Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Пик Ашманова

| архивная статья | 18.02.2005 17:39

Мистер Тис, а что вы теперь
будете делать по ночам?
Что будете делать ночью, хозяин?
Брэдбери, «Марсианские хроники»

Цитата из Брэдбери невольно приходит на ум, когда послушаешь иных борцов со спамом. Как они ночами не спят — все искореняют, да искореняют, глядишь — уже совсем скоро искоренят окончательно. Герою Высоцкого — Глебу Жеглову, — мечтавшего искоренить преступность и, тем самым, оставить себя без работы, веришь. Но в столь же высокие стремления реальных персонажей верится с куда большим трудом.

«К концу 2004 года практически на всех массовых сервисах и в крупных компаниях будут внедрены те или иные эффективные фильтры спама … в результате этих мер поток спама должен пойти на убыль и в 2005 году заметно снизиться» — утверждается в отчете «Спам: итоги 2003 года», выпущенном год назад мало кому известной компанией «Ашманов и Партнеры».

Однако, основной бизнес Ашманова и его партнеров — не изготовление «аналитических отчетов», а разработка и, конечно, продажа программного обеспечения для борьбы со спамом, что наводит на размышления о возможной — не более того, всего лишь возможной — тенденциозности «продукта побочного производства».

Тему предсказанной Ашмановым катастрофы — лопающихся от спама кабелях, взрывающихся от спама серверах, слепнущих от чтения спама юзерах — в прошлом году не мусолил только ленивый. Ашманов и его партнеры в это время продолжали живописать ужасы спамового Армагеддона и перечислять имена праведников, купивших билет если не в Рай, то, по крайней мере, в Чистилище. Исключительно совпадением можно объяснить тот факт, что существованием панацеи мир был обязан все той же компании экзорцистов, скромно величающей себя «ведущим производителем антиспамерского программного обеспечения в России».

Год прошел, назначенный день наступил, и что же? Вуаля, в отчете — «Спам 2004: аналитический отчет» — Ашманов удовлетворенно отмечает: «в России антиспам-фильтры установили большинство держателей публичных почтовых сервисов и большинство провайдеров», констатируя затем: «не нужно ждать резкого сокращения спама или его полного уничтожения». Цитаты из отчета снова среди заголовков дня, а Ашманов — уже авторитетный специалист в области борьбы с тем, что должно было пойти на убыль, а в ближайшей перспективе резко снизиться.

Только подписью авторитетного экзорциста и можно объяснить столь высокий интерес к отчету. Большая, описательная часть отчета — не более чем компиляция из различных открытых источников. Аналитической же грош цена в базарный день, но очевидным это становится лишь после сравнения отчета за 2004 год с предыдущими.

Невозможно даже точно установить от какой цифры отталкивается Ашманов в своих прогнозах — сколько процентов от всего объема электронной почты составлял спам по прикидкам Ашманова в 2003 году. В отчете «Спам: итоги 2003 года» утверждается, что «на конец [2003] года спам составляет около 75–80%», но уже через полгода, в отчете «Спам в Рунете: I полугодие 2004 года» приводятся другие цифры: «в конце 2003 года доля спама составляла 65–70%».

Со школьной скамьи известно: чем больше расстояние до предмета, тем меньшим он кажется. Но чтобы подобное происходило с цифрами… такому в школе не учат. Возможно это опечатка, на которую за целый год никто не обратил внимания, но тогда следует признать опечаткой и прогноз на 2004 год.

В Апокалипсисе Ашманова «Спам: итоги 2003 года» утверждается: «2004 год будет годом пика спама. Количество спама достигнет своего пика весной-летом 2004 г. и составит 60–70%. Поток спама [к концу 2004 года] должен пойти на убыль и в 2005 году заметно снизиться». Однако, в отчете «Спам 2004: аналитический отчет» искупление и избавление переносится на неопределенный срок: «[в 2005 году] дальнейшая стабилизация и, возможно, незначительное уменьшение объемов спама».

Не каждому дано постичь Теорию относительности Эйнштейна, а без того не поймешь в какой системе координат 60–70%% могут выглядеть пиком по отношению к 65–70%%, а тем более — к 75–80%%. Куда проще понять разницу между выражениями «заметно снизится» и «возможно незначительное уменьшение», для этого не нужно даже быть филологом.

Хорошо, предсказания — это из области загадочного и непостижимого. Оракулы редко изъясняются на языке, доступном простым смертным. Правда, злые языки утверждают, что оракулы так поступают нарочно, мол, всегда можно объяснить несбывшееся предсказание тем, что простые смертные не так поняли провидца. Так то предсказания оракулов, которых сегодня иначе, как шарлатанами и не называют, а тут эксперт, который дает прогнозы.

Посмотрим, сбылись ли предсказания этого эксперта. Отчет «Спам: январь-март 2004» не подтверждает и не опровергает ранее сказанного «вплоть до апреля [2004 года] доля спама оставалась на среднем уровне конца прошлого года: 65–70%». Следующий отчет — «Спам в Рунете: I полугодие 2004 года» — тоже не дает особого повода для сомнения: «к концу I полугодия 2004 года уровень спама достиг значения 70–80%». Но в отчете «Спам 2004: аналитический отчет» поставлена жирная точка: «по состоянию на конец 2004 года объем спама в Рунете составляет 75–80%. Продолжается незначительный, хотя и стабильный, ежеквартальный прирост».

Что там год назад предсказывал оракул из компании — ведущего производителя антиспамерского программного обеспечения в России? Что пик составит 60–70%%, а на самом деле — 75–80%%. Когда был обещан пик? Весной-летом, а на самом деле он пришелся на конец года. Что было обещано в конце года? Что поток спама пойдет на убыль, а он, напротив, увеличился.

Но самое смешное, что пика на самом деле не было, если не считать пиком увеличение доли спама в почтовом трафике на 15% за год. За II квартал 2003 года, по утверждению того же Ашманова, прирост доли спама составил 25–30%%. Существует только одно объяснение, как можно было пережить это стихийное бедствие — никто просто не объяснил, что пережить его невозможно. Некому было вразумить — ни Ашманов, ни его Партнеры с большой буквы, не изготавливали тогда еще свою панацею и, соответственно, не писали устрашающие отчеты.

Единственное, что могло помешать рыночному успеху панацеи — это неизбежная необходимость выложить за обладание ею от 1.300 до 20.000 в поте лица заработанных, а потому отнюдь не условных единиц. Впрочем, на это у спасителя Рунета был заготовлен веский аргумент. Согласно отчету «Спам: итоги 2003 года», в России ущерб от спама «можно оценить в 150–200 миллионов евро» в год. В отчете «Спам 2004: аналитический отчет» цена вопроса увеличена: «ущерб от спама в Рунете в 2004 году составляет как минимум 250 миллионов евро». Правда, методика оценки масштабов ущерба, почему-то оставлена авторами отчета за кадром.

Чтобы эффект от приобретения панацеи был более очевидным, отчет «Спам 2004: аналитический отчет» оперирует более доступными категориями: «потери рабочего времени сотрудников компаний можно оценить в 100–200 евро на одного офисного сотрудника в год».

Тут начинается занимательная арифметика для первого класса общеобразовательной школы. Простым делением 250 миллионов на 100 евро мы получаем 250 тысяч неких условных человек, потери которых от спама в год составляют означенную сумму в пересчет на рабочее время.

Допустим, среднестатистический пользователь Рунета тратит 5 минут в день на удаление спама и проклятия в адрес спамеров. Допустим также, что в году 300 рабочих дней по восемь часов, итого 2.400 рабочих часов в год. Следовательно, за год на борьбу со спамом на рабочем месте уходит 25 рабочих часов, или чуть более 3 рабочих дней. Теперь можно легко высчитать среднюю зарплату жертвы спама по версии Ашманова — 750 евро в месяц.

Это при условии, что на удаление спама тратится лишь 5 минут, что потери составляют ровно 250 миллионов в год на всю Россию, и ровно 100 евро на человека. При условии, что потерями от спама, полученного в нерабочее время, можно пренебречь. При условии, что проблемы, вызванные спамом, решаются интернет-провайдерами из чистого альтруизма. Допустим все это, и еще массу других невероятных вещей.

Наберется ли в России 250.000 человек, получающих зарплату почти в 1.000 долларов? Конечно, и составят они около 1,5% от всех пользователей Рунета, коих сейчас по разным оценкам насчитывается 15–20 миллионов. Потерями остальных 98,5%, согласно Ашманову, можно пренебречь — ведь на их доходы не купишь лучшую в России защиту от спама.

Таким образом, предостережение «не нужно ждать резкого сокращения спама или его полного уничтожения» из отчета «Спам 2004: аналитический отчет» следует понимать буквально: покупки спам-фильтра не избежать. Подсказка тем, кто еще не знает имени производителя лучших в России спам-фильтров, дается в каждом абзаце каждого отчета компании «Ашманов и Партнеры».

разделы:

Другие

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost