Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июль 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Десять баксов-то не лишние

| архивная статья | 24.08.2005 10:44

Эту фразу можно смело включать в число крылатых выражений, известных каждому русскому человеку. Мобильные коммуникации переживают бум, который когда-то предрекали сетевому общению. А чаты и «аськи» в массовом сознании так и остались уделом небольшой группы маргиналов.

Зато именно примитивные «эсэмэски» открыли большинству из наших соотечественников, что такое смайлики, зачем нужно сокращать слова и писать транслитом.

Действительно, сегодня самые навороченные чаты вряд ли сравнятся по популярности с обычным коротким сообщением, которое можно отправить с мобильного телефона. Несмотря на разнообразие и кажущиеся преимущества интернет-общения, пересылать «эсэмэски» наш народ любит гораздо больше. Причины, наверное, самые банальные — простота и удобство.

В интернете среднестатистическому пользователю приходится хотя бы несколько минут напрягать мозги, осваивая новый способ общения. Разбираться с настройками и глюками программы, снобизмом бывалых юзеров и просто с доступом в Сеть. Поэтому и КПК — пока скорее игрушка для тех, кто не боится компьютерных сложностей. Массовый сотовый телефон — вещь простая, поэтому «синдром новичка» в этом случае преодолеть намного проще.

Генетическая тоска по Сети?

Некоторые считают, что увлечение SMS — это последствия «инетоголизма», то есть того, что принято называть кибераддикцией. По-моему, болезненное пристрастие к интернету здесь совершенно ни при чем. Разумеется, пользователи Сети становятся и наиболее активными абонентами сотовой связи. Большинство же владельцев мобильников об интернете имеют смутные представления, зато уж точно умеют отправлять «эсэмэски». При этом они даже не догадываются о том, что имеют дело с общением, которое во многом аналогично сетевому.

Лимит в 160 символов приучает к краткости. Приходится изобретать сокращения, избавляться от точек и запятых, а неудобная клавиатура заставляет более терпимо относиться к правописанию.

С другой стороны, мобильный телефон в основном предназначен для устного общения. Если за компьютером пользователю приходится частенько работать с традиционными письменными текстами, то владелец телефона уж совсем не склонен использовать его для написания эпистолярных романов. SMS все-таки приходится набирать, так рождается компромисс между «устным содержанием» и «письменной формой» сообщения.

Язык «эсэмэсок», оказавшись в таких клещах, вынужден эволюционировать, обрастая сокращениями, новыми символами и выражениями. В происходящем нет ничего революционного — то же самое языку уже пришлось пережить, когда начиналось освоение Сети. Более того, SMS-общение с поразительной точностью повторяет путь сетевого. Это кажется тем более удивительным, если вспомнить, что большинство владельцев сотовых телефонов вовсе не являются заядлыми болтунами в интернете.

Интересное исследование, посвященное «эсэмэскам», опубликовали немецкие ученые. Они утверждают, что мужчины и женщины по-разному относятся к коротким сообщениям. Для девочек до 16 лет SMS — основная функция мобильного телефона. И только после 20 лет люди начинают понимать, что звонки тоже могут быть очень полезными, равно как и приятные мелочи типа калькулятора, органайзера или радио. Женщин привлекает в «эсэмэсках» возможность формулировать ответ в спокойной обстановке и писать о том, на что не хватит духа в обычном телефонном разговоре. Мужчины больше думают о том, как сэкономить пару центов. SMS-сообщения позволяют им отправлять нейтральные послания, не выдавая своего истинного настроения.

Мобильные диалекты

Когда шотландская школьница написала на SMS-сленге небольшое сочинение, уже не чаты, а мобильники обвинили в низком культурном уровне и безграмотности западной молодежи. Мол, «эсэмэски» подрывают языковые устои и сбивают бестолковых школьников с пути истинного. Надо сказать, что недоброжелательное отношение к молодежному сленгу существовало во все времена. В восьмидесятых годах прошлого века лингвисты, например, помещали его в один словарь с жаргоном уголовников. Объяснялось это просто: люди, стоящие у черты, придумали себе экстремальный язык, чтобы противопоставить себя другим группам. Борцы за чистоту языка ворчат и вращают глазами, а во Франции между тем уже вышла целая книга, написанная на SMS-сленге.

Разумеется, лишь редкие пользователи рождают настоящую абракадабру, когда собираются отправить сообщение своим друзьям или знакомым. Как и в случае с компьютерным сленгом, большинство «нормальных» абонентов знакомы лишь с некоторыми особенностями «мобильного жаргона», или текстинга.

В английском в ход идут сокращения, многие из которых перекочевали в телефоны из Сети. Например: 2day (сегодня), gr8 (отлично), NRN (No Reply Necessary — Можешь не отвечать), CM (Call Me — Позвони мне). В Германии, где все существительные пишутся с большой буквы, «эсэмэски» вытеснили это неудобное правило. Кстати, то же самое произошло с чатами и электронной почтой.

В русском языке текстинг пока оставил, похоже, самые бледные следы. При написании сообщений транслитом можно использовать цифры вместо букв: 4 вместо "ч", 6 вместо "ш". Зато вокруг мобильников образовалась довольно обширная группа забавных словечек. Знакомые всем «би» или «пчелайн», «мега», а также недавно услышанная в Питере расшифровка МТС — «мать твою связь». Свои слова существуют и для обозначения марок телефонов: «лыжи» (LG), «нога» (Nokia), «семен» (Siemens), «мотор» (Motorolla).

Массовая разновидность бородатых развлечений

Похоже, «эсэмэски» не перевернули мир, явив миру новый способ общения. За время существования Сети язык уже научился умещаться в прокрустово ложе технологий. Мобильный бум отличился в другом: он сделал малоизвестные явления, без которых немыслимо общение в Сети, действительно массовыми. Именно с популярностью мобильников связано появление смайликов на рекламных щитах. Еще совсем недавно эти закорючки вызвали бы у обывателя лишь легкое недоумение.

Если кого-то не убедил пример «детской забавы» — SMS, стоит вспомнить о более продвинутом развлечении — блюджекинге. Когда-то пользователи интернета столь же бурно радовались своей анонимности, стучались в «аськи» к незнакомым людям или беспредельничали в чатах.
В целом, мобильный обмен текстовыми сообщениями, конечно, намного беднее сетевого общения. Это и понятно, массовые вещи должны быть простыми и доходчивыми. Ни тебе «партизанского» FIDO, ни компьютерного жаргона, ни блогов со всякими RSS. Просто пришли слово «приз» на короткий номер и жди, пока удача свалится тебе прямо на голову.

разделы:

Другие

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost