает - но в этот раз струя была очень оптимистична, прямо в светлое будущее. Наша тема, в общем.

А случилось вот что. Американский литературный агент Эндрю Уайли и его издательство Odyssey Editions заключили эксклюзивный контракт с Amazon.com на продажу кучи электронных версий книг. Причем контакты заключены в обход бумажных издателей - которые вроде бы владеют какими-то правами, но не всеми. Так по крайней мере решил Уайли: многие контракты были заключены до того, как появился Интернет, соответствующих пунктов про электронные публикации там нет - следовательно, авторы не продавали эти права "бумажникам". А значит, могут продать их новому, электронному посреднику в лице Уайли. Или самостоятельно торговать книжками через Интернет, как уже начал делать писатель Рю Мураками (не Харуки).

А тут как раз бум электронных книг - на "Амазоне" продали больше электрочиталок, чем бумажных. И вдруг всем открылось, что электронные книжки - это самостоятельная индустрия, а издатели бумаги могут пойти лесом.

Вообще-то все это давно известно. Но ведь пока New York Times не напишет, русский мужик не перекрестится. Ну и наша нищеанствующая интеллигенция завелась. На "Снобе" пошли дебаты на очень высокие темы. Даже писатель Сорокин вылез из гроба с баяном:

"Большое заблуждение, что физические книги отомрут. . . Книгу можно положить под подушку, на ней можно резать колбасу, ей можно бить по голове, ее можно сжечь. В ней есть определенная мертвенность. И это важно. А в электронной книге присутствует нездоровая живость. Это раздражает.".

Или вот еще дискуссия - а нужен ли теперь писателю издатель? Ах, какой важный вопрос! Как же авторы будут сами издаваться, разве им не нужны редакторы (а значит, издатели)? Но с другой стороны, свобода... Этот баян тоже изрядно пожевали, и не только на "Снобе".

Я же хочу остановиться на комментарии литературного агента и критика Александра Гаврилова. Он ближе других подошел к главному. Но увы, сразу же отошел в сторону от неприятной правды, которая не вписывалась во всеобщий пафос.

Уайли по-русски: следите за руками!

Гаврилов напомнил товарищам, что авторские права разнообразны, а в России это вообще "особая стать". Но вот что он пишет дальше:

"Я, честно говоря, предполагаю, что русские электронные издательства довольно скоро возникнут. Но вот в чем будет их проблема: если в англоязычном мире, особенно в Америке, выстроена готовая инфраструктура, позволяющая, в частности, распространять книги, не заморачиваясь техническими проблемами, то в России она находится в зачаточном состоянии. Не существует формата защищенных ридеров, как Kindle, не существует качественной системы распространения контента, которая так или иначе защищала бы права автора, и так далее. Нынешняя инфраструктура Рунета вся устроена интернетовскими доброхотами, которые об авторском праве имеют весьма пещерные представления. Как результат, для полноценного коммерческого функционирования она не приспособлена".

Я не знаю, то ли Гаврилов действительно с Луны свалился, то ли он специально приврал. Зачем "предполагать" появление русских электронных издательств, если "Литрес" существует уже четыре года. Он уже на "Озоне", на Mail.ru, на "Софткее" и так далее. Он уже монополизировал рынок.

Коммерческое функционирование, инфраструктура? Да прекрасно оно работает! Только кто вам сказал, что для этого нужны "форматы защищенных ридеров"?

Смотрите, объясняю на пальцах. "Литрес" продает множеству площадок свои "витрины". Формально это вроде тот же самый магазин электронных книг, который с авторами заключил договоры. Но фактически - это множество новых страниц на другом сайте. А значит - этот сайт получает дополнительный трафик себе, возможность показа множества своих рекламных баннеров и переходы на другие разделы своего сайта. При этом Mail.ru или "Софткей" могут вообще не продавать ни одной книжки! У них и так уже происходит "коммерческое функционирование" с помощью этих электронных книг.

Или вот другая схема. Про пиратов вы конечно слышали? Это тоже издатели, если кто не в курсе. И зарабатывают они на рекламе. А кто им рекламу дает? Белые, пушистые, легальные компании. И посредники в этой схеме - тоже белые, легальные, всем известные. Например, "Яндекс".

Хотя об этом Гаврилов мог и не знать. Это просто у меня такое странное развлечение - выложить свою книжку в Интернете на своем сайте, а потом наблюдать ее путешествия и отслеживать всякие "инновации" на этом пути. Вот недавно я снова решил поискать ее в "Яндексе". Обнаружил на первом месте выдачи нового игрока - пиратский сайт Webreading.ru, он же Readr.ru. Я конечно удивился. Ведь "Яндекс" постоянно рассказывает нам, какие у него мощные алгоритмы отсева всяких жуликов. А тут - не авторский сайт, не легальный магазин, а свежий пират на первом месте.

Посмотрел я тогда, как этот Readr.ru зарабатывает. А на нем крутится реклама книжного магазина Ozon.ru. А у этого магазина тот же владелец, что у "Яндекса"! Сразу и схема отбеливания вырисовывается - правая рука (Яндекс) гонит читателей к пирату, а пират перекладывает на левую руку (Ozon). И все беленькие. Вот вам коммерческое функционирование. А вы хотели другого?

Невинные бумажные овечки

Более существенное заблуждение (или недоговорка) Гаврилова - про пещерные представления об авторском праве у "интернетовских доброхотов". На самом деле, все ровно наборот - нынешние интернет-издатели имеют очень хорошие представления о российской системе авторских прав. И о том, как можно извлекать выгоду из этой системы. Новый стартап бывшего пирата руководителя "Литреса" Алексея Кузьмина (биржа авторских прав) - наглядный тому пример.

Вот только зачем постоянно кивать на интернетчиков? Замечательными представлениями об авторском праве у нас всегда славились бумажные издатели. Тут можно вспомнить вторую горячую тему прошлой недели - как издательство "Терра" отсудило 7,5 миллиардов у издательства АСТ за издание Александра Беляева, который умер в блокадном Ленинграде и тем самым изменил срок своего копирайта. Фантасты вроде Каганова сразу завопили, что АСТ - бедная овечка. Но как выяснилось, к овечке применили ее собственные кровожадные методы.

И эти люди якобы не знают, как дурить людей с помощью Интернета? Да бросьте. Они давно пользуются всеми трюками оптимизации. Они давно научились делать моментальные фотожабы в качестве обложек книг (зацените красоту - а в комментах там еще лучше). Так неужели они не разбираются в правах на электронные книжки?

Отлично разбираются. И выводы делают свои. Не шумят, как Уайли, про разные авторские права. А наоборот, тихо сдают книги всех своих авторов в тот же "Литрес". Просто автоматически. Был бумажным автором - а уже продают электронного. И никто из авторов особо не вякает про "отдельные электронные права". А сам "Литрес", кстати, давно куплен издательством ЭКСМО. То есть бумажный издатель вполне себе зарабатывает на электронных книжках. Причем без указания тиражей.

Коротко о главном

Вот теперь основная правда. Если кто и будет лохом в новом лохотроне "электронных книг" - так это автор. Дурить его с помощью Интернета будут даже сильней, чем в бумажных издательствах. Ведь без посредников все равно не обойдется. И новые интернет-посредники будут еще хитрее, как показано выше.

А кто виноват? Да сами авторы и виноваты. Давно прошли те времена, когда русский писатель был символом просвещения, первооткрывателем всего нового, борцом на баррикадах и в "горячих точках". Увы, нынешний русский писатель - безвольное и необразованное быдло, дойная корова из голубого сала, живущая под мифической, давно выдохшейся аурой своей высокой профессии.

Так какая вам нахер инфраструктура распространения, товарищи коровы? Вы хотя бы научитесь читать свои копеечные бумажные договоры сначала. Или хоть раз выбейте нормальные деньги из уже существующих электронных издателей ваших книг. Наконец, попробуйте сами продавать свои книжки через Интернет - или придумать другую схему, при которой зарабатывать на электронной публикации будете вы, а не только пираты.

Лениво, да? Ну, тогда не нойте, если вас снова кинут. Через "Киндл", через мобилу или через бумагу - какая разница.

разделы: мнения |

Другие мнения

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2012 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost