Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

E-mail и эгоцентризм

Анатолий Ализар
| архивная статья | 07.02.2006 16:25

Получатель письма зачастую понимает его совсем не так, как вы хотели, и делает неправильные выводы. Психологи исследовали эту проблему и выяснили, что причина — в эгоцентризме автора.

Автор письма думает, что адресат обязан его понять, даже если он что-то не договаривает (мол, это понятно само собой). Такая ситуация встречается буквально каждый день. Американские ученые д-р Джастин Крюгер (Justin Kruger) из университета Нью-Йорка и его коллега Николас Эпли (Nicholas Epley) из университета Чикаго провели научное исследование, чтобы объяснить эти постоянно возникающие случаи взаимного непонимания в электронной коммуникации. Результаты своей работы они опубликовали в декабрьском номере журнала «Персональная и социальная психология» (Vol. 89, № 5, стр. 925-936).

Ученые выяснили, что люди не всегда способны сообщить собеседнику свой тон — саркастический, серьезный или веселый, а также распознать правильный тон полученного электронного послания. Исследователи определили причину такого непонимания. Это эгоцентризм, хорошо известный психологический феномен.

Эгоцентризм представляет собой своеобразное отношение к миру, которое характеризуется сосредоточенностью на самом себе, своем индивидуальном «я». С точки зрения написания текстов и электронной почты это означает, что человеку, которым движет эгоцентризм, становится сложно оценить свой текст со стороны. Он не может представить, как будут интерпретировать этот текст другие люди. Конечно, данная проблема существовала во все времена. Но теперь она особенно актуальна, потому что электронная почта стала важнейшим каналом коммуникации.

Как показало исследование, люди гораздо лучше сообщают и понимают тон беседы в процессе речевого общения. Исследователи поставили эксперимент и выяснили, что при обычном разговоре корректная передача тона осуществляется в 75% случаев, а при использовании электронной почты процент успешной передачи невербальной информации составляет всего 56%.

Что самое интересное, в обоих случаях получатели сообщения одинаково уверены в том, что они все правильно поняли. Такую уверенность они выражают в 90% случаях. То есть при общении по электронной почте особенно высок риск, что собеседник будет неправильно понят. Вероятность этого составляет 34/90, то есть примерно 38%.

Как сообщается в американском журнале, эффект эгоцентризма был особенно явно продемонстрирован во время исследования психолога Элизабет Ньютон в 1990 г. В ее опытах добровольцы должны были выстукивать на столе мелодию, чтобы другой человек мог ее узнать. По мнению «музыкантов», собеседник должен был распознать 50% мелодий, тогда как на самом деле этот процент не превышал 3%. Эгоцентризм проявляется здесь в том, что при выстукивании мелодии человек «слышит» музыку у себя в голове. Он предполагает, что эту мелодию легко распознать, но на самом деле другой человек слышит всего лишь серию нерегулярных ударов по столу.

Примерно то же самое происходит в процессе общения по электронной почте.

разделы:

Другие

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost