Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июль 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Новая политика «Мастерхоста» — первые результаты

| архивная статья | 31.08.2005 18:35

Прозвучавшее 3 августа известие об изменении пиринговой политики компании «Мастерхост» наделало много шума и вызвало массу слухов и предположений. Много говорилось о «присоединении к картелю», «таинственной роли RETN» и тому подобных вещах. Пришло время разобраться в ситуации.

«Мастерхост» издавна выделялся на рынке своей оригинальной бизнес-моделью. В то время, как основной статьей доходов конкурирующих компаний являлись абонентские платежи, «Мастерхост» попытался организовать промышленную продажу своего исходящего трафика другим операторам. Первоначально компания выступала в альянсе с «РТКомм.Ру», но впоследствии сменила стратегического партнера и отдавала свой трафик в другие сети через сеть «Транстелекома».

С целью привлечения владельцев «тяжелых» ресурсов, генерирующих значительный исходящий трафик, в феврале прошлого года компания объявила о своей программе денежных выплат. Однако, как и предсказывалось, размер этих выплат оказался чисто символическим. В сентябре 2004 г. ставка выплат была повышена приблизительно до $0,5/Гб, однако уже в начале этого года компания, по-видимому, взяла курс на снижение своих расходов, установив произвольные коэффициенты под предлогом «борьбы с нарушениями авторских прав». В настоящее время, насколько мне известно, договоров с владельцами ресурсов на условиях, предполагающих сколько-нибудь значительные выплаты за трафик, не заключается.

Дело в том, что бизнес-модель, используемая «Мастерхостом», крайне уязвима сразу с двух сторон. Во-первых, стоимость магистрального трафика на межоператорском рынке постоянно снижается, в отличие от себестоимости хостинг-провайдера. По всей вероятности, прекращение стратегического партнерства с «Транстелекомом» было вызвано именно тем, что последний настаивал на снижении цен в соответствии с рыночным уровнем, в то время как для «Мастерхоста» такое падение доходов было неприемлемым.

Во-вторых, попытки «Мастерхоста» торговать своим исходящим трафиком входят в противоречие с интересами клиентов хостинга. Ведь если какой-либо из магистральных операторов откажется приобрести трафик «Мастерхоста» за плату, — хостинг-провайдер так или иначе будет вынужден этот трафик в его сеть пропихнуть пусть даже бесплатно. Иначе сайты, размещенные на площадке «Мастерхоста», не будут видны из значительного числа сетей, что приведет к недовольству и оттоку хостинг-клиентов и, соответственно, снижению доходов от абонентских платежей.

Несмотря на то, что «Мастерхост» получил техническую возможность вести самостоятельную пиринговую политику еще в апреле прошлого года, до 3 августа весь исходящий из его сети трафик пропускался через сеть «Транстелекома». Теперь этот трафик может отдаваться в другие сети напрямую.

Для того, чтобы разобраться в изменившейся ситуации, я исследовал маршруты прохождения трафика из сети MSK-IX в сети других участников MSK-IX. В качестве инструмента я использовал Looking Glass в сети «Мастерхоста». Первая попытка такого исследования была предпринята сразу после того, как компания объявила об изменении своей пиринговой политики, однако в тот момент шла смена маршрутизации, картина менялась буквально на глазах, и получить сколько-нибудь статичный срез не представлялось возможным. (Впрочем, кое-какую любопытную информацию тогда удалось собрать, — к этому вопросу мы вернемся ниже).

Вторая попытка была предпринята на прошлой неделе, когда ситуация несколько устаканилась. Были проверены маршруты трафика из сети «Мастерхоста» в сети других участников MSK-IX, — на тот момент их численность составляла 164.

В третьем столбце прилагаемой таблицы обозначен аплинк, через которого идет трафик в ту или иную сеть (разумеется, поскольку маршрутизация постоянно меняется, в таблице отражена ситуация на момент проведения исследования; ко времени публикации статьи она может уже измениться). Знак вопроса в этом столбце означает, что маршрут не удалось выяснить в результате трех попыток, предпринятых в течение получаса, в связи с какими-либо техническими проблемами, — таких случаев было зафиксировано 4 (2,4%. от общего числа).

Распределение маршрутов по аплинкам выглядит следующим образом:

«МТУ-Интел» — 5 сетей (включая сеть самого «МТУ-Интел»), или 3% от общего числа.
«NTHOST» — 1 сеть (его собственная), — 0.6%.
«Раском» — 6 сетей, — 3.7%.
RETN — 67 сетей, — 40.9%.
«ОКБ-Телеком» — 1 сеть (его собственная), — 0.6%.
«РТКомм.Ру» — 61 сеть, — 37.2%.
«Тренстелеком» — 19 сетей, — 11.6%.

Первое, что обращает на себя внимание, — «Транстелеком», до недавних пор бывший основным и единственным аплинком «Мастерхоста», сократил свою долю в обслуживании мастерхостовского «пирога» почти вдесятеро (считая по количеству сетей, разумеется, — картина по трафику может заметно отличаться). Зато «РТКомм.Ру», бывший когда-то монопольным стратегическим партнером, а после расставшийся с нашим хостером, — весьма шустро наверстал утраченные позиции. Среди операторов «Большой тройки», ОПГ или «картеля», как стали их называть после «пиринговых войн» конца 2002 г.), прямого пира с «Мастерхостом» не было у «Голден Телекома», — компания получала мастерхостовский трафик через сеть «РТКомм.Ру». Впрочем, к моменту публикации прямой линк появился, — роутинг меняется довольно быстро, и любое подобное исследование отражает ситуацию только на какой-то определенный момент.

«Корбина-Телеком», ранее предоставлявшая «Мастерхосту» резервный канал, в числе прямых пиров компании не значится, — трафик к ней идет по маршруту «RTComm» — «gldn», — хотя еще совсем недавно, через неделю после заявления о новой пиринговой политике, сама «кормила» множество сетей (ЗАО «Бэст-Телеком», ОАО «НПП Бизнес Связь холдинг», ЗАО «Караван-Интернет», ЗАО «ТелекомБюро», ОАО «Коминтерн Онлайн», ЗАО «ЦентрТелеком Сервис», ООО «Кросс Тел», ЗАО «Дэйта Форс Ай-Пи», ООО «Датагруппа 777», ЗАО «Диджитал Нетворк», ЗАО «Ист Телеком», ЗАО «ЭЛКАТЕЛ», — список неполный). Сейчас эти сети получают мастерхостовский трафик через других апстримов. По всей видимости, «Мастерхост» не сумел или не захотел предложить ей условия, которые ее бы устроили.

Вообще, говорить о финансовых условиях прямого получения трафика из сети «Мастерхоста» говорить крайне сложно в силу непрозрачности межоператорского рынка. В зависимости от потребляемых объемов, технических условий и разнообразных политических факторов, цена за гигабайт или за Мбит/c полосы, предлагаемая разным провайдерам, может отличаться в несколько раз. Тем не менее, взгляд на карту роутинга дает богатую пищу для анализа. Среди прямых пиров компании присутствуют, во-первых, «РТКомм.Ру», «Транстелеком» и «МТУ-Интел» — бесспорные лидеры рынка по объемам потребляемого трафика (особенно если учесть множество региональных операторов, обслуживаемых «РТКоммом» и «Транстелекомом»). Компании хоть чуточку поменьше, — такие, как «Корбина», — несмотря на свои, без преувеличения, гигантские объемы потребления, трафик напрямую, все же, не берут. Во-вторых, «Раском», известный, в первую очередь, своим оптоволоконным кабелем, соединяющим Москву и Питер. Есть основания предполагать, что довольно существенные объемы в его суммарном потреблении даются провайдерами Северной столицы, для которых сравнительная дороговизна трафика может компенсироваться дешевизной транспорта. Впрочем, такие компании, как «Элвис-Телеком», «Метроком» или «Руснет», являющиеся клиентами «Раскома», несомненно, также заметно увеличивают размер доставшегося ему куска пирога.

Прямых линков в отдельные сети, которые были бы не посредниками по перепродаже трафика, а исключительно конечными потребителями, на момент проведения исследования было всего две: «NTHost» и «РИМ Телеком». Причем только один из них является провайдером доступа. Всего 2 из 159 оставшихся на MSK-IX. Несмотря на прошедшие с момента официального изменения пиринговой политики три с лишним недели, конечные потребители совершенно не торопятся обзаводиться прямыми маршрутами, хотя чисто технически подъем канала между разными стойками в пределах одного здания на Бутлерова, 7, требует полдня времени и три копейки денег (особенно если использовать для этого уже существующую инфраструктуру IX). Получается, что условия сотрудничества, предлагаемые сегодня «Мастерхостом», выгодны только самым большим операторам, и совершенно не ориентированы на мелких, средних и даже крупных провайдеров.

И остается еще RETN, — тот самый таинственный RETN, о роли и значении которого в кулуарах уже было создано столько конспирологических теорий о «новом картеле» и тому подобной ерунде. RETN, на долю которого до сих пор приходится больше обслуживаемых сетей, чем у кого-либо еще из присутствующих на рынке операторов.

Но о нем — в следующей статье.

разделы:

Другие

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost