Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Новый удар от «Skype»

| архивная статья | 16.03.2005 13:38

Похоже, что попытки минсвязевских чиновников прижать к ногтю независимых VoIP-операторов в пользу «Ростелекома» не имеют особых перспектив. Возможно, убрать с рынка часть конкурентов и получится, — но дальний голосовой трафик будет продолжать проходить мимо нашего неудачливого монополиста благодаря таким компаниям, как «Skype».

«Skype» начал свою деятельность с того, что выпустил на рынок свободно распространяемый VoIP-телефон, позволяющий бесплатно звонить через интернет с компьютера на компьютер. Благодаря чрезвычайно удачному кодеку, удобному интерфейсу и высокому качеству связи он завоевал чрезвычайно высокую популярность, — к настоящему моменту программу скачало себе свыше 86 млн. пользователей.

Следующим шагом был запуск проекта «SkypeOut», позволяющего звонить с компьютера на обычные домашние и мобильные телефоны. По ряду наиболее популярных направлений (включая США и Канаду, страны Западной Европы, Австралию и Новую Зеландию и даже Россию в лице Москвы и Санкт-Петербурга) одна минута телефонного разговора при помощи «Skype» обходится в 1.7 евроцента, или, при нынешнем курсе, приблизительно в 73 российских копейки, — дешевле, чем при звонке по Москве из обычного телефона-автомата. Для большинства других направлений, — вплоть до Афганистана, Эритреи или Непала, — действуют индивидуальные тарифы, которые хоть и заметно выше, — но все равно сильно выигрывают по сравнению с расценками традиционных операторов.

Подобная дешевизна обусловлена тем, что «Skype» передает голосовой трафик через публичный интернет, — иногда, если канал кого-то из собеседников перегружен, это может приводить и к проблемам с качеством, — однако в подавляющем большинстве случаев слышимость оказывается лучше, чем при разговоре по обычному городскому телефону. Неудивительно, что данная услуга стала весьма популярной, — 11 марта компания сообщила, что число пользователей «SkypeOut» превысило 1 млн. человек.

И вот сейчас компания без лишнего шума, пока что в порядке бета-тестирования запустила новую услугу «SkypeIn», позволяющую принимать на подключенный к Интернету компьютер звонки с обычных городских и мобильных телефонов. Выглядит это следующим образом: пользователю «Skype» присваивается обычный телефонный номер той или иной страны (на данный момент доступны номера во Франции, Гонконге и США, а выделенный диапазон номеров Великобритании уже раскуплен, — но, очевидно, география в дальнейшем будет расширяться). Телефонный звонок, адресованный на этот номер, поступает на платформу «Skype» и через Интернет маршрутизируется на компьютер нужного пользователя. На каждый зарегистрированный эккаунт «Skype» может приходиться до трех таких телефонных номеров.

На сегодняшний день, пока идет тестирование, существуют определенные ограничения, — если американский или гонконгский номер может приобрести любой желающий (стоит это 10 Eur за три месяца или 30 Eur за год), то обзавестись французским номером может только житель Франции. Судя по всему, причиной такой дискриминации являются местные правила организации телефонной сети, обеспечивающие протекционизм по отношению к компании «France Telecom».

Легко видеть, что даже в нынешнем своем зачаточном состоянии новая услуга может оказаться весьма и весьма востребованной. Например, российская компания, активно работающая с американскими клиентами и воспользовавшаяся «SkypeIn», может публиковать этот номер в рекламе, организовывать с его помощью техническую поддержку и вообще всячески упрощать обратную связь. Если же учесть, что «Skype» в своем развитии недвусмысленным образом ориентируется, в первую очередь, на корпоративных пользователей, — следует ожидать и дальнейших шагов именно в этом направлении (например, — предоставление в рамках «SkypeIn» серийных телефонных номеров и программного обеспечения, позволяющего распределять поступающие с них телефонные звонки между многочисленными операторами).

Собственно, — из того, что «Skype» постепенно выстраивает все более развитую линейку разнообразных голосовых сервисов (к числу которых, кстати, не так давно добавилась и голосовая почта), — секрета никто и не делает. Фирма открыто именует себя «Глобальной P2P телефонной компанией» и неторопливо, но последовательно реализует стратегию, направленную на захват заметной доли рынка дальней связи. Из недавних шагов в этом направлении — партнерская программа, направленная на привлечение сторонних разработчиков для интеграции разнообразных функций «Skype» в их оборудование и программное обеспечение. В частности, «Сименс» уже выпускает беспроводные телефоны и соответствующие USB-адаптеры для персональных компьютеров, позволяющие осуществлять и принимать звонки через «Skype». Среди ожидаемых в ближайшее время нововведений — и поддержка видеосвязи. С одной стороны, эта функция вряд ли будет востребована слишком уж широко, но с другой — традиционные телефонные компании предоставить подобного сервиса не в состоянии чисто технически, в то время как два пользователя, располагающие высокоскоростными интернет-каналами, могли бы получить весьма неплохое качество передаваемой картинки.

Примечательно, что «Skype» строит свою империю фрагментарно, по частям. В российских условиях это приводит к крайне интересной ситуации, — оператор на рынке, вроде бы, есть, — но в то же время его как бы и нет. Любой владелец компьютера может установить у себя skype-клиента и связываться с его помощью с любым-другим пользователем Интернета, — никаких юридических препятствий для этого нет. Если на другом конце, где-нибудь в Штатах вместо компьютера со звуковой картой окажется VoIP-платформа, сбрасывающая трафик в телефонную сеть общего пользования, или если американские телефонные компании продают кому-то телефонные номера в своих индексах, — то это, как максимум, — проблемы FCC, но никак не Минсвязи или Госсвязьнадзора. И даже тот факт, что где-то в Москве и Петербурге существуют VoIP-платформы, сбрасывающие в нашу телефонную сеть приходящие по «Skype» звонки, — совершенно ненаказуем. Люди приобрели телефонные мощности и вполне законным образом используют их по прямому назначению, — для телефонных звонков, — и находятся вне юрисдикции отраслевых контролирующих органов.

Разумеется, если какой-нибудь предприимчивый студент организует у себя на дому переговорный пункт, построив бизнес на перепродаже услуг «SkypeOut» проживающим в Москве гастарбайтерам, — он должен быть готов к самым неприятным последствиям, — вплоть до уголовной ответственности по ст. 171 «Незаконное предпринимательство». Но в этом случае очевиден и факт предоставления услуг, и отсутствие лицензии, и возмездный характер сделки, — достаточно в процессе контрольной закупки передать из рук в руки помеченные купюры.

А вот с компанией «Skype» такой номер не пройдет. Ее в России попросту не существует (по крайней мере, никому не известно, чтобы у нее здесь было представительство), да и платежей из России за свои услуги она официально не принимает, — а какое там программное обеспечение кто ставит на своих компьютерах, — личное дело каждого. Более того, если даже здесь и появится call-центр, являющийся местным шлюзом услуги «SkypeIn», — с высокой степенью вероятности Госсвязьнадзор ничего с этим поделать не сможет. Да, — какие-то люди звонят на определенные телефонные номера и по ним говорят, но денег никому при этом не платят, — владелец этих номеров никаких услуг формально не оказывает, и требовать с него наличия лицензий имеется ровным счетом столько же оснований, сколько с любой другой организации, в которой вежливые секретарши отвечают на входящие звонки. И если услуга «SkypeIn» с российскими телефонными номерами в ближайшее время и не будет реализована, то, скорее всего, не из-за формальных запретов или технических сложностей, а просто потому, что телефонные номера являются у нас дефицитным ресурсом и стоят достаточно дорого. Впрочем, — если будет платежеспособный спрос, — вполне вероятно, что для российских номеров попросту будет установлена специальная, более высокая цена. А трафик, порождаемый этими звонками, будет уходить за рубеж через Интернет, совершенно игнорируя каналы «Ростелекома».

В общем, пока руководство нашего монополиста и покровительствующие ему чиновники пытаются, в ожидании неизбежной либерализации рынка дальней связи, за счет борьбы с независимыми VoIP-операторами выиграть еще хотя бы несколько спокойных лет, — у них под носом крепнет и развивается куда более серьезный конкурент, который, скорее всего, окажется им не по зубам. Не случайно создателями «Skype» являются люди, съевшие собаку на создании файлообменных P2P-сетей. Даже если в чью-то дурную голову и придет идиотская идея запретить «Skype» на территории России, — проконтролировать содержимое жесткого диска каждого из миллионов компьютеров попросту нереально, а способность порождаемого им трафика с легкостью преодолевать любые файрволлы вызывает искреннее восхищение.

За последние полгода я, довольно активно беседуя с рассеянными по всему миру друзьями и коллегами, не сделал ни одного междугороднего телефонного звонка. А вы?

разделы:

Другие

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost