Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

РИФ 2002: СМИ в интернете

| архивная статья | 20.03.2002 08:00

Неспособность представителей «традиционной» медиа-индустрии должным образом конкурировать с on-line публикациями уже не раз обсуждалась на РИФе и других форумах. Если во всем мире крупные конгломераты масс-медиа уже доминируют on-line, то в России интернет-ресурсы традиционных СМИ только начинают занимать места в десятке наиболее популярных сайтов Rambler's Top100 и других рейтинговых систем. Причем наибольшего успеха добиваются «гибридные» проекты - т.е. такие интернет-ресурсы, в создании которых помимо телевидения принимали участие крупные интернет-порталы (например, «За стеклом» и «Последний герой»).

Среди участников секционного заседания были А. Носик (Lenta.Ru), П. Нефедов (Ведомости), В. Бородулин (Газета.Ru), К. Рыков (Дни.Ru), Н. Хайтина (ИА «Нетоскоп»), А. Ковалев (Internet.Ru), А. Гагин (Канал РТР) и другие.

Вступительное слово «Интернет-СМИ в России в глобальном контексте» произнес Иван Засурский, заместитель директора интернет-холдинга «Рамблер» по PR. Вообще, нужно отдать должное Ивану: если бы не он, то секционное заседание, наверное, просто было бы скучным и неинтересным. Неоднократно Ивану приходилось чуть ли не вырывать микрофон у спорящих Антона Носика и Константина Рыкова.

С докладом «Сетевые СМИ в 2001 году глазами рейтинга Rambler`s Top100» выступил Леонид Делицын. Вот основные тезисы его доклада:

  • 11 сентября аудитория сетевых СМИ увеличилась больше, чем в два раза. По данным Rambler's Top100 до терактов совокупная доля ресурсов категории «СМИ» уступала доле категории «Развлечения», но в результате событий 11 сентября доля новостных сайтов резко выросла, и составила около 15%. Непосредственно в дни теракта на новостные сайты приходилось 30% всего трафика в российском секторе сети интернет. При этом посещаемость лидеров среди интернет-СМИ выросла в два и более раза, тогда как для остальных ресурсов рост в среднем составлял только полтора раза. Причинами, во-видимому, являются эффект раскрученных брендов и оперативность лидирующих ресурсов в подаче информации.

  • Онлайн-версии «традиционных» СМИ после быстрого старта в 1997-1998-м перешли в режим довольно медленного роста. Однако после событий 11 сентября они начали развиваться быстрее, причем, в отличие от лидеров онлайновых СМИ, рост не ограничился кратковременным всплеском, так что теперь два сайта «бумажных» газет входят в первую десятку раздела Rambler's Top100 «СМИ и периодика». Кроме того, последний год принес весомые свидетельства успеха офлайновой раскрутки сайта телекомпании НТВ, а также программ «За стеклом» и «Последний герой» - интернет-ресурсы стремительно врывались в верхние десятки сетевых рейтингах.

  • Сегодня ежедневная интернет-аудитория таких изданий, как «Спорт-Экспресс», «Известия», «Комсомольская правда» превышает 30 тысяч человек (по рабочим дням). Это составляет порядка 1,5-6 процентов тиража «бумажных» газет, поэтому можно предположить, что потенциал роста весьма велик. Оценить его можно на примере «Независимой Газеты», ежедневная интернет-аудитория которой больше 13 тысяч человек, то есть порядка трети «бумажной» аудитории газеты. В случае продолжения тенденции к опережающему росту интернет-ресурсы «традиционных» СМИ могут составить серьезную конкуренцию лидерам рынка.

В первую очередь организаторов секционного заседания интересовала популярность сетевых СМИ и интернет-ресурсов традиционных СМИ, во вторую - стратегии продвижения on-line и вопрос о том, можно ли по-прежнему говорить о лидерстве сетевых СМИ в вопросах использования интернет-технологий и стратегий продвижения ресурсов. Какие вызовы ждут интернет-издания и какие задачи предстоит решить интернет-ресурсам традиционных СМИ? Вот те темы, которые обсуждались на секции.

Однако главное темой для обсуждения стала активизация интернет-ресурсов традиционных СМИ и, в связи с этим, возможный передел информационного рынка. По словам ведущего секции Ивана Засурского, отсутствие интереса к интернету и дефицит работающих в сети бизнес-моделей привел к тому, что интернет-СМИ получили значительную фору в развитии. Сегодня они сталкиваются с конкуренцией со стороны игроков другой весовой категории.

Именно о конкуренции и активизации интернет-ресурсов традиционных СМИ развернулась вся дальнейшая дискуссия секции между представителями трех крупнейших сетевых СМИ: Антоном Носиком (Lenta.Ru), Владиславом Бородулиным (Газета.Ru) и Константином Рыковым (Дни.Ru).

Антон Носик, главный редактор интернет-издания Lenta.Ru:

Антон Носик и Иван Засурский

По словам Антона, он не боится передела нынешнего информационного рынка Рунета. Первую причину, по которой главной редактор «Ленты» не боится конкуренции со стороны традиционных СМИ, он озвучил в самом начале секционного заседания: «У «Ленты» своя устоявшаяся аудитория. Мы недавно специально отключили всю внешнюю рекламу «Ленты». Никакого падения в рейтингах заметно не было», - сказал он. Другая причина, по которой Антон не боится конкуренции с традиционными СМИ - это огромные проиндексированные архивы сетевых СМИ. Проще говоря - эти архивы традиционным СМИ будет трудно «догнать и перегнать». Это, по его словам, одно из важнейших преимуществ для пользователей, которые ищут новости в сети.

Владислав Бородулин, главный редактор Газеты.Ru:

Владислав Бородулин

Если говорить в общем, то можно сказать, что главный редактор «Газеты« тоже не боится конкуренции со стороны традиционных СМИ. Вообще, от Владислава, наверное, все ожидали услышать большего. В дискуссии, по сравнению с Антоном Носиком, Константином Рыковым и Иваном Засурским, Бородулин смотрелся как-то вяло. То ли сказывалось его нежелание общаться на эту тему, то ли сама дискуссия была ему неинтересна, - говорил и спорил он только тогда, когда ведущий секции предлагал ему высказаться.

Константин Рыков, руководитель проекта Дни.Ru:

Антон Носик (Lenta.Ru) и Константин Рыков (Dni.Ru). На фото справа Иван Засурский (Rambler)

Несомненно, Константин был «гвоздем» всей программы. Именно благодаря ему дискуссия получилась интересной и захватывающей. Основным оппонентом руководителя «Дней» был Антон Носик. Иногда, их споры о настоящем и будущем сетевых СМИ доходили до того, что Ивану Засурскому приходилось отбирать микрофон у спорящих. Вряд ли кому-то удастся наблюдать это зрелище в будущем.

Константин тоже не боится конкуренции с традиционными СМИ. По его словам, принципиальной разницы между «чисто» сетевыми СМИ и традиционными СМИ нет. Он считает, что нынешних лидеров вытеснить с рынка просто невозможно. Результатом роста так называемых «традиционных» СМИ стало то, что они научились продвигать себя и свой контент и играть по общепринятым правилам. Для сравнения он привел пример с «Известиями», «Комсомольской Правдой» и «Московским Комсомольцем». Первые два проекта, по его словам, - активно занимаются своим продвижением в сети, а третий нет и поэтому его популярность во все той же сети стоит на месте, хотя «МК» пользуется в офлайне не меньшим спросом. Вытеснить лидеров с рынка невозможно, можно лишь только научиться играть с ними на одном уровне, что постепенно и происходит.

Участие в дискуссии также принял Александр Гагин, который рассказал всем присутствующим о планах канала РТР по завоеванию своей ниши информационного рынка Рунета. Александр также пояснил, что в данный момент он является главным редактором Дирекции Интернет-вещания ВГТРК, которая в преддверии Олимпийских игр запустила спортивный проект PTP-Спорт.Ru.

Несколько слов, причем актуальных, в адрес нынешних сетевых изданий сказала Наталья Хайтина, бывший главный редактор ИА «Нетоскоп».

Наталья Хайтина

В частности, она затронула тему качества баннеров, которыми рекламируются многие уважаемые интернет-СМИ. Тут стоит отметить оказавшееся кстати признание главного редактора «Газеты» Владислава Бородулина, который сказал, что ему «стыдно за ноябрь». Напомним, что в ноябре прошлого года всеми сетевыми СМИ активно крутились «порно-сексо-эро» баннеры проекта «За Стеклом». Однако тут Владислава поправил Константин Рыков, который сказал буквально следующее: «Владислав, вам должно быть не за это стыдно, вам должно быть стыдно за то, что вы ставите ссылки с заглавной страницы «Газеты» не на новость, а на раздел. Чтобы прочитать статью на «Газете», приходится делать два клика. Вот за это вам действительно должно быть стыдно». Антон Носик лишь утвердительно кивнул головой и представил на суд присутствующих вот эту замечательную коллекцию.

Уже потом, после окончания секции, в приватной беседе Антон Носик назвал все происходившее «зоопарком». Вот как прокомментировал это высказывание Антона Иван Засурский, ведущий секции:

«Зоопарк» - это не совсем точно. Точнее - террариум, но это даже «нормально», потому что несмотря на все заверения об отсутствии конкуренции между лидерами рынка интернет-СМИ, они друг друга воспринимают как конкурентов, и правильно делают. Только они не замечают других конкурентов, тяжеловесов. Я хотел помочь их заметить, чтобы они были лучше готовы к их приходу на рынок :)».

Иван Засурский

Иван также подвел общие итоги секции. По его словам, все прошло довольно удачно в том смысле, что страсти кипели и интересно было послушать. Другое дело, что те вещи, которые упоминались главными редакторами интернет-СМИ как таковые - обилие ссылок и мощная индексация в поисковых системах - трудно признать решающими. На Западе интернет-СМИ не только прочно закрепили лидерство на рынке - они также и пострадали за это высокими убытками. Ведь если российские интернет-СМИ создавались часто не столько как бизнес, сколько как инструмент влияния, на Западе всегда почти как бизнес - и зачастую неудачный. Это значит, что в России традиционные СМИ «не обожглись» еще - и у них, хотя бы поэтому, очень большой потенциал. Мы все анализировали на секции и есть аргументы, которые опровергнуть не удалось. Например, то, что стоимость интернет-проектов традиционных СМИ ниже, поскольку большая часть «костов» берется материнским изданием.

В заключение хочется добавить, что секция действительно удалась. Каждый получил свою порцию адреналина: кто-то большую, кто-то маленькую. За исключением некоторых товарищей, которые не выдержали напор критики в свой адрес и поспешно ретировались с поля битвы, выступавшим и присутствующим скучать не приходилось.

разделы:

Другие

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost