Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июль 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Федор Вирин: Игра стоит свеч!

Денис Денисов
| архивная статья | 14.05.2004 16:25
Федор Вирин: Игра стоит свеч!

На вопросы «Вебпланеты» отвечает Федор Вирин, руководитель компании SpyLOG, автор нескольких десятков (если не сотен) статей по интернет-маркетингу.

В январе 2004 года вы приняли решение о закрытии рейтинга интернет-холдингов в связи с его непредставительностью. Как вы считаете, возможно ли возобновление этого проекта?

Возможно.

Что для этого должно случиться?

Для этого должен возникнуть интерес SpyLOGа к возобновлению этого проекта, во-первых, а из него должно родиться предложение для крупных площадок от SpyLOGа, во-вторых, наконец, это предложение должно однозначно указывать на увеличение рекламных доходов от возобновления проекта, в-третьих. Пока ничего этого нет.

На твой взгляд, когда компании из так называемой «Большой тройки» будут измерять свой «вес» по одной, единой для всех методике измерения статистики (например, панельные исследования), как это происходит на западе?

Они уже так измеряются, как это происходит на западе. Существуют исследовательские компании, которые проводят измерения при помощи опросов, они составляют отчеты о популярности того или иного ресурса вне зависимости от его (ресурса) желания. Результаты этих опросов регулярно публикуются, и их единственная проблема — это невозможность исследования узких секторов. То есть можно измерить, какова в целом популярность того или иного сайта, но каков возрастной состав пользователей этого проекта, интересующихся, например, недвижимостью, посчитать пока что невозможно — велика слишком погрешность метода.

Да, но некоторые компании, так или иначе, либо не признают результатов этих исследований (опросов), либо вообще называют их недостоверными.

Какая разница, как относится к этим измерениям компания. Важно, как к ней относятся рекламодатели. Например, если мы измеряем относительные доли рынка торговых сетей в Москве. Можно долго спорить о том, насколько качественно проведено исследование, наверняка найдутся сети, оценки которых по результатам исследования окажутся ниже заявленных, и тогда они «не признают» исследования, однако, инвестор будет принимать решения, исходя из собственного мнения о достоверности исследования. И, если он сочтет исследование достоверным, то он вложит деньги в компанию, которая, на его взгляд, наиболее финансово перспективна.

Как сильно изменился рынок систем интернет-статистики за последнее время?

Он стал намного более профессиональным, превратившись из пузомерок в нормальный инструмент повседневной работы. Причем не только у нас, но и во всем интернете. Поэтому я очень доволен введением в эксплуатацию в «Спайлоге» системы фильтров, которая позволяет использовать систему интернет-статистики с той же гибкостью, как и большинство лог-аналайзеров. И соответственно, основным направлением нашей работы является совершенствование коммерческих сервисов, увеличение их насыщенности, информативности и удобства пользователей.

Как вы расцениваете сегодняшнее состояние этого рынка в России?

Как уверенно растущее.

Во сколько вы оцениваете объем рынка?

Поскольку кроме лог-аналайзеров мы пока единственная компания, работающая на этом рынке, то озвучивание объема рынка означает озвучивание оборотов нашей компании, к чему я пока не готов.

Как ты считаешь, какие новые инструменты измерения статистики появятся в ближайшее время?

Я полагаю, что в ближайшее время мы увидим новые инструменты интеграции статистических инструментов и рекламных площадок, которые позволят маркетологам лучше и проще оценивать эффективность рекламных кампаний, управлять ими. Фактически, фильтры — первый шаг такой интеграции. Следующим шагом будет интеграция статистики, получаемой из лог-файлов и статистки, получаемой с кнопок, поскольку оба эти вида статистки представляют собой лишь часть общей картины. Мы также работаем в этом направлении.

Наконец, еще одно бурное направление развития — это появление специализированных инструментов, которые, не предоставляя всей широты возможностей такого инструмента как SpyLOG, «заточены» на решение определенного круга задач. Такие системы уже есть и они могут быть построены как на основе кнопок, так и на основе лог-файлов, однако, они еще мало распространены на рынке.

Можешь назвать эти системы?

Конечно. Это системы основанные на счетчиках: «Крутилка», PixelAudit, на лог-файлах: «Реклан», SiteStat. Я немного рассказываю о них на наших семинарах, поскольку среди них и других подобных есть весьма интересные частные решения.

Как устроена внутри компания SpyLOG?

Компания SpyLOG состоит из двух департаментов: департамента по работе с клиентами и департамента разработок. Первый занимается поддержкой клиентов, взаимодействием с ними, рекламой и маркетингом компании, контактами с прессой, исследованиями, проведением обучающих семинаров (кстати, весьма любопытное новое направление работы компании), второй — разработкой новых продуктов, включая и оптимизацию существующих и разработку принципиально новых решений, тестирование их, а также обслуживание всей системы.

Сколько человек работает в компании сейчас?

Около 20 человек

SpyLOG — самоокупаемая компания?

Да, конечно.

Когда был пройден порог самоокупаемости?

Два с небольшим года назад.

Сколько у вас «живых» клиентов, то есть тех, кто покупает платные пакеты статистики?

У нас все клиенты «живые», а не только те, которые пользуются платными услугами. :) Их количество я сейчас назвать пока не могу.

Кто является акционером компании SpyLOG?

Это частные российские инвесторы.

Какие технические средства задействованы для поддержания работоспособности «Спайлога»? На скольких серверах «живет» система?

Систему обслуживает около 40 серверов. Их число достаточно стабильно, поскольку мы регулярно обновляем парк серверов, заменяя их на более мощные, что позволяет нам увеличивать производительность системы, не увеличивая количество серверов. Впрочем, и здесь есть некоторые пределы роста, поэтому мы уже сейчас анализируем возможности внедрения различных высокопроизводительных систем, которые по нашим расчетам, понадобятся нам через полтора года, когда резервы роста существующие при нынешней технологической схеме начнут нас ощутимо сдерживать.

Какие маркетинговые инструменты для анализа посещаемости сайта, предлагаемые вашей компанией, пользуются наибольшей популярностью?

«E-commerce» и «Средний бизнес». Первый ориентирован на специалистов, которые хорошо ориентируются в статистике, знают, какие цифры им нужны, и умеют их применять, не задумываясь. Второй ориентирован, скорее на тех пользователей, которым нужна помощь в анализе статистики, а также дополнительные сервисы (такие как специальные исследования, оптимизация сайта, аудит сайта, обучающие семинары, помощь технической поддержки в настройках фильтров и т.д.).

А что можешь сказать о статистических и аналитических исследованиях?

Говорить об исследованиях можно очень долго, как ты знаешь, это мое детище, с которым я пришел в свое время в SpyLOG. Тем не менее, стоит остановиться на главном: сейчас мы разработали и активно эксплуатируем специальную систему, которая позволяет исследовать интернет не в привязке к определенному сайту (или сайтам), как устроены все системы статистики, но в привязке к определенному пользователю (возможности SpyLOG позволяют сделать это из-за очень большого охвата Рунета).

Надо сказать, что это совсем не простая игрушка — фактически, это система, которая полностью перерабатывает всю исходную статистику SpyLOG параллельно основному серверу, то есть для ее «жизнедеятельности» требуются отдельные серверные мощности и не маленькие. Но игра стоит свеч! Система позволяет, например, понять, какие сайты вообще посещают пользователи, задававшие на поисковых машинах те или иные поисковые запросы, или какие поисковые запросы задают пользователи из Красноярска и так далее, то есть возможности для исследований — совершенно невероятные.

Вы фактически прекратили публикацию исследования «SpyLOG-монитор» (последнее опубликованное исследование приходится на июнь 2003 года), аналогичным образом поступил «Рамблер», который не обновляет индекс «Big20» (проект Rumetrika) с января текущего года. Вы считаете, что такие исследования не нужны рынку?

Я считаю, что такие исследования очень нужны рынку (хотя бы потому, что у нас их заказывают), просто у нас не хватает рук для того, чтобы обслуживать коммерческие исследования и публиковать мониторы регулярно. Сейчас мы работаем над созданием системы, которая позволит наладить постоянную публикацию наших данных. Но направление исследований не является основным для SpyLOGа, поэтому я лично уделяю ему меньше внимания, чем следовало бы, что и приводит к некоторой нерегулярности.

В каком состоянии пребывает ваш англоязычный проект Mytrix.com?

Мы никогда не занимались продвижением англоязычного проекта, несмотря на то, что в свое время была сделана английская версия. Поэтому проект «живет своей жизнью», по всей видимостью он востребован, если судить по количеству англоязычных писем в support.

Сколько клиентов у этого проекта?

Не могу сказать — не изучал эту проблему. Она мне пока не интересна.

Совместно с компанией «Артон консалтинг» вы предложили пользователям новую услугу — аудит сайта. Насколько востребованной оказалась услуга?

В нашем варианте — более чем востребованная, поскольку она бесплатно предоставляется всем пользователям, зарегистрировавшимся в старших пакетах. И она также востребована в более сложных вариантах (компания «Артон консалтинг» предлагает за отдельную плату проведение более сложных аудитов), однако, цифры я разглашать, к сожалению, не имею право.

Кто ваши конкуренты?

Лог-аналайзеры, безусловно. Это мощные, гибкие инструменты анализа статистки, которые позволяют сделать с ней очень многое. У нас есть конкурентное преимущество перед ними в стоимости (они, все же, намного дороже и в приобретении и, что еще важнее, в обслуживании), а также в локализации (мы понимаем географию по городам, тогда как лог-аналайзеры — нет). Однако у нас есть и недостаток — мы не можем обеспечить пока той гибкости в построении сложных отчетов, какие может получить опытный пользователь лог-аналайзеров. При этом нередка ситуация, когда наши клиенты используют для сложных анализов лог-аналайзер, а для оперативного контроля, представительских работ и повседневного анализа — SpyLOG.

Кроме того, как я уже говорил, есть такие конкуренты, как специализированные системы анализа. Они достаточно интересны бывают, и свою задачу они решают хорошо, но, к сожалению, они не гибки.

Какой ты видишь идеальную статистическую систему? Какие возможности она должна включать в себя?

Идеальная система должна состоять из двух модулей. Первый из них — это модуль data mining (то есть специальный модуль для «вытаскивания» сложных таблиц и поиска скрытых закономерностей), который должен быть достаточно гибким, настраиваемым и при этом быстрым (на сегодняшний день это один из камней преткновения для систем лог-анализа). Второй модуль — это система построения готовых комплексных отчетов, таких, над которыми не требуется дальнейшая работа, построенная по принципу макросов. «Идеальная система статистики» должна постоянно обновляться, быть динамичной — это в первую очередь касается таких данных, как географические распределения, распознавание поисковых машин и рейтингов, распознавание сеток по типам и пр. — все эти данные должны постоянно обновляться. При этом «идеальная система статистки» должна уметь сочетать в себе данные, полученные с кнопок и данные из логов, а также данные из движка сайта (если таковой есть).

Сейчас, как ты знаешь, мы начали проводить цикл семинаров (про эффективную рекламу, оптимизацию, создание сайтов, также будут семинары про маркетинговые исследования в интернете, PR и др.), на них я рассказываю регулярно очень сложные системы построения анализа (например, зональный анализ, анализ по сертификатам, анализ покупательской активности …). Все эти методы уже востребованы и реально ведут к увеличению эффективности работы в Сети (ведь интернет устроен очень удобно для построения маркетинговых коммуникаций — здесь можно очень много чего сделать), однако, пока они могут быть выполнены только вручную и причем весьма и весьма непросто. Доходит до курьеза — я рассказываю о методе исследования и вижу, как загораются глаза у слушателей, а потом объясняю как построить систему анализа по этому методу и вижу ужас в глазах людей (хотя на самом деле — глаза боятся, а руки делают, все они очень страшно выглядят на словах, но не так уж и сложно на деле).

Я вижу идеальную систему анализа статистики таковой, чтобы она могла использовать и все те методики, о которых я рассказываю сегодня, и многие из тех, которые я или кто-нибудь другой еще не придумали. Важно и то, что я, похоже, уже понимаю, как это сделать.

Согласен ли ты с утверждением, что в будущем уменьшится роль рейтингов и заметно увеличится значение «чистых» статистических систем?

Это совершенно разные продукты, они влияют на разные области, поэтому я, скорее не согласен с этим утверждением именно с его постановкой.

И последний вопрос, какие у вас планы на ближайшее будущее? Какие технические новшества и разработки вы покажете рынку?

Из интересных технических новшеств в ближайшем будущем (в течение нескольких месяцев) мы хотим, наконец, открыть систему, интегрирующую систему статистики с рекламными площадками так, чтобы анализ рекламы делался «в одно касание», я уже говорил об этом выше. Из более отдаленных планов — я хочу написать системы построения обобщенных отчетов статистики (прототип этой системы уже есть в виде «отчета о работе сайта»), которые позволят пользователям системы получать готовые к распечатки презентационные отчеты, не вытаскивая промежуточных данных.

Еще одна очень интересная идея — это автоматическая система планирования рекламы для малых и средних рекламных бюджетов. Правда, должен сразу сказать, что идея есть пока только на бумаге (и у меня в голове), писать ее пока даже не начинали, но с некоторой вероятностью до конца этого года мы ее напишем и выпустим «в открытое плавание». Это довольно интересная штука, которая позволит планировать рекламу, опираясь на знание своей целевой аудитории с учетом совокупного охвата рекламных площадок, задействованных в рекламной кампании.

Есть и более далекие планы, однако, о них пока говорить рано.

От редакции: Федор Вирин готов ответить на вопросы читателей в форуме «Вебпланеты».

разделы:

Другие

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost