Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июль 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Бог по переписке

| архивная статья | 31.10.2005 12:46

Увлеченный интернетчик, подобно религиозному фанатику, воспринимается большинством обывателей как довольно странное явление. Нечто «не от мира сего». Это неожиданное сходство заставляет задуматься об истинных взаимосвязях интернета и религии.

Прежде, чем читателей начнет мучить вопрос о том, что же курил автор, колдуя над заголовком этой статьи, поспешу успокоить наиболее ранимую публику. У меня нет ни малейшего желания превращать Вебпланету в миссионерскую площадку. Дело в том, что самые оригинальные мысли не заставят себя ждать, стоит лишь взглянуть на знакомый предмет под неожиданным ракурсом. Оказывается, сетевое общение имеет самое непосредственное отношение к религии.

Церковно початился

Многим здравомыслящим людям эти мысли могут показаться слишком глубокими, чтобы вникать в их суть. Тем не менее, вряд ли у кого достанет аргументов, чтобы их опровергнуть.

Пользователь Сети общается с большим количеством малознакомых людей. При этом, начиная новое знакомство, он не перестает надеяться, что откроет в очередном собеседнике что-то особенное. Разумеется, цели могут быть вполне житейскими: поболтать, пофлиртовать, скоротать избыток времени на работе. При этом вместо живого чат-бота хочется встретить человека, который способен сделать тебя духовно богаче. Как бы пафосно это ни звучало, такое желание присутствует, пусть даже на подсознательном уровне, у большинства юзеров.

Это дает повод говорить о религиозной природе Сети. В условиях, когда различные мировые религии переживают глубокий кризис, число пользователей интернета продолжает расти. Авторы этой концепции подчеркивают, что люди во многих странах могут свободно говорить и действовать лишь в Сети. Таким образом, традиционный веб-серфинг и сетевая болтовня в чем-то сродни религиозному миссионерству. Некоторая анонимность (как на исповеди или молитве) дают возможность сказать собеседнику нечто такое, что не может быть сказано другим способом. Пользователь Сети — религиозный человек, в том смысле, что его духовное существование порождено интернетом.

Разумеется, все это лишь рассуждения о туманных материях. Однако они кажутся весьма реалистичными, особенно в отношении молодого поколения. Сравнивая по привлекательности архаичное православие и модный Рунет, понимаешь, что у интернет-религии большое будущее.

Крестовые походы против религиозной толерантности

Возвращаясь на грешную землю, отметим, что религиозная активность уже давно стала частью сетевой жизни американских пользователей. Так, 64% американцев используют интернет в религиозных целях: ищут информацию, раздают душеспасительные советы, скачивают музыку и даже договариваются об исповеди. Статистика свидетельствует: количество людей, ищущих религиозную информацию в Сети, удвоилось за последние три года.

Занятные выводы удалось получить исследователям религиозности интернетчиков в Сингапуре. Большинство опрошенных, в отличие от американцев, считают, что Сеть мало активизировала их религиозную жизнь. Интересно, что в условиях сосуществования четырех религий, сингапурские юзеры ищут в Сети исключительно информацию о своей вере. Таким образом, интернет вряд ли будет способствовать религиозной толерантности.

Скорее, наоборот, Сеть — идеальное место для разоблачения инаковерцев. Именно здесь можно обнаружить тонны оскорбительного контента, причем представители каждой из мировых религий смогут собрать соответствующее досье на обидчиков.

В этом и заключается основной парадокс. С одной стороны — невиданная веротерпимость и доступность информации, с другой — «зеленый свет» для религиозных фанатиков, организаторов виртуальных «крестовых походов» против представителей других религиозных учений.

Проповедь на брутальном наречии

Как же обстоят дела в нашем отечестве? Православная церковь дипломатично заявляет о своем невмешательстве в научно-технический процесс. Дескать, информационные технологии — вещь нейтральная, все зависит от доброй воли пользователя. Особым предметом гордости православной церкви является ее широкая представленность в Рунете. Почему-то из всех СМИ для миссионерской деятельности был выбран неподконтрольный и хаотичный интернет.

Что же до религиозной толерантности, то и здесь российская специфика дает о себе знать. Соответствующие форумы проникнуты особым боевым духом, а их участники чужды всякой политкорректности.

В этом плане весьма показателен «наезд» представителей ислама на «самого рунетного» диакона — о. Андрея Кураева. Суть претензий сводится к разжиганию на соответствующих сайтах Рунета исламофобии с помощью призывов объявить священную войну христиан против мусульман. Как водится, православная церковь отделалась витиеватыми рассуждениями о том, что сама церковь «не от мира сего», а интернет вкупе с другими СМИ — очень даже мирское явление. Поэтому и церковь за поведение «сетевых прихожан» ответственности не несет, потому как мирские дела ее мало волнуют.

Всеобщее миссионерство или виртуальное гетто?

На заре Рунета создателей религиозных сайтов интересовал один вопрос: станет ли интернет разновидностью миссионерской деятельности? Другими словами, можно ли использовать Сеть для привлечения новых прихожан. Пока развитие пошло, очевидно, в другом направлении. Сейчас можно насчитать не одну сотню сайтов, посвященных православной тематике, однако они вряд ли будут привлекательны для представителей других конфессий. Таким образом, сетевые островки различных религий образуют замкнутые территории, став всего лишь еще одним информационным каналом для прихожан.

Вообще говоря, противопоставление online religion и religion online, предложенное автором книги «Религия в интернете: Перспективы исследования», кажется весьма разумным. Традиционным религиозным институтам за пределами США интернет не принес фантастических преимуществ. Для многих свободомыслящих людей «без веры» он стал заменителем религии.

разделы:

Другие

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost