Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Аудит сайтов — бесплатный и не очень

| архивная статья | 25.10.2004 11:39

Аудит сайтов не находится в самом сердце музы веб-дизайна, но исключительно о нем будет эта колонка. В ней я не пытаюсь научить и преподнести вам мое собственное понимание интерфейса и секретов сайтостроительства, но испытываю неожиданный наплыв противоречивых чувств и сомнений, основным источником которых могут быть хотя бы такие факты.

Все сайты приходят в разных обличьях, но все они обращены к посетителю и содержат некую долю противоречий, которая всегда присутствует. А денег на нормальное тестирование сайта не хватает (точнее говоря, не предусмотрено). И действительно, зачем клиенту платить $2000 за то, что ему что-то расскажут и напишут, если весь сайт ему обошелся в $4000, к примеру?

Когда весной нынешнего года «Артон консалтинг» и SpyLOG запустили совместную услугу по бесплатному аудиту сайтов, то у них было написано: «Пользователь получает отчет эксперта, который содержит рекомендации по изменению сайта, включая изменения во внешнем виде, составе модулей, текстах». Я допустим, не разбираюсь в вопросе. Точнее чуть-чуть разбираюсь — также как и клиент… И понимаю, что чем неявнее проблема, тем сложнее принять решение, поэтому экспертные оценки работают все хуже, а хорошо работает тестирование на пользователях, которое обходится часто довольно дорого для большинства, длительно и требует специфической подготовки исследования и тех, кто его проводит.

«Все несколько проще, — комментирует первую порцию сомнений директор SpyLOG Федор Вирин. — Естественно, что в качестве бонуса к пакету статистики стоимостью несколько десятков долларов не будет предложен тысячедолларовый пакет тщательного аудита сайта, разбора его по косточкам. В то же время, исследования уровня „поглядели — сказали, что все плохо“ SpyLOG никогда не делал и делать не собирается. Например, наше исследование „Комплексная экспертиза сайта“ — это подробный разбор статистики проекта, из чего уже делаются соответствующие выводы. Аудит, который предлагается сейчас, — это другой подход к анализу — исследуется не поток посетителей, а то, как вообще все устроено и насколько все подчинено целям, поставленным при разработке сайта. Никто пока толком не анализирует цели сайта, все говорят о его структуре, наполнении, оптимизации, а уже потом о цели, а именно от нее надо „плясать“.

Естественно, что исследование, предлагаемое клиентам в качестве бонуса, не включает в себя личных встреч (хотя такие есть в линейке исследований этого типа, но они уже предоставляются отдельно и за отдельные деньги). Оно делается на основе подробной анкеты, телефонной беседы, дополнительных вопросов по телефону и электронной почте, и, конечно же, разбора того, что творится на сайте. И этот анализ позволяет действительно устранить серьезные проблемы и огрехи, причем проблемы не дизайна (который никому не нужен по большому счету), проблемы не usability (хотя и их тоже, конечно), проблемы не в текстах (хотя и по ним пройдутся), но в первую очередь проблемы места сайта в бизнесе компании, проблемы цикла (организации бизнес-процесса) работы с аудиторией».

Тем, кому официальные ответы компаний кажутся трудным чтивом, перевожу на более бытовой язык. SpyLOG предлагает со своими услугами статистики и анализа сайтов сопутствующие бесплатные услуги в облегченных вариантах. Вот также, к примеру, в середине девяностых поставщики сканеров в Россию снабжали их Light-версиями отечественных программ оптического распознавания CunieForm или FineReader. Покупатель постепенно приучался к легальному программному обеспечению и главное, к мысли, что программы распознавания очень полезны. И про FineReader теперь знает каждая собака, считающая себя в меру опытным компьютерным пользователем. Правда, в области не самых очевидных клиенту маркетинговых услуг эта практика работает не без курьезов. Тот же SpyLOG также предлагает со своими платными услугами бесплатный вариант оптимизации сайтов. И Сергей Петренко (Searchengines.Ru) говорил мне в этом году, что многие получатели такой сопутствующей услуги (включая таких гигантов, как KM.Ru) хотели получить (за $25 которые переводит ему за каждого клиента SpyLOG) полную оптимизацию.

Я не буду касаться некоторых работ, которые составляют, на мой взгляд, прекрасную часть этого наиболее благородного из всех видов искусства: создания хорошего сайта. Но когда я оглядываюсь на десять лет назад, то отчетливо вижу, что все эти годы, проведенные среди безумия Рунета, напоминают мне удары в один и тот же большой барабан. «У каждой компании, бум-бум, у каждого сервиса, бум-бум, должен быть сайт! Бух! Дзинь!». Примерно так глухо звучал этот барабан в течение последнего пятилетия прошлого века. Потом барабан немного поутих, так как теперь не имеют своих сайтов разве что продавцы бананов и прочих фруктов, а людей, что совсем не бум-бум в продвижении сайтов, существенно меньше…

Но в части аудита, представления клиентов таковы, что аудитор сначала вынужден соглашаться с его опасениями в стиле «ваша логика в принципе неправильная, но понятная…». А уже потом начинать впаривать…

Бывают и другие истории: сайт, в общем-то, и ничего, но есть ощущение, что его надо доделать, усовершенствовать. Вообще-то говоря, в этих случаях аудит сайта нужен. Но — не «голый» аудит. Клиенту, конечно, интересно услышать об ошибках или упущениях, но на выходе-то ему нужны рекомендации, а не аудиторское заключение «плохо у вас тут-то и тут-то, а что по этому поводу думать — сами разбирайтесь». И вот в этих случаях аудит «скрещивается» с другими услугами — конкурентным анализом и разработкой концепции сайта. По существу, задача консультанта здесь — предложить решение. Для этого он должен: а) найти проблемы в существующем сайте («аудитная» составляющая), б) понять, а что еще можно такого сделать на сайте, чтобы повысить его маркетинговую эффективность («обзорная» и «креативная» составляющая), в) разработать концепцию обновленного сайта, включая исправление ошибок (креатив).

Ровно поэтому в свое время мы начали отходить от аудита как некого индекса (грубо говоря, цифры, показывающей, насколько сайт лучше или хуже «среднего» для данного типа сайтов) к аудиту как составной части работы над новой версией сайта. Мы стали давать клиенту не откомментированный список допущенных ошибок, а фактически идеи и план действий по улучшению сайта, причем в некоторых случаях такой «расширенный аудит» проводится даже в устной форме — в виде обсуждения будущего сайта с заказчиком. И такая услуга — пользуется спросом.

Случаи «чистого» аудита (перечисление ошибок) тоже бывают, но весьма и весьма нечасто. Цель таких проектов для заказчика, как правило, — аргументация, обоснование решения о необходимости переработки или замены сайта.

И совсем отдельный аспект — это, безусловно, user testing. Действительно, часто эксперту крайне трудно сказать, как данное решение будет воспринято именно целевой аудиторией и, следовательно, какова реальная эффективность сайта (вам, например, нравится реклама известной сети дискаунтеров «Двоечки у Вовочки»? И мне нет. Но мы — не целевая аудитория, а сама реклама очень эффективна). В таких случаях выхода два: либо user testing (который выльется в стоимость полноценного маркетингового исследования), либо оценка маркетинговой эффективности как соответствия реализации сайта поставленным (и «расшифрованным») маркетинговым целям. Обычно, естественно, выбирается второй путь…

К сожалению, мне мало известно, что включает в себя бесплатный аудит сайта, предложенный компаниями SpyLOG и «Артон Консалтинг». Но то, что это — не профанация точно: об этом говорит и репутация компаний, и знание того, как работают конкретные исполнители этой услуги. Я же не готова предлагать соответствующие проекты бесплатно, хотя в некоторых случаях мы, безусловно, проводим экспресс-аудиты для своих клиентов".

В общем, аудиторы сайтов не представляются в образе влиятельных лиц, олицетворяющих собой установленный порядок вещей, как в древние время — книжники и фарисеев. Но среди аудиторов есть один, которого, если бы не название раздела «Колонка Травина», уместно было взять в соавторы…

Денис Корнеев, «Артон Консалтинг», «окончательно» рассказывает, что такое аудит сайтов: «Большинство предложений по аудиту сайтов, существующих на рынке, относятся к группе исследований, основанных на экспертных оценках. Методов много, но этот — достаточно востребованный, исходя из соотношения ценности результата и цены исследования. Степень „глубины“ исследования в идеальном варианте зависит от времени (а, следовательно, и цены), которое затратит эксперт (или их группа) на исследование сайта, а также его квалификации.

Логично будет предположить, что без привлечения представителей аудитории сайта исследование будет неполноценно. И это отчасти правильно — дать однозначный ответ относительно, например, мотивации поведения посетителей на сайте без дополнительного аудиторного исследования экспертной группы будет весьма тяжело. Но подобные исследования весьма специфичны и во многих случаях просто не оправдают себя с финансовой стороны.

С другой стороны, если посмотреть вокруг, то мы встретим массу сайтов, где допускаются довольно грубые просчеты в работе с посетителем, но при этом они (владельцы сайтов) — часто по финансовым соображениям — не готовы тратить средства на полноценные исследования аудитории, позиционирования в сети и другие. Причем часто расходы на „полновесные“ исследования могут превышать смету на сам сайт в несколько раз. В то же время, во многих случаях достаточно показать клиенту уровень расходов (или степень сложности) на исправление явных недостатков.

Поэтому мы решили изыскать способ предложить клиентам, которые сомневаются в целесообразности „вложения в Интернет“ относительно крупных средств, но полагают (часто весьма справедливо), что тот сайт, который у них есть, работает (или „будет работать“, если он открыт недавно) малоэффективно, и хотят хотя бы примерно оценить объем затрат на исправление ситуации.

Это предложение оформилось в виде программы экспресс-аудитов от „Артон Консалтинг“ в рамках совместной программы со SpyLOG.

Является ли это полноценным аудитом? Не совсем. Степень его „детализации“ достаточно невелика. Берется определенный набор фиксированных параметров, по которому эксперты выставляют оценки в определенном диапазоне. Есть ли польза клиенту от такого аудита? Определенно, да и вот почему:

Не секрет, что на многих сайтах допускаются явные (зачастую грубейшие) ошибки, как технического характера, так и ошибки работы с целевой аудиторией. Грамотный эксперт способен выявить большинство из них даже в рамках экспресс-аудита с фиксированным и достаточно небольшим набором параметров оценки.

В каких-то ситуациях (которые, к слову сказать, встречаются довольно часто) подобное исследование является оптимальным вариантом определения „точек приложения усилий“ по развитию ресурса именно как звена в цепочке маркетинговых мероприятий в сети. Мы исходим из того, что сайт делается исходя из неких четко формализуемых целей (например, выстраивания отношений с потенциальными потребителями продукции компании) и будет востребован определенной группой аудитории. То есть мы не сосредотачиваемся на каких-то очень конкретных деталях, вроде мотивации потребителей, а начинаем с оценки общей „маркетинговой картины“, имеющейся на сайте. Далее мы берем наиболее крупные отдельные составляющие, которые в большей степени влияют на эту картину.

Грубо говоря, экспресс-аудит позволит идентифицировать основные проблемы в следующих сферах:

— соответствие сайта (содержание, оформление, функционал) в целом поставленным целям и задачам;
— факторы, препятствующие нормальному восприятию содержания (структура, упомянутое выше оформление и пр.);
— препятствия на пути посетителя к совершению конечного действия (действия могут быть разные: скачать прайс-лист, отправить заявку с сайта, позвонить в офис, заказать товар в онлайне).

Здесь же анализируются основные показатели „снаружи“ сайта — качество оптимизации сайта под поисковые системы, индекс цитирования, доступность сайта для просмотра разными браузерами, явные ошибки в коде страниц и т.д.

Посмотрим вокруг себя — подавляющее большинство корпоративных сайтов (а именно они их мы рассматриваем в большинстве своем как „первые первых кандидаты кандидатов“ на коммерческие аудиты) нуждаются именно в экспресс-оценках, чтобы исправить хотя бы элементарные ошибки, которым нет числа.

То есть в какой-то степени экспресс-аудит — это своего рода исследование начального уровня, которое может стать поводом для более серьезных исследований. Например, глобальных аудиторных исследований или user experience testing, фокус-группы, мониторинг поведения посетителей на сайте, проведение конкурентного анализа и т.д.

Экспресс-аудиты — это своего рода „общая диагностика“, а уж „лечиться или не лечиться“ — решает сам клиент, консультанты могут только помочь принять верное решение и примерно оценить объем усилий на устранение тех или иных недочетов». Конец цитаты.

Аудит сайтов не находится в самом сердце музы веб-дизайна, но все же позвольте мне обойтись без отводок, типа «есть ли будущее у аудита сайтов?» или «желаю удачи коллегам». Аудит сайтов есть, как и спрос на него, и с этим приходится считаться по состоянию на осень 2004 года.

разделы:

Другие

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost