Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июль 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Анатолий Шкред: Перспективы что надо!

Денис Денисов
| архивная статья | 04.03.2004 13:39
Анатолий Шкред: Перспективы что надо!

На вопросы «Вебпланеты» отвечает Анатолий Шкред, председатель совета директоров холдинга eHouse, вице-президент издательства «Открытые системы», руководитель проекта Интернет-Университет.

— У вас уже есть несколько успешных проектов, но, тем не менее, в прошлом году вы открыли еще один проект. Как пришла идея заняться IT-образованием?

— Об этом я думал 3 года, прежде чем приступить к реализации. То, что наше IT-образование не соответствует ни мировым стандартам, ни требованиям рынка — это очевидно более-менее всем, и многие понимают, что надо пересматривать стандарты Минобразования — и список специальностей и их программы. Ведь сейчас даже банальных кодировщиков, выпускников известных вузов, как правило, в софтверных компаниях переучивают, не говоря уж об архитекторах систем и менеджеров, управляющих разработкой. Последних, кстати, сейчас нигде не готовят. Есть проблема и с преподавателями, потому что основная масса носителей знаний о современных информационных технологиях ушла из преподавательской среды. Сейчас во многих вузах ведущим преподавателям по IT за 60, им уже трудно угнаться за быстроразвивающейся компьютерной наукой. Последнее время приходит молодежь, но здесь другая проблема — она сильна в технологиях, но слаба как педагоги.

Первой задачей я поставил сбор учебных курсов, которые сейчас есть, особо не обращая внимания на их качество. То есть это своего рода сохранение интеллектуального генофонда.

— Наверное, были трудности на первом этапе?

— Трудно убеждать людей, что они должны после себя что-то оставить. Профессора и преподаватели вынуждены из-за низких зарплат работать в нескольких вузах и преподавать в коммерческих компаниях — на остальное нет времени. Конечно, за хорошие деньги можно убедить, но этот проект финансирую я один и, понятно, что это не те деньги, которые нужны для быстрого и качественного решения. Кроме того, я встретил не очень дружелюбное отношение со стороны некоторых книжных издательств, специализирующихся на компьютерной тематике — я увеличил и ставку гонорара, и процент с продаж для авторов, что было воспринято как «ломка рынка». Правда, когда издатели узнали, что все книги будут не только продаваться, но и лежать в Сети в открытом доступе — они обрадовались, потому как посчитали, что проект умрет, а книги покупать никто не будет. Но все оказалось не так: и проект жив, и книги покупаются.

— Если не секрет, сколько было инвестировано в Интернет-Университет? Планируете ли вы привлекать инвесторов?

— Достаточно много — сумма с 5 нулями, больше чем в свое время на старте в «Болеро». Основная сумма инвестиций была сделана в авторские права на учебные курсы, которые в настоящее время создаются. Искать инвесторов лениво, да и вообще пока они не понимают перспектив подобного рода проектов. В принципе, я и сам смогу поднять этот проект, только это займет немного больше времени. Кстати говоря, я думаю, что к концу этого года проект выйдет на самоокупаемость, а в следующем году он сможет развиваться за счет собственной прибыли.

— Сколько человек сейчас трудится в вашем учебном заведении?

— Непосредственно в штате 12, а для создания курсов привлечено более 60 человек из 11 городов и 18 вузов.

Анатолий Шкред

— Комментируя открытие Интернет-Университета, вы заявили: «Наша цель — добиться максимально широкого распространения знаний и учебных методик». Удалось ли добиться поставленной цели?

— Нет, конечно, но ряд вузов (их уже около 10) и коммерческих образовательных учреждений использует наши курсы в своих программах. Чтобы сделать курс нужно время, даже для записи того, что уже годами читается студентам. Сейчас много новых курсов в разработке, и чем будет их больше, тем больше вузов будет находить нужное у меня (ну и студенты тоже). За год профессора из разных городов и вузов привыкли к проекту, и сейчас я получаю в среднем 3–4 предложения в неделю на создание различных курсов. Не все пока мне по силам, и поэтому приходится что-то откладывать на будущее. Я уверен, что за 2–3 года я смогу собрать белее 100 курсов и идея обмена методиками преподавания между вузами заработает.

— Какие курсы пользуются наибольшей популярностью?

— По каждому курсу есть статистика: сколько записалось, сколько скачало курс себе на компьютер, сколько и с какой оценкой закончило. Есть даже небольшая анкета — все это опубликовано на сайте Интернет-Университета. Все курсы достаточно популярны, разница в цифрах из-за того, что курсы запускаются постепенно и понятно, что на более поздние курсы записалось и закончило меньше слушателей.

— Сколько студентов на сегодняшний день проходят обучение в Интернет-Университете?

— Сейчас зарегистрировалось более 18 тысяч человек, закончило хотя бы 1 курс — 1400. Статистику можно посмотреть здесь.

Вообще, надо отметить — я ни кого не учу (пока), я даю возможность самообразовываться. А по моей гипотетической статистике таких людей 5% от общего числа, вот и у меня примерно такие же проценты, может чуть больше. Люди записываются, потом им надоедает учиться, и они бросают учебу. Но нужно учитывать, что ряд людей просто читает книги в Сети или скачивает их себе на компьютер — для этого специально выложены и PDF-версия, и курсы в ZIP-файлах.

— Каков типичный портрет вашего слушателя?

— В той же статистике можно посмотреть. Если отбросить тех, кто не ответил, то остальную часть можно нормировать по ответившим.

— Какие вопросы чаще всего задают абитуриенты при поступлении в ваше учебное заведение?

— Самые популярные вопросы опубликованы здесь. Многих в самом деле волнуют дипломы, но я объясняю, что дипломы продаются в переходах и на рынках, а знания купить нельзя. Но, конечно, дипломы тоже важны — это отдельный вопрос и я его со временем решу.

— А какие IT-специальности сейчас наиболее востребованы рынком? Есть на этот счет какая-то статистика?

— Это и трудный и простой вопрос. Я считаю, что все. Есть определенные более модные специализации — те же архитекторы программных и информационных систем, администраторы по безопасности… Но, повторюсь, сейчас требуется пересмотр IT-образования на системном уровне.

— На ваш взгляд, в каких вузах сейчас готовят наиболее продвинутых IT-специалистов?

Как-то не хочется никого обижать, но придется — ни где. Да, определенный и очень незначительный процент от общего количества выпускников IT-специальностей вполне пригоден, но это скорее вопреки системе образования. Конечно, стоит назвать ВМК и МехМат МГУ, ФИТ и ФизФак НГУ, ЛИТМО, СпбГУ, МИФИ, МФТИ, может еще несколько вузов.

— Во сколько вы оцениваете объем рынка образовательных услуг в сфере IT в 2003 году?

— Не знаю, очень грубая оценка от 100 до 200 миллионов долларов. Но может и больше. Это если не считать деньги, которые уходят на поступление и обучение в госвузы на IT-специальности.

— Как вы оцениваете перспективы рынка дистанционного образования в России в ближайшие годы?

— Перспективы что надо! Когда я активно занимался интернет-коммерцией, то геометрия страны мешала, теперь наоборот. Талантливые педагоги и хорошо поставленные методики разбросаны по вузам страны, и чтобы они были доступны максимальному количеству слушателей, необходима Сеть. Я уверен, что со временем место учебы и проживания никак не будут связаны.

IT-образование — проблема государственная. Какой, на ваш взгляд, сегодня вырисовывается путь решения этой проблемы?

— Образование в целом — проблема государственная, хотя, конечно, участие в ее решении бизнес-сообщества немаловажно. Что же касается IT-образования, то тут есть ряд больших проблем.
Во-первых, необходимо провести ревизию специальностей, содержащих IT-компоненту — сейчас в той или иной форме IT есть более чем в 50 специальностях и направлениях. Это очень много!
Во-вторых, надо обратить внимание на рекомендации различных международных организаций (таких IEEE/ACM — Computer Curriculum 2001 Computer Science, Carrier Space) — там много правильного и полезного. И, главное, эти рекомендации формализуют понятия, теперь можно уже на семантическом уровне понимать, о чем идет речь.
В-третьих, необходимо срочно и активно внедрять учебные программы на стыке бизнеса и информатики. Сейчас в России только Высшая Школа Экономики имеет факультет «Бизнес-информатика». Нужно лицензировать и адаптировать подобные программы зарубежных вузов. Это дорого, но необходимо.
В-четвертых, нужно восстановить и активизировать учебно-методическую работу УМО (учебно-Методические Объединения вузов) при Минобразовании. УМО имеют все шансы стать координационными центрами по внедрению сертифицированных программ по всем специальностям.
В-пятых, хотелось бы привлечь IT-сообщество к проблеме образования, но не знаю, что может его подтолкнуть к этому. Пример, АПКИТ — там даже есть комитет по образованию, но они абсолютно ничего не делают! А вот Microsoft, Intel, Sun и ряд других западных компаний гораздо больше озабочены проблемой образования, чем наши отечественные. Можно и дальше продолжать…

— Какие у вас планы на ближайшее будущее?

— Получить госаккредитацию и выдавать нормальные дипломы, потом построить здание со шпилем и учить не тольк дистанционно, но и очно (про шпиль — шутка, шпиль необязательно :-) ). Но это далекие планы, а вот ближайшие — подписать договор с несколькими ведущими вузами (это уже очень реально) и учить студентов удаленным образом. Схема будет такая: студент учится в вузе-партнере, но через мой сайт, обучение будет происходить по стандартным учебным программам, курсы к ним уже готовятся. Диплом, замечу, государственного образца, выдавать будет вуз. Пока это будет касаться второго высшего образования, переподготовки и повышения квалификации (то есть предполагается, что базовое первое образование уже есть или в данный момент получается параллельно).
Ну и еще есть несколько идей на несколько миллионов долларов :-), но это чуть позже…

разделы:

Другие

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost