Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июль 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Миллиарды за Baidu

| архивная статья | 08.08.2005 10:49

В минувшую пятницу китайская поисковая система Baidu более чем успешно вышла на NASDAQ — рост цены акций в первый день торгов составил 354%, т.е. они подорожали почти вчетверо. С такой ценой акций эта поисковая система стоит почти $4 млрд.

Первоначально андеррайтеры Baidu собирались выводить компанию по цене в диапазоне $19–21, но затем граница несколько раз поднималась, пока не была утверждена на отметке в $27, в результате чего Baidu досталось $109 млн. от IPO. Многим такая цена показалась завышенной — действительно, в 2004 году выручка компании составила $13.4 млн., а прибыль — $1.45 млн. С учетом того, что компания всего выпустила 32 млн. акций, коэффициент P/S’04 (т.е. отношение цены компании к ее выручке за 2004 год) при такой цене составил бы 65, а P/E’04 (отношение цены к прибыли за 2004 год) — 602. Т.е. если прибыль компании будет такой же, как и была в 2004 году, и компания будет выплачивать всю прибыль в качестве дивидендов, инвесторам придется ждать 602 года, прежде чем их инвестиции хотя бы окупятся.

Конечно же, все инвесторы прогнозировали рост и выручки, и прибыли. Так, выручка компании с 2002 до 2004 выросла более чем в 10 раз, и, с учетом того, что пока еще слишком мало китайцев пользуются интернетом, она может продолжать расти схожими темпами в будущем. Видимо, эти прогнозы привели к тому, что инвесторы бросились скупать акции несмотря на такие высокие коэффициенты.

Я, в частности, тоже попытался купить акций до выхода на биржу, но мне этого сделать не удалось — по слухам, так много инвесторов хотело купить эти акции, что, в результате, андеррайтеры отдали эти акции китайцам, а другим инвесторам акций вообще не досталось. Обычно все-таки так не происходит — их распределяют пропорционально между подавшими заявку. Но в результате такой политики, у небольшой группы инвесторов появилась «монополия» на акции Baidu, которая не преминула воспользоваться ситуацией — в момент начала торгов акции предлагали по 66 долларов за штуку — что было на 144% выше цены IPO.

В первые минуты торгов цена акций немного упала — видимо, для инвесторов, которые собирались выкупать акции после выхода на биржу, такое предложение было шоком. Но они быстро от него оправились и разогнали цену до $151. В конце торгов акции стоили $122.54. По цене закрытия вся компания Baidu стоила 4 млрд. долларов, а ее основатель — Робин Ли — официально стал миллиардером (для этого ему потребовалось 5 лет; передавайте привет Владимиру Владимировичу).

Такой рост был хорош для тех акционеров, которые успели купить акции до выхода на биржу. Сама же компания, в результате, недополучила кругленькую сумму — если бы она продавала акции по цене закрытия, то поступления от IPO составили ли бы почти полмиллиарда, а не сто миллионов. Но многие аналитики оправдывают андеррайтеров — последние рассчитывали цену исходя из неудачного эксперимента Google (когда цена акций не повышалась, а понижалась до выхода на биржу) и оценок, которые принято делать в фондах. Но акции покупали не только фонды, но и обычные инвесторы — физические лица, в особенности — китайцы. Они про математическую оценку компании не очень-то думали, см. ниже.

Кстати сказать, методика установки цены — единственное, что отличало это IPO от IPO Google — во всем мне виделись параллели, даже в акциях, которые они продавали. Это может быть небезынтересно: те акции, которые Google и Baidu продавали на бирже, равноправны с обычными акциями во всем, кроме как в голосах — одна акция старых акционеров имеет 10 голосов, а одна акция с биржи — только один голос. Может быть, кому-нибудь из моих читателей это когда-то пригодится — если у вас будет компания, вы можете продать инвестору, например, 30% уставного капитала, и, соответственно, этот инвестор будет претендовать на 30% будущих дивидендов. Но вот голосов у этого инвестора может быть в 10 раз меньше, чем у старых акционеров — т.е. 3%. Т.е. инвестор, купивший 30%, не то чтобы блок-пакета не будет иметь, к его мнению вообще можно будет не прислушиваться. Правда, конечно, чтобы диктовать такие условия инвесторам, надо о них не только знать, но еще и реально иметь такую компанию, которую инвесторы захотят покупать во что бы то ни стало — даже несмотря на такое практически бесправное положение.

Событие это, конечно, неординарное — это лучшее IPO (по росту акций в первый день торгов) за последние 5 лет, самое лучшее IPO среди иностранных (в смысле не американских) компаний, и 16-е — среди всех. Но прервать свою серию про оценку Google меня побудило не это, а схожесть этой компании и российских поисковых систем.

Дело в том, что доходы Baidu за 2004 год почти в точности равны всем доходам Rambler за тот же период и поисковым доходам Yandex. Причем если в случае с Rambler мы видим убытки, то Yandex нам заявляет о прибыли, и прибыли существенно большей, чем Baidu.

Значит ли это, что Rambler и Yandex тоже должны стоить по 4 млрд. каждый?

С одной стороны, есть сдерживающие факторы, которые говорят о том, что российские поисковые системы должны стоить дешевле. В первую очередь, это то, что «Китай - это Китай», как любил мне говорить ДФ из концерна Н, когда я показывал ему свою очередную версию оценки компании M, использующую, в числе прочего, оценки торгующихся на бирже китайских компаний.

Конечно, у Китая — большой потенциал как у нации. Вообще, только лишь сравнение реакции на IPO Rambler и IPO Baidu говорит о многом. Если в первом случае мы видели дискуссии на тему «не купить ли мне один красивый фантик с надписью Rambler», то во втором мы наблюдали реальных китайских инвесторов, которые бросились скупать акции компании по любой цене (по цене закрытия P/S’04 составил 293), потому что «свое». Во времена приватизации китайских компаний, которые, кстати сказать, начались задолго до того, как в СССР началась перестройка, выстаивались километровые очереди к брокерам из желающих купить акции родных коммунистических предприятий.

Причем, разумеется, тут же находились спекулянты, которые кто места в очереди продавал, кто акции «загонял» втридорога, а кто и фальшивыми бумагами приторговывал (последних, говорят, расстреливали чуть ли не на месте). Интересно, что сейчас они бросились скупать акции не только на свои деньги, но и на деньги американцев — некоторые фонды управляются этническими китайцами — они, в отличие от русских иммигрантов, в основном преисполнены любовью к своей коммунистической родине. Непонятно, почему — то ли коммунизм у них был слишком мягкий, то ли слишком жесткий, но факт остается фактом — китайцы — не важно, где они живут, в целом любят свою родину (даже если и историческую), и любят ее на деле.

С другой стороны, не все так радужно в Китае. Там до сих пор действует цензура, и государственные чиновники могут разрешать и запрещать все, что угодно — как запретили они недавно, вместе с интернет-казино и прочими действительно сомнительными развлечениями, гороскопы — уж гороскопы-то им чем помешали? А ведь этот запрет реально отразился на многих китайских компаниях, занимающихся SMS-контентом, и, в результате, их акции очень сильно упали.

Сам по себе потенциал роста китайской аудитории действительно впечатляет. Сейчас интернетом в Китае пользуется примерно 80 млн. человек, а, значит, уровень проникновения даже меньше 10%. С другой стороны, в России интернетом пользуется тоже около 10% населения (все-таки, 6-тимесячная аудитория, если по-честному — это не аудитория), но вот средний доход на человека у нас гораздо выше. В результате, неудивительно, что эта китайская компания, которая вроде бы как лидер рынка, причем рынка такого, к которому России еще идти и идти (вообще, может быть Россия никогда и не достигнет 80 млн. пользователей в онлайне), зарабатывает столько же, сколько и российские поисковые системы.

Кроме того, Baidu — вовсе не такой уж прямо безусловный лидер рынка. Его доля — лишь 37% рынка, а Google и Yahoo наступают ему на хвост — 23% и 21% соответственно. Поиск на китайском языке в Google реализован уже давно — еще в 2000-м году (благо, движок Google уже давно сами китайцы, живущие в США, и пишут). В России же все совершенно не так. Доля Google, который до сих пор толком не русифицировал свой движок, лишь примерно 15%, а Yahoo вообще не занимает сколько-нибудь существенной доли.

Так что, возможно, если и по-отдельности наши поисковые системы и не стоят тех 4 млрд., то вместе, они, возможно, столько бы и стоили. Если бы не одно <но>. Дружнее нам как-то надо быть, дружнее!

разделы:

Другие

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost