Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Для Web 2.0 нужна бизнес-модель 2.0 

Анатолий Ализар
| архивная статья | 09.11.2005 14:25

Первое поколение Сети было основано на публикации веб-страниц — документов. И первой бизнес-моделью была традиционная медийная модель, где оплачивался просмотр рекламы.

Сайт Hotwired.com разместил первый баннер в 1994 г. Затем появились различные виды таргетинга как способ увеличить эффективность рекламы: сначала таргетинг по ключевым словам в 1996 г., а затем и поведенческий таргетинг в 1997 г. Вместо оплаты за показы чуть позже пришла модель с оплатой за клики. Но сам принцип Web 1.0 от этого не изменился: это взаимодействия человека с одним веб-сайтом, просто теперь вместо просмотра эффективным действием считается щелчок по баннеру.

Сейчас все вокруг говорят о наступлении Web 2.0. Это понятно, ведь все мы видим, как набирают популярность новые необычные технологии — RSS, теги, Ajax, блоги и т.д. Но принципиальным отличием Web 2.0 является атомизация веб-контента. Все чаще запрос на получение информации и ее обработку осуществляет не человек, а другая компьютерная программа. Веб-сайты — даже такие порталы как Google, Yahoo и MSN — превращаются в поставщиков компонентов (API) для создания полноценного продукта, коим является некий веб-сервис. Именно веб-сервисы — перспективная технология, вокруг которой строятся рассуждения о Web 2.0.

Но здесь возникает проблема. И о ней знают Google и Yahoo, ведь неспроста они ограничивают количество запросов через API и разрешают это только для некоммерческих сервисов. Это проблема распределения рекламных доходов. Если я создам коммерческий сервис на основе карт Google Maps, частных объявлений Chicago Tribune и других сайтов, которые осуществляют экспорт информации (то есть поставляют компоненты), то кто будет получать доход от рекламы в моем сервисе? Вот здесь и становится понятно, что бизнес-модель Web 1.0 не подходит для Web 2.0. Американские венчурные инвесторы уже начинают задумываться над этим вопросом и публикуют свои рассуждения.

Как показывает опыт, абсолютно новой бизнес-модели очень редко удается полностью вытеснить старую модель. Поэтому происходит нечто вроде эволюции. Какие могут быть варианты для Web 2.0?

1. Микроплатежи. Стандартным принципом Web 1.0 был бесплатный контент. Если этот принцип изменится, то все будет просто. Каждый сайт может публиковать стоимость (цену) одного запроса к своей базе данных, а специальная система будет собирать оплату с конечных пользователей. Это хорошо выглядит в теории, но все попытки реализовать микроплатежи на практике (Digicash, Cybercash и т.д.) были неудачными. Даже если модель будет реализована, она найдет применение только на небольшом количестве B2C-сервисов.

2. Разделение прибылей по цепочке (Shared Value). Новая схема распределения рекламных доходов. Остается неясным, в какой пропорции их следует распределять.

3. Новые схемы сбора доходов. Вполне вероятно, что Yahoo, Google и другие компании решат эту проблему, если реализуют свою собственную систему микроплатежей и выработают стандартные юридические механизмы для распределения прибылей по цепочке. Сторонние веб-сервисы могут, таким образом, рассматриваться как своеобразные «партнеры» для поставщика компонентов, и они получат лишь очень малую долю рекламных доходов.

разделы:

Другие

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost