РАЗДЕЛЫ
Архив
|
Проблемы доступа к информации в России≡ Архив | архивная статья | 02.08.2005 15:18 Авторитетное российское издание PC WEEK в июльском 25 номере на 27 странице в разделе «Новости Это опыт богатой Америки! По подобному же пути идут сегодня Австрия, Германия, Финляндия и большинство стран Европы. В первом пункте Оейрского манифеста, принятого в 2003 году министрами, политиками, экспертами и библиотекарями Европы предлагается: «Усилить роль публичных библиотек как первостепенных составляющих в процессе реализации плана деятельности программы „Электронная Европа“, способствуя их развитию в качестве центров доступа к цифровым ресурсам». А что же происходит в нашей стране? На организованных при участии Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» в В выступлениях представителей федеральных органов власти, глав субъектов Федерации, представителей коммерческих и общественных организаций, зарубежных экспертов на всех конференциях говорилось о том, что у нас в стране тогда же (с 1997 года как и в Америке), начала реализовываться на базе публичных библиотек общероссийская программа свободного доступа населения к социально значимой информации (Программа ПЦПИ). Поддерживающие Программу федеральные структуры (Минкультуры России, Роскультура, Спецсвязь ФСО России — ранее ФАПСИ), органы власти субъектов Российской Федерации и муниципальные образования при участии Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», ведущих коммерческих производителей правовой информации фирм «КонсультантПлюс», «Кодекс» и «Гарант» продемонстрировали образец согласованных эффективных действий, направленных на решение социально значимых проблем доступа в первую очередь к правовой, официальной информации, что привело к достижению мультиплицирующего эффекта — миллионной обращаемости населения и спонтанному росту числа центров, инициативно создаваемых местными органами власти на базе публичных библиотек. При этом необходимо особо отметить роль Фирма «Кодекс» также участвует в формировании Правда стоит отметить, что сегодня на портале библиотеками зарегистрировано всего лишь 951 центр, что никак не соответствует действительности. И здесь нужно говорить о том, что это упущение самих библиотекарей и координаторов программы ПЦПИ в регионах, а также непонимание интереса региональных и муниципальных властей России — показать всему миру, кто сегодня самый эффективный в реализации программы доступа населения к информации. Не возникло пока понимание того, что если не заниматься собственным При видимых успехах реализации Программы ПЦПИ (в настоящее время по оценкам экспертов в стране открыто более 2000 подобных центров), сегодня нельзя сказать, что это государственная программа. Каждое министерство, субъект Федерации, общественная и коммерческая организация, участвующие в её реализации, вкладывают столько, сколько могут сил, средств и энергии специалистов и волонтеров, озабоченных решением государственной, общественно значимой проблемы. Но единой государственной политики в этом направлении как не было, так и нет. То, что сегодня на смоленщине стараниями администрации области более 210 центров и пунктов публичного доступа к информации объединены в сеть с использование интранет- и Такой же системный подход к решению проблем формирования информационного общества и доступа к информации на региональном и муниципальном уровнях уже сложился в Мурманской, Пермской, Рязанской областях, Ставропольском и Краснодарском краях, Республике Проект по созданию модельных сельских библиотек с интегрированными в них центрами доступа к Сети сегодня эффективно реализуется в ряде субъектов — Чувашии, Рязани, Архангельске и др. Этот проект — продукт эффективной деятельности государственных, муниципальных органов, Именно благодаря участию в проекте некоммерческих организаций — фондов «Открытая Россия» и «Пушкинская библиотека», Межрегиональной ассоциации деловых библиотек этот проект, как и Программа ПЦПИ, стал одним из ярких примеров сотрудничества государства, бизнеса и общественности по построению в стране элементов правового государства и гражданского общества, ориентированных на решение важной социальной задачи — обеспечения доступа населения к социально значимой информации и практическом использовании ИКТ в самореализации, т.е. в том самом развитии человеческого потенциала. Поддержка Проект «Создание компьютерных публичных библиотек в сельских районах и организация на их базе виртуального В проекте этого года участвуют библиотеки и органы местного самоуправления Псковской и Вологодской областей. Новым направлением работы по проекту стала разработка программного обеспечения и технологии работы виртуальной С 1 сентября 2005 г. по май 2006 г. будет проведен Первый Всероссийский конкурс сайтов публичных библиотек. Его организаторы: Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Российская библиотечная ассоциация и Межрегиональная ассоциация деловых библиотек. Три года назад Минэкономразвития России в рамках реализации ФЦП «Электронная Россия» начало поддерживать на условиях софинансирования субъектов Федерации проекты по созданию центров общественного доступа (ЦОДов) в регионах России. Наиболее яркий опыт по созданию, поддержке и развитию ЦОДов был продемонстрирован в конце июня с.г. в рамках Байкальского В апреле наметилась положительная тенденция, связанная с подписанием Минэкономразвития России и Минкультуры России Соглашения о сотрудничестве и взаимодействии в области реализации программных мероприятий ФЦП «Электронная Россия (2002–2010 годы)», основным направлением которого, по мнению Минэкономразвития России, является сотрудничество по обеспечению доступа населения к информационным ресурсам и сервисам электронного государства, в частности по реализации программных мероприятий по созданию центров общественного доступа. На Смоленской конференции «Всеобщий доступ к государственной информации, являющейся общественным достоянием» представители ФГУП «Почта России» заявили об открытии в ближайшие два года до 10.000 пунктов коллективного доступа (ПКД) к инфраструктуре 13–17 июля 2005 года под эгидой Федерального агентства по информационным технологиям прошла конференция «Интернет и Электронный округ. 2005». Основной целью конференции была выработка принципов взаимодействия и координация организаций сферы ИКТ с целью обеспечения информационной и коммуникационной связности регионов России. В ходе конференции были рассмотрены задачи практического применения передовых информационных технологий в рамках реализации федеральных целевых программ в сфере ИКТ и их сопряжения с региональными проектами, а также проблемы построения, эксплуатации и развития операторских, ведомственных и корпоративных сетей, эффективного использования инфраструктуры магистральных операторов связи. Особое внимание на конференции было уделено вопросам формирования русскоязычного контента, обеспечения информационной безопасности, электронному документообороту с использованием электронной цифровой подписи (ЭЦП) и построения инфраструктуры удостоверяющих центров в России. Не была оставлена без внимания и тема формирования информационной культуры как самих специалистов Федеральный инспектор по Чувашской Республике Дмитрий Донсков в рамках секции «Электронный округ. Состояние, перспективы, задачи» выступил одним из идеологов концепции и автором модели по созданию электронного округа, как базового регионального элемента построения электронного государства. Участники конференции одобрили его предложения и приняли решении о формировании рабочей группы по созданию некоммерческого партнерства «Электронный округ», которое будет работать над проектами экономических и технологических моделей и стандартов, способствующих развитию цивилизованного рынка информационных технологий и сервисов. Одним из самых важных результатов проведенной конференции стало возникшее понимание о необходимости интеграции потенциала представителей Отдельного осмысления требуют опыт Министерства образования и науки Российской Федерации по созданию и поддержке многочисленных образовательных порталов и Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям по поддержке электронных СМИ/порталов, обеспечивающих доступ к социально значимой информации. Созданные на средства налогоплательщиков ресурсы фактически являются государственными и уже сегодня смогут помочь ориентироваться в существующем российском сегменте киберпространства и использовать информацию для решения своих проблем. И совершенно неприемлемым представляется не учитывать тот факт, что сегодня в России в рамках соглашения между Правительством Российской Федерации и Международным Банком Реконструкции и Развития Национальным фондом подготовки кадров реализуется Проект «Информатизация системы образования» (Проект ИСО), базовым направлением которого является содействие в обеспечении доступности, качества и эффективности образовательных услуг в системе общего и начального профессионального образования. Основная идея проекта состоит в создании условий для поддержки системного внедрения и активного использования ИКТ в работе школ. В результате проекта большинство школ в семи пилотных регионах и лидирующие школы в других регионах перейдут на новую ступень использования ИКТ в учебном процессе, которая предполагает активное использование современных цифровых учебных ресурсов (что необходимо для полноценного участия в информационном обществе), создание условий для активной самостоятельной работы учащихся, гибкую организацию процесса учения. В итоге это должно обеспечить достижение большинством учащихся (независимо от места их проживания или социального статуса их семей) образовательных результатов, адекватных новым требования рынка труда и современной социальной жизни. Первый этап Проекта ИСО будет продолжаться три с половиной года (2004–2007) и направлен на достижение целей Концепции модернизации российского образования, а также целей федеральных целевых программ «Развитие единой образовательной информационной среды» (РЕИОС) и «Электронная Россия». Поддержка будет оказана посредством: создания в России устойчивого потенциала в области производства высококачественных, открытых, доступных по стоимости электронных учебных материалов, отвечающих необходимости подготовки учащихся, педагогов и работников управления образованием к участию в современной экономике; подготовки и повышения квалификации педагогов в области внедрения информационных и коммуникационных технологий в практику образования; создания в регионах, участвующих в проекте, сети межшкольных методических центров для поддержки информатизации школ, что позволит обеспечить непосредственную поддержку учителей в использовании ИКТ в обучении. Несомненно, что в Проекте ИСО будут активно задействованы как библиотеки учебных заведений — школьные и вузовские, так и публичные библиотеки, в первую очередь — детские и юношеские, которые являются обязательным элементом в системе формирования информационного общества и особенно общества знаний в части его первого и главного направления — образование для всех на протяжении всей жизни. Как видно из приведенных примеров Россия сегодня также не стоит на месте в решение проблем доступа к ИКТ и информационным ресурсам и в нашей стране библиотеки, также как в Америке и Европе, активно интегрируются в этот процесс. Только, повторюсь, нет у нас пока единой государственной политики. Вполне понятным кажется сегодня инициатива Минэкономразвития России по сближению позиции государственных структур, отвечающих за формирование информационной политики страны — Минэкономразвития Россия, Мининформсвязи России, Минкультуры России, Минобрнауки России, Спецсвязи ФСО России и других заинтересованных органов и организаций. Наверное правильно предлагается начать сближение в конкретной области — доступа населения к информации и сервисам «электронного государства» с использованием ИКТ, в том числе создание модельного перечня федеральных информационных ресурсов, которые будут предоставляется в создаваемых центрах доступа. И уж совсем правильно интегрировать в этих центрах федеральные ресурсы с региональной и муниципальной информации. Чтобы любой обратившийся в центр человек смог найти информацию о действующих сегодня и здесь законах и подзаконных актах, судебной практике, функциях и режиме работы государственных и муниципальных органов, о том, как он может реализовать свои конституционные права в области охраны здоровья, образования, культуры, защиты прав потребителей и пр.? Как можно написать заявление по поводу замены загранпаспорта, оформить налоговую декларацию и осуществить банковскую проводку не выезжая за пределы своего населенного пункта? В связи с этим становятся понятными проблемы Минэкономразвития России по поводу разработки и продвижения проекта федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Сегодня ни государственные, ни муниципальные органы власти не очень заинтересованы в информационной открытости и толерантности по отношению к рядовому россиянину, который платит налоги со своих невеликих доходов. А рядовой россиянин пока не очень понимает, а что ему даст то самое непонятное «электронное государство» и информационное общество. И уж совсем непонятно для чего ему нужно то самое общество знаний, информационная и правовая культура. На заседании Правительства Российской Федерации 23 июня 2005 г. был принят к сведению доклад Минэкономразвития России по проекту федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». При этом министрам Г. Грефу и Л. Рейману было поручено при участии Казалось бы нет в этих поручениях слов, обращенных к министерствам социального блока и Спецсвязи ФСО России, но если доступ к информации будет осуществляться по данному закону только в части ресурсов органов государственной и муниципальной власти, то каждому министерству предстоит в отдельности «додумывать», как реализовать норму п. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации в связи с подписанной Президентом России Окинавской хартией по развитию информационного общества и развивающих её других международных документов. И каким образом Россия будет интегрироваться в то самое информационное общество с соблюдением уже сложившихся правил игры в области электронной коммерции, электронного документооборота, культурного обмена, дистанционного образования, правил, которые имеют малое отношение к перечню информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также раскрытия содержания способов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Сегодня очень вовремя говорить о том, что необходимо выработать согласованную государственную политику и принять решение о том, как вместе с отвечающими за реализацию ФЦП «Электронная Россия. (2002–2010 годы)» структурами: Федеральному агентству по культуре и кинематографии осуществить функции по оказанию государственных услуг, управлению федеральным имуществом и правоприменительные функции в сфере культуры и кинематографии с использованием ИКТ, в том числе показать не только россиянам, но и всему миру тот самый единый реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации и свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, банк данных о культурных потерях России в период Второй мировой войны, каталог Музейного фонда Российской Федерации, регистр кино- и видеофильмов, а также продемонстрировать условия обеспечения соблюдения правил охраны и использования объектов культурного наследия, сохранения культурных ценностей, а также надлежащего состояния и использования музейных предметов и музейных коллекций. Ну и уж совсем не грех, вернувшись к посылу в начале публикации, осмыслить новые место и роль библиотек в формировании не только информационного общества, но и самого государства Российского, сохранении и развитии национальной культуры, традиций, языка, как это делается во всем мире. Федеральному агентству по печати и массовым коммуникациям осуществлять функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере печати, средств массовой информации и массовых коммуникаций, в том числе компьютерных сетей общего пользования в области электронных средств массовой информации, издательской и полиграфической деятельности. А также осуществлять правоприменительную деятельность и оказание государственных услуг в сфере создания и функционирования средств массовой информации и массовых коммуникаций, телерадиовещания, использования радиочастотного спектра и орбитальных позиций спутников связи для целей телерадиовещания, развития средств массовых коммуникаций и распространения средств массовой информации, в сфере информационного обмена, вещания дополнительной информации, компьютерных сетей общего пользования в области электронных средств массовой информации, печати, издательской и полиграфической деятельности. Ведь без этой деятельности информации о работе государственных и муниципальных органов, а также раскрытие содержания способов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления будут, мягко говоря, мало эффективными; Федеральному архивному агентству обеспечивать доступ к такой важной и нужной во все времена архивной информации, которая сама по себе является часть информационных ресурсов государственных и муниципальных органов, а также Федеральному агентству по образованию осуществлять функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере образования, воспитания и молодежной политики. Организовывать деятельность образовательных учреждений общего, профессионального и дополнительного образования по оказанию государственных услуг в области образования, повышение квалификации и переподготовки Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, осуществляющей функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, включая патенты и товарные знаки, которая сегодня к глубокому сожалению через принятие не до конца продуманной новой правовой политики в области защиты авторских и смежных прав подвела обладателей государственных информационных ресурсов, не являющихся предметами индустрии досуга, к черте, когда созданные вчера на бюджетные средства те самые ресурсы сегодня уже не могут быть доступными в интернете; Спецсвязи ФСО России, основными функциями которой, помимо прочих являются: осуществление государственной политики в области правовой информатизации Российской Федерации и координация работ, производимых в этой сфере, а также И это лишь верхушка айсберга. Есть еще проблемы доступа к информации по вопросам охраны здоровья, социальной защиты, международным актам и интеграции России в мировое информационное пространство, судебной практике и многому необходимому для жизни, без чего непросто реализоваться в этом мире. Если заинтересованные государственные структуры примут принципиальное решение о координации своей деятельности в решении проблем доступа к информации, то перспектива на ближайшие четыре года может оказаться не столь печальной, каковой она является на сегодняшний день. Это нужно практически для всего спектра Если же опять начнется работа по перетягиванию канатов между лебедем, раком и щукой, то Россия не получит шанса эффективно себя реализовать на данном историческом этапе. В любом случае Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» выражает искреннюю признательность координатору ФЦП «Электронная Россия» от Минэкономразвития России Церену Церенову за предложение принять участие в работе межведомственной группы для выработке единой позиции по реализации политики доступа населения к информации через сеть центров общественного доступа и заявляет о своей готовности провести работу по привлечению в рабочую группу своих партнеров по профильным проектам. комментарии(3) разделы: Архив Материалы по теме
Другие |
Последние комментарии
Гость про Суд велел "Твиттеру" сдать сторонников WikiLeaks (12)
Гость про Книгоиздатели начали судиться с торрентами (2)
l_e_x_a про "ВКонтакте" принудительно протестирует пользователей (35)
andrey_kadetov про Google назвал Facebook "ловушкой без выхода" (6)
volv про День папуасского робошахтёра (14)
l_e_x_a про Русские кликботы признаны самыми активными (11)
все комментарии looli спрашивает: Земля вампиров смотреть онлайн в HD качестве looli спрашивает: Зеленый Фонарь смотреть онлайн в HD качестве looli спрашивает: Защитник смотреть онлайн в HD качестве looli спрашивает: Запретная зона смотреть онлайн в HD качестве looli спрашивает: Закон доблести смотреть онлайн в HD качестве looli спрашивает: Вышибала смотреть онлайн в HD качестве looli спрашивает: Встречный ветер смотреть онлайн в HD качестве looli спрашивает: Все любят китов смотреть онлайн в HD качестве |
Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.