Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Владимир Габриелян: «Полный переход на AJAX-технологии не за горами»

Алексей Андреев
Сервисы | интервью | 27.07.2006 13:32

В середине июля почтовая служба Mail.Ru запустила новый интерфейc, полностью построенный на технологиях AJAX.

Технический директор Mail.Ru Владимир Габриелян рассказывает «Вебпланете» о преимуществах и недостатках этих технологий, о перспективах интеграции разнообразных сервисов с почтой, и о других наполеоновских планах компании.

- На сайте Mail.Ru написано «национальная почтовая служба». Как ты думаешь, что это значит?

- Это означает целый комплекс вещей. Сюда входит и то, что Mail.ru исторически является лидирующей почтовой службой в России, и то, что удобство и качество почтовых и коммуникационных сервисов — наша основная задача. Ну а в целом, можно сказать что Mail.ru — это почта, сделанная для наших соотечественников.

- Но как именно вы видите эту привязку к соотечественникам? Что национально отличает Mail.Ru от Гугла, например? Только сам факт расположения офиса — или есть что-то, что-то учитывается в технологии почты, в маркетинге?

- Да, существует и чисто техническая специфика. В почте, например, это наличие «русско-нерусских» переводчиков; виртуальная русская клавиатура для тех пользователей, которые оказались за рубежом и не имеют возможности набирать русские символы на локализированных клавиатурах; проверка правописания для русского языка.

Другие сервисы портала также ориентированы на жителей России — прогноз погоды, курсы валют, ТВ-программа, знакомства и т.п. По-моему это очевидно.

Маркетинговая составляющая — мы стараемся выпускать продукты, которые остро востребованы в данный момент именно на российском рынке. Кстати, как это ни смешно звучит, но «расположение офиса» не такой уж и маловажный фактор. Находясь в другой стране, очень тяжело понять требования и специфику локального рынка.

- У Гугла и Яндекса почта является «неосновным» направлением. А у Mail.Ru это вроде бы основное. Чем это отличается? У вас есть какое-то технологическое преимущество, как ты считаешь?

- То, что почта является у нас основным сервисом портала, налагает на нас больше ответственности за этот продукт. У нас просто нет других вариантов, кроме как делать лучшую почту. Именно с технологической стороны это является особенно сложной задачей, так как сама почта довольно хорошо стандартизирована, к тому же существует уже в течение не одного десятка лет, и изобрести какие-то ноу-хау в таких условиях не простая задача. В почте Mail.Ru существует большое количество сопутствующих «фич», которые предлагаются пользователю, однако, это не самое главное. В первую очередь мы стараемся быть самым качественным сервисом: минимум технологических сбоев и быстрая работа — это, как правило наиболее критично для пользователя.

Из интересных новинок, мы не так давно начали бета-тестирование AJAX-интерфейса почтовой службы, который поможет пользователям более удобно и быстро работать с их почтовой корреспонденцией.

- Насколько я понимаю, AJAX — это такие модные скрипты, которые грузят компьютер пользователя вместо того, чтобы грузить сервер. Переход на них связан с большой нагрузкой на почту? Или это дань моде — ну там гугловая почта на AJAX, да и «Яндекс» вот вроде тоже уже…

- В первую очередь AJAX — это набор технологий, который позволяет сделать работу с продуктом более удобной и «юзабильной». Переход на него, как мне кажется, в первую очередь связан вовсе не с данью моде, а с тем, что стандартные средства отображения контента в вебе на сегодняшний день себя исчерпали. Использование одного голого HTML делает невозможным создать какой-то интерактив в работе сайта. В почте это особенно важно. В простейшей ситуации, когда в вашем почтовом ящике находится большое количество писем, листание страниц или переход по папкам в поисках нужного письма — довольно утомительный и долгий процесс.

Можно сказать, что AJAX — это возможность «на вебе» имитировать работу клиентской программы при её фактическом отсутствии. Это еще иногда называют «тонкий клиент».

Что касается нагрузки на сервера, то, увы, к моему (как технического директора) сожалению, AJAX вовсе не облегчает работу серверов. А скорее даже создает дополнительную нагрузку. Для таких функций, как отображение пришедших писем «в онлайн», требуется периодически опрашивать сервера о наличии пришедшей почты.

- А на работу с мобильными устройствами как влияет тот же AJAX? Что-то мне подсказывает, что для маломощного компьютера это не очень приятная технология…

- Вот тут ты попал в точку: к сожалению, сам Javascript как язык разработки имеет очень большое количество проблем, перечисление которых займет целую статью. Основное из них это, пожалуй, то, что он не предоставляет эффективных средств работы с большими массивами данных. Как результат — невысокая производительность AJAX-приложений.

Также большой бедой разработчика является и плохая поддержка «кроссбраузерности». Мало того, что существует большое количество методов, поддерживаемых только одним из распространенных браузеров, так еще и встречаются ситуации, когда работа гарантированно верного с синтаксической точки зрения кода вызывает совершенно непредсказуемые эффекты. Этот момент также зачастую влияет на производительность: разработчик вынужден выбирать не наиболее быстрый алгоритм реализации, а тот, который будет работать во всех браузерах.

Единственное, что спасает в этой ситуации — это появление все более мощных персональных компьютеров и быстрый апгрейд пользовательского парка машин.


- Ну, есть ведь еще другой вариант — иметь «почту для бедных», «почту для мобильных», «почту для «Мерседесов» и т.д. Вы такое направление развиваете?

- Именно по этому варианту мы и двигаемся: у нас есть и почта для мобильных и почта для «продвинутых». Я вовсе не думаю, что полный переход на AJAX-технологии случится «прямо завтра». Но он однозначно «не за горами», и мы должны подойти к этому времени с уже отлаженными интерфейсами и стабильной работой сервиса.

- Отсюда, кажется, одно из логичных направлений — «платная VIP-почта». Вы когда-нибудь рассматривали такой вариант? Чтобы она была совершенно чистая от рекламы, с какими-то дополнительными сервисами и т.д. Или все-таки Mail.Ru всегда будет бесплатной?

- Не буду скрывать, мы неоднократно задумывались о создании «платной версии почты» с дополнительными сервисами. Однако, все же, основным направлением нашего бизнеса было выбрано бесплатное предоставление услуг и рекламная модель.

К тому же, в нашей почтовой службе уже на данный момент такое огромное количество дополнительных сервисов, которые пользователи используют достаточно редко, что мне кажется, идея платной почты с дополнительными фичами — немного утопична. Поэтому Mail.Ru всегда останется для своих пользователей бесплатной.

- Но на рынке бесплатных почт тоже надо как-то выживать. Сейчас у Mail.Ru много рекламы в почте, в отличие от того же Gmail. Если ничего не делать по этому поводу — ну, Гугл же победит, верно? То есть надо чем-то компенсировать. Как ты это видишь? Уход от старых форм рекламы (баннеров)? Новые сервисы, которые компенсируют просмотр рекламы? Или просто дополнительная реклама самого Mail.Ru, с учетом «национального преимущества»?

- Конечно, мы постоянно думаем о том, чтобы оставаться конкуреноспособными. Если ты обратил внимание, то в последнее время количество рекламы в интерфейсе значительно уменьшилось. В настоящий момент на большинстве почтовых страниц пользователи видят только 1 баннер. Есть страницы, где рекламы нет вовсе. Опять же, свежий AJAX-интерфейс является еще более щадящим с точки зрения рекламы. Кроме того, мы тестируем возможности использования текстовых видов рекламы.

Я думаю, что победить нас будет очень сложно. Я даже не уверен, что это возможно, не учитывая, конечно, форс-мажорных обстоятельств. Mail.Ru — это простой и удобный сервис для всех, а почта Гугл — это все-таки более нишевой продукт. У них есть и проблемы с работоспособностью интерфейса на значительной части пользовательских компьютеров. Да и часть её функций непонятна простым пользователям. Когда делаешь массовые сервисы, надо уметь ставить себя на место простого пользователя, а не интернет-профессионала.

Вообще, мне кажется, «вредность» баннеров несколько преувеличена. Качество и стабильность сервиса, его удобство и продуманность намного важнее. У нас бывали и курьезные случаи с рекламой: однажды, сократив количество баннеров на страницах, мы с интересом наблюдали, как на это реагируют пользователи. Каково же было наше удивление, когда в службу поддержки пользователей стали поступать жалобы с просьбой вернуть рекламу на место, так как она зачастую приносит пользу и делает страницы «веселенькими». Честно признаюсь, если бы собственными глазами не читал этих писем — никогда бы не поверил.

- Что ты думаешь об интеграции с другими сервисами? Пока в Mail.Ru это существует на уровне «кнопок наружу» (фотки, блоги, деньги и т.д.) Есть какие-то представления о более существенной интеграции? Или может наоборот — это мешает почте? Ну скажем, когда люди в блогах общаются, они меньше почтой пользуются… или нет?

- Интеграция сервисов — это великая вещь. Уже сейчас мы интегрировались намного глубже, чем просто «кнопки наружу». Во-первых, почта для нашего портала — это еще и «паспорт»: для того, чтобы воспользоваться сервисами портала, пользователю нужно завести учетную запись в почте, и впоследствии авторизация на проектах происходит с помощью единого для всего портала логина и пароля. Данные, указанные пользователем при регистрации почтового ящика, автоматически будут доступны пользователю и на других проектах портала, это избавляет от необходимости постоянно забивать свой никнейм, пол-возраст и т.п. в поля формы.

Во-вторых, мы интегрируем не только почту с нашими сервисами, но и наоборот. Так, например, в случае, если у пользователя есть аватар на Фото@Mail.Ru, или если он пользуется Mail.ru Agent, я обязательно узнаю об этом, когда прочту его письмо.

Мы также стараемся интегрировать и другие наши сервисы между собой. С проекта «Фото» можно одним кликом мыши разместить изображение у себя в блоге или сделать из него открытку на проекте Открытки. Например, когда мы выпустили версию Mail.Ru Agent со ссылками на Фотоальбомы и Блоги, я узнал гораздо больше о многих своих коллегах.

- Чего потребует от вас приход западных мессенджеров-конкурентов? Формирование альянсов с другими компаниями, например?

- К любой конкуренции я отношусь положительно — именно она заставляет продукты развиваться. Специфика Mail.Ru Агента заключается в том, что в тот момент, когда мы создавали этот продукт, у него уже был очень сильный конкурент в лице ICQ. Но нам удалось не только создать качественный продукт, но и завоевать существенную долю рынка.

Мне кажется, приход западных конкурентов не представляет большой опасности для Mail.Ru Агента. Во-первых, многие им уже пользуются (а решиться на смену мессенджера очень тяжело — мало того, что ты сам должен сменить мессенджер, так еще его должны сменить все твои друзья и партнеры, иначе тебе просто не с кем будет в нем общаться). Во-вторых, у портала есть огромная аудитория лояльных русскоязычных пользователей, которой нет у западных конкурентов.

Что касается тенденции к мессенджеров к «общению» друг с другом: сейчас я не возьмусь прогнозировать, будет ли это один альянс, или будет несколько конкурирующих альянсов. В данный момент довольно тяжело представить, какой политики будут придерживаться подобные альянсы, будут ли они закрытые или открытые, и на основе каких протоколов будет происходить коммуникация. Наша же задача — сделать так, чтобы пользователь мог получить максимально полный спектр сервисов в рамках портала Mail.Ru, чтобы ему просто не нужно было никуда ходить. К этому стремиться любая нормальная интернет-компания. Однако это вовсе не исключает открытого протокола (который у нас уже есть) и альянсов, если это выгодно нам и помогает в реализации основной стратегии.

- А вообще корпоративная культура приучает к своим продуктам? Вот ты, например, больше пользуешься Mail.Ru Agent, чем аськой или GTalk? Есть ощущение такой привычки к своему? Не портит ли она «общий взгляд» на технологии?

- Конечно, в основном я использую Mail.Ru Agent. Но я бы не сказал, что дело в корпоративной культуре. Мне кажется, что если разработчик не пользуется результатами своего труда — он никогда не сможет разработать хороший продукт. Очень существенная часть правок и улучшений (не только в инстант-мессенджер, но и в любой другой продукт) вносится по результатам собственного опыта использования сервиса.

Что касается общего взгляда, то перед тем как приступить к реализации какой-либо задачи, мы обязательно проводим исследование конкурирующих продуктов. Однако плодами своего труда пользоваться все же приятней и полезнее.

- Последний вопрос: когда ты последний раз пользовался бумажной почтой?

Признаюсь честно, я начал пользоваться Интернетом в 95-м году и мне ни разу в жизни не довелось отправлять обычное, не электронное письмо.

Другие интервью

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost