Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Конец массы?

| архивная статья | 16.11.2004 16:21

Новый социальный феномен — блоги — ставит под сомнение будущее традиционных СМИ.

Многие пользователи Rambler-фото превращают свои фотоальбомы в импровизированные блоги.

Если вы никогда не слышали о блогах, значит, ваше представление о том, что такое интернет, можно назвать весьма ограниченным. Блоги плодятся сегодня со скоростью более 10 тысяч штук в сутки, и, похоже, волна популярности этих онлайн-журналов охватывает весь мир.

Определить сейчас, что такое блог (или веблог, от английского weblog) и чем он принципиально отличается от любого другого сайта, становится все сложнее. Традиционно блог — это периодически обновляемая лента сообщений на самые разные темы; все это напоминает сайт информационного агентства, с той лишь разницей, что каждое сообщение, или пост, может быть прокомментировано читателями. Очень часто блог ведется одним человеком, поэтому является авторским оригинальным произведением; но многие популярнейшие блоги представляют собой коллективную доску обсуждений.

Блоггерство как стиль жизни

На начало ноября авторитетный счетчик Technorati фиксировал более 4 млн. блогов по всему миру. Это не так много по сравнению с общими объемами интернета, однако цифра очень быстро увеличивается, и к США, традиционной обители блоггерства, постепенно присоединяются европейские и азиатские страны. Самую большую часть блогов, около 80%, составляют так называемые онлайн-дневники личного содержания. Смысл таких дневников — писать о своей жизни и выставлять написанное на всеобщее обозрение. Или не на всеобщее — всегда есть возможность ограничить свою аудиторию кругом близких друзей.

В России феноменальной популярностью пользуется «Живой Журнал» (ЖЖ). По количеству пользователей Livejournal наша страна занимает в мире четвертое место — после США, Канады и Великобритании. Самое примечательное, что в России другие блоги, кроме «Живого Журнала», практически неизвестны, тогда как в мировом масштабе этот сервис хотя и популярен, но в число лидеров отрасли не входит.

О причинах любви россиян к «Живому Журналу» можно только догадываться. Известный сетевой активист Евгений Горный считает, что в этом проявились соборность и дух коллективизма, присущий русскому народу. Дело в том, что блоги в целом представляют собой некое информационное пространство с огромной массой взаимных связей. Например, в «Живом Журнале» каждый автор формирует список «друзей», то есть тех людей, чьи дневники он читает сам. Возникает очень тесно переплетенное комьюнити, в котором полностью отсутствует иерархия. Существует несколько очень популярных блогов известных людей, ссылками на которые усеяна буквально вся блогосфера. Обычно высокая переплетенность характерна для сообществ по интересам. Известный российский блоггер Анатолий Воробьев считает, что «только в русском сегменте ЖЖ образовалась и сохранилась коммуникационная среда, объединяющая практически всех пользователей вокруг общего сплоченного и тесно переплетенного ядра». Многим российским пользователям слово «блог» вообще незнакомо — зато они прекрасно знают, что такое «Живой Журнал». Кстати, по статистике, склонность вести дневник в интернете имеют люди молодые (больше всего пользователей — в возрасте 16–19 лет) и преимущественно женского пола (более 67% аудитории).

Одна из несомненных прелестей блогов — крайнее разнообразие формы. Дневник можно легко превратить в фотоальбом или в выставку собственных рисунков. Возможно и литературное творчество. Так, в свое время колоссальную аудиторию собирал дневник, написанный от имени кота. Этот кот рассказывал, как точил об кресло коготки, как ходил в туалет под кресло, как плюхался в миску с молоком; все это снабжалось замечательными иронично-философскими комментариями. Насколько мне известно, выяснить личность автора так и не удалось. Сейчас очень популярен дневник секретарши под именем Lee-loo — автор в нарочито приниженном стиле пишет «всякую всячину обо всем подряд».

В массе персональных дневников, малоинтересных широкой аудитории, встречаются блоги-жемчужины, авторы которых не ленятся писать тексты на вполне серьезные темы. Такие блоги представляют собой пример авторской публицистики, которой не грозит редакторская правка. На Западе вести блог не только модно, но и престижно: человек, которому есть что сказать, имеет возможность сделать это открыто и напрямую, а не посредством газеты или телеканала. Так, недавно появился блог Джорджа Сороса. Кажется, у этой акулы капитализма не может не быть какого-то своего большого интереса — видимо, здесь замешаны большие деньги, а блог ведется ради влияния и давления. Однако в интернете предрассудки теряют силу: никто никогда не заставит пользователей идти на блог Сороса. При ближайшем рассмотрении оказывается, что это произведение, несомненно, заслуживает внимания: Сорос в основном пишет о ситуации в Америке и о президентских выборах. Что заставило такого человека завести персональную страницу? Звучит странно, но, похоже, призыв к искренности и чувство гражданской ответственности. То же можно сказать о другом блоггере — Билле Клинтоне, который ведет невероятно сентиментальный и смешной дневник.

Блоги могут быть не только развлечением — бизнес видит в них новое удобное средство коммуникации. Когда необходимо сообщить какую-то информацию сразу нескольким коллегам, можно сделать рассылку электронной почты — но возникает опасность, что коллеги удалят письмо как спам или просто поленятся прочитать. Поэтому проще и надежнее опубликовать информацию в блоге. Такую концепцию использования блогов поддерживают гиганты индустрии, в частности, Microsoft. Еще в мае Билл Гейтс заявлял, что блоги идеально подходят для информирования клиентов и партнеров о деятельности компании. Несколько сотен сотрудников Microsoft уже ведут такие «деловые дневники».

Средства производства в руках потребителя

На Западе блогосфера давно приковала к себе внимание исследователей и теоретиков. Многие говорят о том, что происходит сдвиг парадигмы: на смену односторонней коммуникации, когда крупные медиа транслируют на массовую аудиторию свои «месседжи» и, таким образом, имеют возможность манипулировать поведением общественности, приходит новая модель коммуникации, в которой каждый читатель и зритель одновременно может быть автором, журналистом. Новая модель, говорят интернет-пророки, уничтожает неравенство, доминирование и информационную тиранию.

Почву для таких «откровений» создают несколько ключевых свойств блогосферы. Во-первых, самые популярные блоги — это качественные сайты, организованные талантливыми и работоспособными журналистами. Если в России у работников масс-медиа пока нет такой традиции, то в США многие публицисты с удовольствием ведут блоги, в которых имеют возможность публиковать все и вся — без ведома какой-либо цензуры. В этом смысле блоги — уникальная площадка для общественно важных дискуссий и обмена мнениями; в целом блогосферу сравнивают с обетованной публичной сферой Хабермаса, областью свободной от давления государства продуктивной дискуссии, выливающейся в конкретные стратегические решения. Персональные медиа стали настолько популярными и влиятельными, что многие всерьез рассматривают их как мощную социальную силу. В этом году Республиканская и Демократическая партии США аккредитовали ряд блоггеров на свои съезды в качестве представителей СМИ. Все ведущие журналисты и политики более или менее регулярно обращаются к блогам за получением информации.

Во-вторых, доступность интернета и простота ведения блога создают феномен массовой журналистики. Тысячи людей готовы ежедневно писать о том, что они увидели и услышали. Таким образом, в пределе вся реальность, доступная человечеству, становится принадлежностью медиа, транслируется в мировой эфир. В сущности, граница между реальностью и ее описанием благодаря блоггерам становится совсем эфемерной и неважной. Новая коммуникационная среда абсолютно прозрачна, в ней некуда спрятаться, поэтому единственно правильной стратегией может быть открытость и честная игра. Как сказал Жан Бодрийяр, «логика сети сильнее власти в сети».

В-третьих, новая модель коммуникации освобождает человека от тисков повестки дня и всевидящего глаза Большого брата. Раньше СМИ выступали в роли универсальных организаторов жизни и инженеров реальности: люди знали о мире ровно то, что доносили до них массмедиа. В принципе уйти от воздействия СМИ означало стать отщепенцем, отвергнутым — и, наоборот, умение жить заключалось в способности воспринимать поведенческие паттерны, транслированные через медиа. Теперь же ситуация предполагает большую свободу — и большую сложность, неопределенность. В новом времени можно не только уйти от воздействия, но и сделать ответный шаг, заведя свой блог. Новостная повестка дня перестает быть чем-то навязанным сверху — каждый пользователь имеет возможность окружить себя максимально индивидуализированным пространством, сколь угодно уникальным и интересным. Но еще более привлекательна возможность становиться частью всевозможных сообществ. Блогосфера — это гигантский организм, в котором клетки самоорганизуются в комьюнити, настраиваются на каналы связи и постоянно обмениваются сигналами с другими клетками.

Блоги представляют собой существование в онлайне; есть люди, которые с такой дотошностью описывают события своей жизни, что, кажется, само описание в этой жизни играет куда большую роль, чем описанные события. В соответствии со знаменитой метафорой канадского ученого Маршалла Маклюэна, средство коммуникации и есть само сообщение (the medium is the message); блоги, как и весь интернет, становятся популярными не потому, что людям есть что сказать, а потому, что очаровывает сама возможность что-то писать и мгновенно делать это достоянием всего мира. Абсолютное большинство блогов не содержит никакой новой уникальной информации — по сути, это лишь библиотеки ссылок на статьи, опубликованные в других источниках. На самом деле именно с подборок ссылок на источники блоггерство и начиналось. Одним из первых коллективных блогов стал знаменитый сайт Slashdot.com, состоящий из ссылок, поступавших на главную новостную ленту беспрерывно; получается массовое информационное агентство, в работе которого может принять участие любой желающий. Редактор сайта отбирал самые интересные ссылки и публиковал их; в течение короткого времени сайты по этим ссылкам испытывали на себе просто лавину посещений и часто выходили из строя. В языке уже возникли новые слова: слэшдот-эффект, заслэшдотить. Некоторые авторы даже называют блоггеров «паразитами на теле качественной журналистики». В действительности традиционная журналистика должна быть благодарна блоггерам — опубликованные в сети статьи теперь обретают большую аудиторию, чем прежде. Кроме того, блоги как генераторы трафика создают дополнительный доход провайдерам и рекламным площадкам. Не так давно появилась возможность зарабатывать на собственном блоге — с помощью программы Google AdSense, к примеру, каждый автор имеет возможность получать небольшой процент от показов рекламных баннеров на своем сайте. Это создает конкурентную среду и способствует повышению качества блогов и их специализации.

Если наступит завтра

Кто-то испытывает по поводу блогов эйфорию, а кто-то скептически качает головой. Прежде всего блогам отказывают в какой-нибудь значимой социальной роли. Да, были единичные случаи, когда один блог мог приковать к себе внимание миллионов; так, например, произошло с сайтом, автор которого без перерыва транслировал в сеть видеоизображение из штурмуемого американскими войсками Багдада. Однако вместе с ростом количества блогов падает внимание к ним публики. Из-за их количества встает проблема поиска и ориентирования. Самые популярные блоги на самом деле мало чем отличаются от полноценных онлайн-СМИ; и, наоборот, печатные журналы и газеты, равно как и телепрограммы, приобретают все больше черт, характерных для блогов. В новой информационной реальности, говорят исследователи, движущей силой медиарынка станет не просто интерес публики, а интерес, помноженный на время и внимание. В море информации ориентироваться становится все сложнее, и на фоне колоссального количества шумов теряются даже жемчужины смысла и интеллекта. Кроме того, чтобы отличать хорошее от плохого и высококлассное от низкопробного, нужны навыки и большое количество энергии, а у большинства пользователей нет ни того, ни другого. Вероятно, максимально индивидуализированные пространства не соответствуют природе человеческого существа — в коллективных СМИ, этих великих учителях, наставниках, авторитетах и идеалах, всегда будет своя притягательность. До поры до времени блоги радуют своим разнообразием и количеством — но после какого-то предела начинает казаться, что теряешь ощущение реальности, и тогда для обретения уверенности в себе снова открываешь любимые книги или включаешь телевизор.

Поэтому сдвиг парадигмы оказывается утопией — блоги меняют наши жизненные практики, но не меняют ее фундаментальных законов. Пройдет какое-то время — и мы будем считать за благо возможность НЕ быть в интернете, возможность почувствовать свою отдельность и уникальность, а также — свою материальность. Вместе с тем коллективный разум требует нашего присутствия в нем, нашей включенности, и неразумно избегать его. В новой системе всеобщей связанности обязательно будут оазисы счастья и комфорта. Уже сегодня блоги являются своеобразными моделями таких оазисов.

разделы:

Другие

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost