Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Тянуть за язык

| 22.11.2006 01:44

На давешней конференции по поисковой оптимизации я не выступил с докладом, только с репликой. Дабы не огорчать собравшихся картинками их мрачного будущего. Но здесь я все же расскажу, как умерла поисковая оптимизация и что пришло ей на смену.

Мертвые языки

Технический прогресс, как известно, состоит в том, что машины делают человека более удобным для использования в качестве дешевой рабочей биомассы. Некоторым домохозяйкам кажется, что все наборот - мол, компьютеры становятся все понятливее. Это неправда. Новости об увеличении вычислительных мощностей не имеют ничего общего с пониманием смысла.

Что такое смысл и почему машины его никогда не поймут - отдельный вопрос. А здесь достаточно сказать о результатах прогресса. История общения компьютеров и людей началась более полувека назад. Что имеем в сухом остатке? На дворе уже XXI век, а компьютеры, способные отвечать человеку чем-нибудь разумным, по-прежнему обитают только в фантастике. В реальности же обитает многомиллионная армия программистов - специально выращенных машинно-говорящих людей.

Неприятная особенность этого явления - "одноразовость" машинных языков. Не в смысле "только сегодня", а в смысле языка как живого существа. Одним из критериев живого является возможность воспроизводства. Язык живой, если его использует более одного поколения людей. Машинные языки таковым не являются.

Но хуже всего, что вместе с собой машинный язык тянет в одноразовость всех андроидов-программистов, обученных этому языку.

Двадцать лет назад в физмат-школе мне преподавали языки, названия которых напоминали лекарства - АЛГОЛ, КОБОЛ и т.д. Им прочили большое будущее. Сейчас об этих языках мало кто помнит.

Спустя десять лет, в середине 90-х - та же история с веб-программированием. Я оказался в исследовательском центре при одном американском университете. Центр смачно пожирал гранты Пентагона и рассказывал всем о языке Java. Студенты факультета Computer Science обязаны были изучать эту Джаву, если они хотят "попасть в будущее Интернета".

Сейчас, спустя 10 лет... нет, Джава еще не померла. И программеров на ней еще можно найти. Но уже ясно, что будущее Интернета вполне может обойтись без нее. Правда, по удивительному совпадению, на днях Леонид Бойцов независимо от меня написал о возможной реанимации не только Джавы, но даже... пахнущего лекарствами Кобола! Однако тут надо понимать, что поддержка чего-то старинного только из соображений "привычки" - это совершенно иной бизнес, называемый "антиквариатом"; сам по себе бизнес хороший, но применение тех же принципов, скажем, в самолетостроении оставило бы авиацию на уровне предвоенных "этажерок"; мне лень искать автора фразы "Я никогда не полечу на самолете, построенном программистами!", но он говорил о том же.

А теперь - что такое поисковая оптимизация? Да просто очередное помешательство на компьютерном языке, языке поискового робота. Очередной захват большого количества мозгов одним корявым идолом. Само допущение такого захвата, то есть инфантилизм этих мальчиков поколения Лего, их потребность в идоле - это тоже отдельно; я сейчас не про них, а про само идолище языковое. Оно, как и предыдущие фальшивые языки - одноразовое.

Проще говоря, современный оптимизатор, который говорит на гугляндском языке поиска, лет через пять будет никому не нужен. Кроме разве что Ассоциации Анонимных Андроидов, где его будут лечить за его же деньги. А он будет продолжать вскакивать по ночам с криком "Тиц!", но это будет вовсе не американское название женских грудей.

Живой язык

Что же делать тем несчастным, кто еще хочет спастиць? Надо понимать, отчего умирает поисковая оптимизация. Она - порождение класического Web 1.0, состоявшего из статичных сайтов. Эдакая библиотека, где царь и бог - библиотекарь. Потому что у него есть ящик с карточками, на которых вся библиотека проиндексирована. Оптимизаторы - это здоровые вроде бы люди, которые, тем не менее, ползают на коленях перед старикашкой-библиотекарем, умоляя его поставить свою карточку повыше в шкафу картотеки.

Но как уже не раз сказано, нынешний Веб - давно не библиотека. А скорее, большая деревня: народные гуляния, прямая торговля с лотков, посиделки на завалинках и т.д. То есть разнообразные социальные сервисы для получения информации. Конечно, если человек впервые пришел в эту деревню, да еще в полном одиночестве - он будет искать через справочного робота "Яндекса". Но если он уже пообтерся, нашел форумы по любимым темам, зафрендился и зааськался с полезными людьми - в общем, если он социализировался, то информацию он будет получать больше от людей, чем от роботов.

Таким образом, на смену поисковой идет социально-лингвистическая оптимизация. Работа на человеческом языке вместо языка робота. Этот язык и надо спешно учить нынешним оптимизаторам, если они не хотят оказаться на улице. Тем более что первые ласточки новой оптимизации уже давно прилетели. Вот некоторые из них -

Искусство заголовка

Все редакторы интернет-изданий знают, что хороший заголовок может в сотни раз увеличить посещаемость (тех, кто не хочет этого знать, увольняют). Как создаются такие заголовки, я уже рассказывал в романе "Худловары", в главе "Газетчики: Желтуха". А здесь добавлю лишь одну идею. Так называемые "ключевые слова", любимый язык оптимизаторов, а заодно и "тэги" в песочницах Web 2.0, которые тоже становятся формой поискового спама - это в основном существительные. Потому что робот не работает с другими частями речи человеческой (за редкими исключениями, вроде рекламы ТНТ на "Яндексе" по запросу "ебать").

Между тем, в заголовках новостей и вообще в человеческих текстах именно глаголы делают игру. Глагол - это динамика. Слыхали такую фразу? - "Глаголом жечь сердца людей!" Сказал очень опытный оптимизатор, его глаголы уже полтора века жгут.

Искусство объявления

Уже вовсю применяется в объявлениях на "Бегуне" и "Яндекс.Директе". Скажем, хотите вы раскрутить сайт, продающий лобзики. Но по лобзикам очень мало запросов в поиске. Зато много по Ксении Собчак. Ну так покупаем слова про Ксюшу, а потом вешаем на них объявление "купи лобзик, как у Собчак!"

Очевидно, что это уже совсем не поисковая оптимизация. На том конце сидят человекообразные модераторы-банщики, которые все это секут. Такие объявки - поэзия, заточенная именно под них. Причем совершенно конкретный поэтический прием, соположение (juxtaposition). Лучше всего разработан в японской поэзии: учите матчасть.

Искусство коммуникации

Этим трюком уже овладевают спаммеры. Рассылки все чаще маскируются под личные письма, безо всякого официоза. А в форумах и комментах теперь только полные андроиды публикуют голые ссылки: остальные как минимум обучились фразе "У вас очень интересный сайт, приглашаю посмотреть мой!"

Вежливость, попадание в тему, возможность продолжить разговор - вот что теперь важно. На этот случай есть много западных пособий в духе "как говорить о том, чего я все равно не понимаю". Обычно на них тренируют всяких менеджеров-блондинок. Сходите, потренируйтесь. Можно начать с Гербалайфа, хотя уже есть и интернетовский бизнес "засланных казачков".

Bird-n-Beast Tongue

Существуют языки, на которых говорит больше народу, чем на русском. Ну и трафик больше - чисто из-за языка, безо всяких там поисковых трюков. Мы вот завели себе английскую версию. А потом еще и китайскую заведем. Думаете, для чего? Хе-хе!

Но это еще ерунда, реальные пацаны используют языковый барьер по-крупному. Сейчас, к примеру, очень модно разводить богатых западных инвесторов, рассказывая им байки про Россию. А местным инвесторам, наоборот, можно впаривать сказки на иностранных языках.

Искусство управления

Человеческий язык становится поистине магической силой, если люди вокруг владеют им гораздо хуже тебя.

Где взять этих людей? Да их уже навалом, оглядитесь! Ведь чем больше человек увлекается техникой (то есть добровольными костылями), тем меньше он владеет своим человеческим. И языком в том числе перестает владеть. Управлять таким людьми все легче и легче. Потому что они подключены к множеству средств коммуникации, и мозг у них все еще настроен на прием человеческого языка - но адекватно ответить на этом же языке они уже не могут.

Самые опытные оптимизаторы давно поняли это: Андрей Иванов собирается воспитывать веб-мастеров с помощью Нейрона, а Игорь Ашманов уже давно дрессирует программистов с помощью правил Ашманова. Плюс к тому, они вместе выпустили книгу (на человеческом языке, да-да!)

А на конференции был приведен другой яркий пример управления по принципу "три солдата из стройбата заменяют экскаватор". После выступления "Яндекса" один бизнесмен из зала заметил, что вчера у него забанили 1000 сайтов, но завтра его компания еще пару тысяч настрогает: нехай зажрется проклятый хомяк! И построен этот бизнес отнюдь не на самых высоких технологиях, а просто на большом количестве дешевой рабочей силы.

Метод, кстати, не новый - почитайте в мемуарах Грекова о неграх в РБК или о русских в CNet. Сейчас на том же принципе строится вторая, вебдванольная волна таких бизнесов в России. "Хороший разработчик в Москве стоит меньше 40.000 долларов в год. Самое главное, нанять ряд богатых тусовщиков, чтобы они разнесли слух о проекте" - такую модель строительства социальных сетей описал летом журнал Bussiness 2.0. Вас всех посчитали, товарищи. Неожиданный прилив любви к тысячникам ЖЖ - явное применение данной модели в "Супе". А еще туда придет Ксюша Собчак! С таким же лобзиком как у тебя, Бивис! Ты сможешь зафрендить саму Ксюшу! Пешы есчо!

Короче, большие человекообразные роботы не нужны в мире, где так много маленьких роботообразных людей. Надо просто уметь их гото... ну в смысле, оптимизировать.

разделы: мнения |

Другие мнения

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost