Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Бес денег

| 13.10.2008 13:50

Эта статья была написана в 2005 году для бумажного журнала "Парадокс", от которого не осталось электронных архивов. Но у меня есть свой архив, и я люблю сверять прогнозы с реальностью.

Те, кто застал советское время, помнят, что вместе с коммунизмом нам обещали исчезновение денег. Может показаться, что победивший капитализм идет к тому же - мы все чаще пользуемся "безналом".

Однако деньги в этой системе не исчезают. Они остаются в банках. Более того, банки обещают, что со временем суммы на наших счетах будут расти. Но откуда берутся эти добавки? Они возникают в процессе странных игр с самими деньгами - и постепенно это всемирное казино делает нас своими заложниками. Деньги начинают жить своей жизнью. Человек, получающий стабильную зарплату за стабильную работу, спустя несколько месяцев уже не может купить на нее те же товары, что мог купить сегодня. Получается, что благосостояние человека зависит не от его способностей и опыта, а от "курса доллара" или "банковского кризиса".

И каждый новый кризис все глобальнее. Бернар Льетер, один из разработчиков валюты евро, в своей книге "Будущее денег" оценивает вероятность всемирного денежного краха в ближайшие 5-10 лет как 50 на 50.

Как же спастись? Нужно привязать деньги обратно к реальности, чтобы они вновь стали средством обмена, а не накопления. Вот несколько вариантов:

1) Временные деньги. При хранении они не "растут", а "портятся" - что вынуждает их тратить. По мнению Льетера, именно они были залогом процветания многих культур прошлого. В древнем Египте за меру зерна, засыпанного в общий амбар, человек получал жетон, который являлся валютой. Но через год за 10 жетонов можно было получить лишь 9 мер зерна, потому что оно подвержено порче, да и сторожам нужно платить.

В конце XIX века экономист Сильвио Гезелль предложил аналогичную идею - деньги нужно считать общественным достоянием и ввести небольшую плату за их использование. В 30-е годы такие деньги "с отрицательным интересом" успешно использовались в Европе, наряду с официальной валютой. В австрийском городе Воргл это даже привело к тому, что люди стали заново сажать вырубленные леса - вкладывать деньги в реальность стало выгоднее, чем копить. Однако эксперимент был остановлен: банки не хотели терять свою денежную монополию.

В будущем подобные денежные системы могут быть возрождены, и сделать это совсем несложно. С денег на банковских счетах можно брать "штраф за простой" автоматически - получится эдакий дозируемый и контролируемый микро-кризис, который предотвращает макро-кризис, ведущий сразу к замораживанию счетов.

Что касается наличности, в ней можно использовать встроенные чипы - как в электронных билетах на метро, которые становятся недействительными спустя какое-то время. Ну или просто делать бумажные деньги из экологичной бумаги, которая растворяется через год.

2) Местные валюты. Сейчас в мире насчитывается более 2000 сообществ, использующих свои собственные деньги, "привязанные" к товарам сообщества и не зависящие от прихотей мировых валют. С появлением Интернета такие сообщества не ограничиваются географической близостью. Так, у поклонников игры EverQuest есть виртуальная страна Норрат, предметами которой можно торговать на сетевых аукционах. Средняя зарплата норратца - 3,42 доллара за час игры, а из валового национального продукта на душу населения приходится 2266 долларов. По этому показателю виртуальный Норрат стоит на 77 месте в мире, аккурат между Россией и Болгарией.

Понятно, что игровые артефакты - не лучший пример актива для обеспечения валюты. Здесь гораздо интереснее посмотреть на сообщества, где виртуальная валюта обеспечивается чем-то более содержательным - например, позволяет приобретать дополнительные услуги (увеличивать размер своего дискового пространства и т.д.)

В некоторых проектах виртуальные валюты можно обменивать на реальные деньги или еще какие-то офлайновые бонусы (скидки в магазинах, билеты на мероприятия).

С развитием подобных сообществ останется только налаживать механизмы конверсии одних местных валют в другие - и тогда, будучи мастером "в своей мире", можно не бояться зависимости от курса доллара.

3) Электронные ресурсы как валюта. Сам по себе сетевой трафик давно является своеобразной валютой, используемой для взаиморасчетов в Интернете. Причем валюта эта - скоропортящаяся, ее нужно быстро тратить, так же как в случае временных валют, описанных выше. Более того, ценность этой валюты постоянно уточняется за счет внедрения более точных механизмов учета трафика и более продвинутых форм рекламы (вчера продавали показы, сегодня клики, завтра уже понадобится аудитория с заданными соц.дем-параматрами, и т.д.). Именно это дает трафической валюте "привязку к реальности".

Интересный вариант, комбинирующий (2) и (3) - когда в качестве валюты используется загрузка в P2P-сети (больше отдал в сообщество - больше получил от него).

Валютой также могут быть персональные компьютерные ресурсы, которые участвуют в самых разных проектах распределенных вычислений. В 2002 году сеть Anthrax Project, связавшая миллион персоналок, за месяц выбрала из 3,5 миллиардов молекулярных формул 300.000 кандидатов на роль лекарства от сибирской язвы. А директор проекта SETI@home Дэвид Андерсон вынашивает проект "всемирной операционки" для любых вычислений "на заказ" - система будет отслеживать вклад каждого участника и переводить в обычные деньги.

4) "Нетуральный" обмен. Почему денежные отношения заменили натуральный обмен? Потому что увеличение разнообразия товаров и потребностей отставало от "информационного сопровождения" этого разнообразия. Не будешь же ходить по всем рыночным площадям со своими помидорами, ища того, кто даст за них велосипед, да еще ведя споры о количестве помидор, эквивалентных по ценности велосипеду! Фактически, деньги стали "первым Интернетом" - то есть первой универсальной информационной системой, которая связала все объекты мира через их виртуальное представление. Вот только беда в том, что у этого всеобщего виртуального протокола лишь один параметр - цена в деньгах.

Современный Интернет дает гораздо более широкое "информационное сопровождение" объектов. Виртуальное представление товара в Сети может быть сколь угодно подробным и многофакторным, а поиск позволяет организовать моментальную связь с потребителем. Чуть более умные поисковые сервисы могут организовывать и обменные связи - среди всех потенциальных потребителей находить тех, кто предлагает что-то нужное в обмен. Это может быть выгодней, чем работать через "бутылочное горлышко" одномерного финансового протокола (то есть продавать за деньги свой товар, а потом покупать на них чужой).

5) Коллективная собственность. Возможно ли, что люди вообще откажутся от денежных отношений? Ну, по крайней мере в сфере IT-продукции нечто подобное уже давно имеет место. Правда, преграды еще есть. Прежде всего, старые принципы защиты собственности, перенесенные в информационный мир. Патенты и копирайты создают здесь искусственный дефицит - ведь реальные издержки производства в инфо-мире (копирование программ, музыки и пр.) близки к нулю.

Альтернативные принципы инфо-экономики - такие, как General Public License Ричарда Столлмана и Creative Commons Лоуренса Лессига - сами по себе не создадут новых видов денег. Но их распространение уже способствует росту сообществ, в которых идея свободного обмена информацией торжествует над алчностью старого мира.

Кстати, на Западе такие сообщества все чаще называют "коммунами". Что-то знакомое, правда?

разделы: мнения |

Другие мнения

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost