Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Почему русские любят «ЖЖ»?

Анатолий Ализар
| архивная статья | 15.06.2004 22:10

Евгений Горный опубликовал подробное исследование сообщества российских пользователей LiveJournal и выдвинул собственную гипотезу популярности «ЖЖ» у русских. Мол, это — проявление присущих русскому человеку соборности и коллективизма.

Действительно, популярность «ЖЖ» именно среди российских блоггеров очевидна. Общее число пользователей сервиса онлайновых дневников «ЖЖ» в мире составляет несколько миллионов человек (если точно, то на 15 июня общее число регистраций составило 3,483,618, из них активных — 1,686,308). Для блоггерских сервисов это не такое уж и большое число, и LJ далеко не является мировым лидером по количеству пользователей. Но именно на его базе образовано крупнейшее в интернете русскоязычное сообщество, которое на данный момент превышает 50 тыс. человек. По статистике, Россия занимает четвертое место в мире по количеству пользователей «ЖЖ», уступая лишь США, Канаде и Великобритании. В то же время огромное количество русскоязычных пользователей проживает в других странах: Украине, США, Беларуси, Израиле и т.д., так что размер коммьюнити на самом деле приближается к 100 тыс. человек.

Национальный феномен популярности «ЖЖ» среди русских уже давно привлекает внимание. Серию статей на эту тему публиковал, в частности, «Русский журнал», например, они опубликовали интервью c автором первой русской записи в «ЖЖ» Алексеем Толкачевым, которая была сделана 30 ноября 1999 г (тогда в LJ было всего 720 пользователей). Новый сервис абсолютно не рекламировался, но количество его пользователей нарастало в геометрической прогрессии — каждый привлекал своих друзей, и, по словам Алексея Толкачева, со временем снежный ком превратился в лавину.

Очевидно, что к настоящему моменту налицо настоящий феномен, потому что в русском сообществе имеются и другие необычные странности, отличающие русских от всех остальных пользователей. Именно эти различия анализирует в своем исследовании Евгений Горный, приводя очевидный пример популярности ЖЖ в России: «Популярность LJ и недостаток информации о других блоггерских сервисах привели к возникновению странной ситуации, когда „Живой Журнал“ (или просто ЖЖ) стал общим термином для блога, так что это слово использовалось даже для блогов, которые не имеют никакого отношения к ЖЖ».

Отличия российской аудитории от нормальных людей уже неоднократно обсуждались. Например, об этом рассуждал в одном из интервью один из «старожилов» LJ Анатолий Воробей: «В LiveJournal в целом никогда и не было такого состояния высокой степени связанности и переплетенности [как в ЖЖ]. Эта высокая степень переплетенности достигается в LiveJournal в целом только внутри сообществ (в широком смысле этого слова, а не узко-техническом), организованных по интересам — например, „ролевики“, „поклонники Гарри Поттера“, „ученики такой-то средней школы такого-то города такого-то штата“). Только в русском сегменте ЖЖ образовалась и сохранилась коммуникационная среда, объединяющая практически всех пользователей вокруг общего сплоченного и тесно переплетенного ядра. Этим обстоятельством объясняются многие другие факты, как-то (в среднем) большее количество „друзей“ у пользователей в русском ЖЖ, обширный список ЖЖ-„знаменитостей“, и т.п.».

В своем исследовании Евгений Горный приводит все известные факты об уникальности российской аудитории ЖЖ: российское сообщество в целом старше, профессиональнее, обсуждает более серьезные темы, каждый пользователь имеет гораздо большее количество «друзей» (читателей) и т.д. Чем же объясняются эти отличия? Конечно, очевидными кажутся аргументы о недостатке информации о других блоггерских инструментах, общей социо-экономической отсталостью России и отсталостью Рунета, в результате чего российская аудитория интернета в среднем образованнее и взрослее, чем девочки-тинейджеры, первыми освоившими блоги на Западе.

Но, по мнению Евгения Горного, есть и еще один фактор, важность которого сильно недооценивается… Сразу предупреждаем, что этот «фактор» может вызвать у кого-то шок. Итак, гипотеза Горного состоит в том, что отличие ЖЖ в большой степени объясняется «влиянием русской культуры и национального характера на поведение пользователей в интернете»! Это действительно оригинальная гипотеза, которая, нужно отметить, очень тщательно аргументируется. И даже признание автора в использовании неких «методов Кастанеды» при проведении своего исследования (возможно, эти методы использовались при формулировании данной гипотезы), не уменьшает ее оригинальность и придает некую пикантность этому ценнейшему исследованию российской аудитории «ЖЖ».

разделы:

Другие

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost