Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Пираты и эволюция

| 04.04.2008 13:55

Месяц назад у нас была опубликована статья о пост-платежах за цифровые продукты. В комментариях к ней промелькнуло заявление, что идеи свободного распространения без гарантированной предоплаты автору - "это не эволюция, это шаг навстречу пропасти".

Я попробую доказать обратное: здесь эволюция идет как раз в правильную сторону. Другое дело, что ей мешают. И не только борцы за копирайт, но и их противники. Заранее извиняюсь, что начать придется с разжевывания деталей, которые многим и так известны.

Шаг 1: Смена носителя

Анти-эволюционный характер современной издательской системы может понять любой человек, если посмотрит, сколько у него дома валяется ненужных книжек. Есть книжки, которые мы вообще не дочитываем. Есть такие, которые дочитываем, скрипя зубами - потому что заплатили же! Еще бывают книжки, которые увлекательно читать, но после прочтения в голове не остается ничего, и второй раз читать ее никогда не будешь. Наконец, есть книжки, в которых читатель находит пару-тройку интересных мыслей - но это вроде пары-тройки изюмин в огромной кастрюле пресной каши.

В общем, из сотни книг в среднестатическом жилище оказывается дай Бог пяток "полезных", которые действительно имеет смысл держать дома. Чаще всего это телефонный справочник, кулинарная книга и какая-нибудь энциклопедия.

Отчего у нас столько ненужной макулатуры? Хороший вариант ответа дал Ричард Докинз, который придумал науку меметику как сестру-близняшку генетики. В человеческом геноме всего два процента генов отвечают за человеческое. В остальном ДНК человека совпадает с ДНК мышей и обезьян. Спрашивается, зачем нам нужны остальные 98%? А затем же, зачем ночная электричка везет двух пассажиров - и еще десять пустых многотонных вагонов. Просто есть такая критическая масса, ради которой стоит запускать электричку. А потом она будет бегать, даже если пустая.

Та же хрень с литературой. "Толстая книга" - ДНК бумажной литературы как носителя информационных генов. Никто не будет запускать тяжелую Гуттенбергову копировалку ради одного мелкого мема: одного стишка или рассказика. Но стоит навалить кучу до критической массы в полмегабайта - и печатный станок закрутился. И та самая "горсть изюма" протаскивается в массы с помощью кастрюли каши.

Использование другого носителя - который проще копировать - легко сокращает критическую массу junk DNA. В Интернете можно получить свои несколько тысяч читателей для одного рассказика или просто одной "мысли дня" в блоге.

Шаг 2: Отбор и вирусы

Невзирая на сказанное, миллионы людей продолжают покупать полумегабайтные бумажные кирпичи, где даже нет серьезных историй и сильных героев, как в былые века. Только мелкие мозгоебские мемчики. Как же это выходит? Одними лишь амбициями кучки гуманитариев это не объяснишь. Тогда обычно называют другую причину: "аудитория сама этого хочет". Такие у нее "примитивные потребности".

Но у древних греков тоже были примитивные потребности. Тем не менее, от них нам достались такие красивые мифы, что выдержали тысячи лет переизданий. Можете представить хоть один "роман" русской литературы XXI века, который будет интересен людям... ну хотя бы через 20 лет?

Само собой, отбор есть и сейчас. Но раньше он работал иначе. Те самые мифы возникли еще до литературы - в живой устной среде, где не было никакого бумажного монополизма. Зато была прямая и обратная связь со слушателем. Если ты занудно вещаешь про обычную серую гадюку, которую прибил Ванька из соседней деревни - баян, выпей яду! Но если гонишь про Стоглавую Гидру - тоже плохо, могут и в рожу дать за вранье. Так в муках естественного отбора и рождается с детства знакомый мем - Змей Горыныч с тремя логичными головами. А заодно и полезные советы по борьбе с ним. Ту историю, которая помогла, повеселила, заставила думать - пересказывают другим. Это и есть высшая награда для мема - копирование, выживание.

А бумажная литература что? Да просто разворовала весь этот сказочный багаж, разбодяжила в тысячу раз, да пошла продавать мелким оптом, со своими обертками-бирками.

Казалось бы, Интернет с его свободой возрождает правильный, до-бумажный механизм отбора. Только надо уточнить, что именно распространяется "свободно". Скажем, вы получаете мейл с заголовком "Я тебя люблю". Не раздумывая, кликаете на вложение. После чего троян типа SirCam заражает вашу почту, вкладывает свои копии в некоторые ваши документы, и начинает рассылать эту заразу по всей вашей адресной книге с тем же рефеном "Я тебя люблю".

Очень маленький и свободный мем. И даже наверное полезный. Миллионы идиотов по всему миру за пару дней получают урок - не верить пустым любовным обещаниям. Но кроме того, вирус крадет большие и тяжелые документы с пользовательских компьютеров. А это уже не так прикольно.

Тот же троянский трюк применяют продавцы книг. С одной разницей - за вторую часть марлезонского балета платить надо. Бесплатно расходятся лишь рекламные мемы-завлекалочки - яркая обложка, красивая рецензия. Но сами книги, их полные тексты, запрещено копировать. Это называется "интеллектуальная собственность", ее отдают только с предоплатой, как кота в мешке. Мы голосуем деньгами, еще не зная, хороша ли байка. А вернуть потом не можем, как некачественный товар. И макулатура продолжает расти на полках, невзирая на XXI век.

Как восстановить естественный отбор? Да просто: свободной должна быть полная публикация, без разделения на завлекалочку и довесок. В Рунете это было сказано 11 лет назад: "На вопросе свободного распространения можно отличить настоящего человека литературы от халтурщика". В прошлом году я снова делился опытом: бесплатные публикации - это не страшно.

Но в России, как известно, верят только грому. Понадобились драконовские поправки к четвертой части ГК, чтобы снова поднялся шухер. В январе в топе блогорейтинга (тоже отбор, кстати) завис пост с предложением - нахрен запретить писателям брать деньги за книги. Те, кто зарабатывает на раздутой рекламе - те сразу загнутся. Писать будут только тогда, когда нет сил молчать. Как и писали все великие. А в свободном сетевом распространении отберется лучшее. Радикально? Но так сейчас и живут популярные блогеры. Вы где-нибудь видели блог со словами "сначала заплатите, а потом я выложу сегодняшнюю заметку"?

Менее радикальный способ: вознаграждение автору оставить - но после, а не заранее. Как раньше платили музыкантам и рассказчикам. Хорошо спел - накидали монет, плохо спел - получи тухлый помидор. Это и есть эволюция.

Шаг 3. Пираты как издатели

"И даже фото на этом цифровом панно никто не перегрузил -
все та же классическая картина времен УСОРМа:
"Суд над библиотекой Мошкова за систематическое
нарушение закона об авторском праве"...
("Паутина", 1998)

Ну а теперь, когда все наверное решили, что я буду защищать пиратство, я скажу совершенно другое. "Свободное распространение" вовсе не является синонимом "пиратства". Ошибочное тождество порождается тем же копирайтом. Все, кто против классического бизнеса на авторском праве, как будто оказываются по одну сторону баррикады. Хотя далеко не всегда являются союзниками.

Свободное распространение - это я. То есть автор, который выкладывает в Интернет свои тексты без ограничений.

А пираты - это издатели нового типа. Несомненным их плюсом (для эволюции) является то, что автор не должен бегать за ними, как он бегает за бумажными издателями с рукописью. Пираты сами находят интересные тексты; они не будут копировать книжку только потому, что автор - член Союза писателей, или ходил на семинар Стругацкого, или с ним уже есть договор на три следущие книги (которые вполне могут оказаться плохими). Короче, с этой стороны пираты помогают эволюционному отбору.

Однако в своей самостоятельности "издатели нового типа" уходят в другую крайность - не дружат с авторами. Буквально это называется "воруют". Но для данного повествования важнее другое: такой перекос создает новые ограничения для естественного процесса распространения. Посредник опять все портит.

Проверить это легко. Когда человек выкладывает у себя мой текст, им могут двигать разные мотивы. Может, даже благие. И потому на начальной стадии я им обычно не препятствую. Другое дело, когда пират начинает оправдываться некоей "концепцией", да еще и притягивает для защиты чистые идеи свободного распространения. Вот тогда я требую объяснений.

Забота о литературе? Но мой текст и так уже есть в Интернете. Выверенный автором, на личном сайте. Незачем перетаскивать его на другой сайт, теряя куски и ломая верстку. Можно просто поставить ссылку на авторский сайт.

Трудно связаться с автором? Вообще-то в пару кликов это можно сделать. Мизерная затрата времени - по сравнению с тем, сколько времени пират тратит на сканирование, верстку и другие манипуляции с чужими текстами.

А обратная связь от читателей - кому она достается? Реакция - в любых формах, будь то рецензии, деньги или тухлые помидоры - это должно попадать к автору, а не застревать у посредника. Потому что такова правильная эволюционная схема "сигнал-отклик". Иначе у автора и стимулов не будет.

Если пират сознательно игнорирует эти вопросы - я вправе считать его последней гнидой. Хотя жулики тоже могут быть инструментом распространения, но естественным / перспективным / свободным оно не является. Вот несколько историй личного общения с пиратскими библиотеками.

Lib.ru: возвращение к авторам

10 лет назад Максим Мошков не знал, откуда у него берутся тексты. Кто-то прислал - он вывесил. И у него не было времени всех авторов разыскивать. В 1998 году в рассылке ЕЖЕ, где шел наш спор на эту тему, многие подписчики на удивление легко приняли идею о том, что библиотекарю вообще не нужен автор. Чем это кончилось, известно - судом через несколько лет. Правда, Мошков подошел к суду уже в легализованном состоянии: у одних авторов он получил разрешения, а других авторов убрал. Возможно, помогли те ранние споры в ЕЖЕ-листе.

Но я сейчас не о законах. В том споре на ЕЖЕ я демонстрировал, что без согласования публикаций с автором страдает и читатель. В библиотеке Мошкова появилась нарезка текстов из моего журнала поэзии хайку "Лягушатник" - с искажениями, без имен авторов и переводчиков. Точно так же там могла оказаться любая подделка. Или троян, как бывает в пиратских видеороликах или mp3-файлах. Не очень приятная подстава, с точки зрения эволюции.

Это Мошков тоже понял - и с тех пор активно развивает журнал "Самиздат", где авторы сами публикуют свои тексты. Фактически, библиотекарь превратился в издателя 2.0.

Lib.KM.ru: освоение бюджетов

Известно, что уровень лицемерия (в том числе пиратов) напрямую зависит от суммы денег in question. Говорят, проект "КМ.Ру" освоил около 3 миллионов баксов на свою неудавшуюся "монетизацию электронных книг". При таком обкрадывании инвесторов даже смешно думать об отдельных авторах. Тем не менее, они распространили кучу пресс-релизов, где говорилось, что с авторами заключают договоры.

Это меня удивило - КМовцы сперли мой роман "Паутина", он висел у них на сайте, но никто не предлагал договоров. Ах да, я же не Маринина. Это они уточнили: мол, договоры заключаем только с ВИП-авторами, остальных просто крадем. Когда же я потребовал убрать мои тексты с КМ.Ру, ихний ушлый вебмастер заявил мне, что в этом нет смысла - все равно они "есть на других сайтах".

Я так полагаю, что в 2004 году пепел трех лимонов постучал в сердце инвесторов КМ.ру. Они позвали своих воров и спросили, куда делись деньги. Воры, не долго думая, свалили все проблемы... на коллег. Дескать, все из-за пиратов типа Мошкова. Отсюда и возникла вся эта история с судом над Lib.ru. После чего библиотека КМ.ру сама погорела на пиратстве.

Мораль: вчерашний пират легко превращается во врага эволюции. Особенно интересно вспомнить этот случай сейчас, когда начинаются всякие госпроекты по "оцифровке библиотек". Могут получиться сходные результаты: сначала распил бюджета, потом поиски виноватого на стороне - и в конце концов, новое закручивание гаек свободного распространения вместо обещаных цифровых радостей.

Lib.rus.ec: ддосеры без границ

До недавнего времени я не высказывался по поводу этих эквадорских товарищей - хотя мои тексты они тоже сперли. Но вот в марте их сайт завалили с помощью DDoS-атаки - а это уже интересно. Опять-таки, не с точки зрения абстрактных законов (они спрятались за границей, в правовом офшоре), а с точки зрения эволюции вообще.

Во-первых, пиратских библиотек много, но если заваливают одну конкретную - стало быть, неудачная у нее модель, сильно обидели кого-то. То ли авторов, которых посылали нахер, то ли других издателей. И теперь свободное распространение под сомнением. Ведь DDoS-атаки тоже не чтят государственных границ.

Во-вторых, как они будут выживать дальше под атаками? Правоохранительные органы вряд ли будут их защищать - пираты ведь. Тратить свои деньги на антиDDoSовую аппаратуру? Но тогда выйдет экономическая коллизия. Они же утверждают, что не зарабатывают на этой библиотеке. Откуда взять ресурсы? Ну а если начнут зарабатывать, по-прежнему игнорируя авторов, то еще больше врагов наживут. Не способствует выживанию.

Litres.ru: другой копирайт

В прошлом году компания "Литрес" объединила четыре крупные пиратские библиотеки (Litportal, Aldebaran, Fictionbook и Bookz) и занялась их легализацией. Цифровые книжки из этих библиотек теперь можно читать либо бесплатно, но с баннерами, либо за деньги, но в чистом файле. Авторы получают отчисления от обоих вариантов распространения. В статье о будущем свободных лицензий я уже рассказывал, что такая схема - фактически возвращение к копирайту. Позже политику "Литреса" покритиковал наш юрист Павел Протасов.

Тем не менее, возвращаясь к эволюции - это, пожалуй, единственный на сегодня "издатель нового типа" в Рунете, который предложил мне как автору более-менее вменяемую схему, связывающую всех участников процесса: и читателей, и издателя, и автора. При этом договор с автором - не эксклюзивный. Если посредничество "Литреса" мне не понравится, я могу распространять свои книжки и любыми другими способами.

Ну а чтобы проверить все это на практике - именно в этом проекте состоялась первая электронная публикация моего последнего романа "Худловары". В котором даны рецепты взрывчатки, наркотиков и редких сексуальных извращений, оскорблены чувства известных личностей, а также рассказано, как на самом деле создавался русский Интернет. Понятно, что такой книге было трудно добраться до бумаги.

Прикол эксперимента в том, что невзирая на копирайтную схему, принцип свободного распространения здесь не нарушен. Книжка сделана на основе избранных текстов, которые уже публиковались в Сети - в моем блоге Time O'Clock, на "Вебпланете", на других сайтах. Так что оплату здесь можно рассматривать либо как пост-фактумную благодарность за уже понравившиеся тексты, либо как оплату доставки "в одном флаконе", в удобном формате. Вот и поглядим, как такая экономика работает.

Что дальше?

Мой эксперимент уже выявил ряд недостатков системы, а также некоторые полезные идеи для развития. Об этом я подробнее расскажу позже. Здесь отмечу лишь две вещи.

Во-первых, из всех имеющихся там форм оплаты SMS кажется самой удобной - но она же самая разорительная: операторы загребают себе более 70% платежа, так что за книжку ценой 26 рублей приходится платить 100. При других формах оплаты, например электронными деньгими, такого грабежа не происходит. Но они не так сильно распространены среди населения. Так что проблема электронных платежей по-прежнему тормозит развитие данной сферы.

Что касается идей на будущее: многие знакомые сетуют, что с электронной книжкой не получить автограф. Так что забавно было бы придумать какую-то версию "электронной подписи автора" и даже личных авторских сообщений, которые сопровождали бы цифровые копии книги для отдельных читателей, делая эти копии "неповторимыми". И возможно, именно за такой ВИП-сервис стоило бы брать плату - при том, что "обычная" электронная книжка (без автографа) распространялась бы бесплатно. Аналогичная идея буквально в те же дни была высказана в блоге city_rat. Ну так вот, моя практика показывает, что спрос на такую персонализацию цифровых книг действительно есть.

разделы: мнения |

Другие мнения

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost