Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Герман Клименко: "Цель - достоверный рейтинг всех сайтов Рунета"

Леха Андреев
Сервисы | интервью | 10.09.2007 12:03

Создатель LiveInternet Герман Клименко рассказывает "Вебпланете" о своей истории освоения Интернета и о новых статистических сервисах, а также дает прогнозы развития Рунета на ближайший год.

- Как ты попал в Интернет, первый раз?

- Работая в КБ "Российский кредит", долго наблюдал за странным поведением системных администраторов. И никак не мог понять, зачем им нужно расширение каналов для какого-то "Интернета". Путем длительных наблюдений установил, что сисадмины устроили в банке небольшой фидошный сервер. Пришлось исследовать вопрос глубже - и это, наверное, было ошибкой, которая привела к текущему состоянию дел.

- Тогда еще не было мысли, что в этом может быть бизнес?

- Ну, это был только первый шаг в пропасть. Второй воспоследствовал через полгода, когда стало понятно, что бумажная пресса для рекламы моей аудиторской фирмы недоступна по финансовым соображениями. Почему я был так уверен, что реклама в Интернете образца 97-года будет эффективна для аудита? - я до сих пор понять не могу. Но так или иначе, эта мысль была побудительным мотивом к рассмотрению Интернета как среды для рекламы. После исследования цен на рекламу, мне пришлось признать, что дешевле сделать что-то свое. Этим "что-то" стал проект List.ru... Вот так все и началось.

- Почему List.ru умер?

- Лист не умер. Лист был убит жестоко и безнравственно. Стагнирующие остатки мы можем наблюдать на примере Top.Mail.ru.

- Так кто убил-то? Ты сам, или "не дали работать"?

- Убить собственный проект я конечно же не мог. Судьба Листа решалась компанией NetBridge на тот момент. Видимо менеджеры "Нетбриджа" не увидели перспектив и бизнес-модели в моем проекте.

- После этого ты создал Rax.ru. В чем была идея?

- Я ушел из "Нетбриджа" в пустоту. И хотя я верю в утверждение, что "в одну реку дважды не входят", я долго думал, как попробовать опровергнуть эту аксиому. С нуля и небольшим бюджетом начинать в 2000 году оказалось гораздо сложнее, чем в 1997. Rax.ru в какой-то мере возник от безнадежной ситуации, когда ничего не получалось. То есть идеи как таковой не было вообще, и все попытки повторить оканчивались безуспешно.

- Rax.ru был прибыльным?

- Да нет, не приносил Rax доходов вообще на тот момент. Да и не мог - индустрия наша интернетовская еще не оправилась от кризиса. А потом появился Li.ru. На Rax.ru была статистика, на Li.ru дневники. Rax.ru + Li.ru = Liveinternet.ru

- А как появились дневники? Чья идея?

- Моя. Требовалось найти схему роста ресурса без рекламы. На тот момент, блоговые сервисы отвечали этому требованию.

- Подглядывал за западным сервисами типа LiveJournal?

- Конечно же. Я совершенно не претендую на оригинальные решения.

- А вот ты говоришь "найти схему роста ресурса". Какой именно ресурс имеется в виду? Для статистики, для продажи рекламы?

- В тот момент мне было совершенно неважно, что сработает. Лихорадочно перебирались варианты. Жизненные оставались. В какой-то момент мне показалось, что надо слить в одну точку входа статистику и блоги. Спорное на тот момент решение, но вроде бы сработало. Результат меня устраивает - получилось лидерство в двух секторах.

- Оценить это лидерство как-то можно? Вот скажем, "Суп" купил лицензию на "Живой Журнал". Твой LiveInternet стоил бы дороже?

- Строго технически, "Суп" купил лицензию на размещение рекламы. Покупка проекта - это несколько другое.

- А если весь проект продавать, во сколько можно оценить LiveInternet? Были же слухи о подобных предложениях...

- Сложно оценить. Говорят (хотя я не готов этого же утверждать), что проекты входящие в Топ100 "Алексы", стоят больше нескольких сотен миллионов. Мы 246 в мире по этому типу рейтинга. Так же где-то была информация, что Google Analytics обошелся Гуглу в 285 миллионов долларов.

- Ну а смешанный сервис, наверное, еще дороже должен быть?

- Я даже не берусь предсказывать желания инвесторов, ибо загадочны они!

- Хорошо, тогда еще про смешанный сервис. "Суп" для исследования ЖЖ использует счетчики TNS Gallup. В чем преимущества их статистики - и в чем преимущество вашей?

- Это наверное будет смешно, но мы тоже сотрудничаем с Gallup. Надо очень четко разводить назначение сервисов. Мы делаем статистику для владельцев сайтов. Пытаемся дать инструмент для принятий решений, анализа тенденций и аналитики. Gallup же в первую очередь ориентирован на правильное представление ресурсов рекламодателям. Мы совершенно не пересекаемся на рынке услуг. А наши преимущества вобщем-то достаточно просты: надежность работы, уникальные отчеты, современный программный комплекс.

- Почему же тогда "Суп" не использует ваши счетчики?

- Мне кажется, что ответ состоит из двух частей. Во-первых, неприятие руководством "Супа" (в котором много пользователей ЖЖ) проекта Liveinternet просто "как класс". Плюс личные неудачные взаимоотношения в парадигме "долбоебы - дрочеры".

- Сколько сейчас пользователей счетчика Li.ru в Рунете?

- Мы обсчитываем 280.000 сайтов (без блогов), которые ежедневно генерят более 500 миллионов хитов. Ежедневно 50.000 веб-мастеров пользуют статистику для своих нужд. Так что на сегодня статистика LiveInternet безусловно является лидером сектора. На мой взгляд, с достаточно большим отрывом.

- А в чем прибыль-то? Счетчик же ваш бесплатный. Вот у "Спайлога", например, платные отчеты...

- Ну, какая-то платность у нас есть, хотя мы ее и не афишируем. С точки зрения доходов текущих - вполне оправдывается рекламная модель. Как медийная, так и текстовая.

- С чем связано создание иностранных версий счетчика? Уже видится какой-то международный бизнес?

- Тут несколько соображений. Первое - затраты на создание иноязычных версий сервиса небольшие. Следовательно финансовых рисков нет. Второе - если мы лучшие в Росиии, то что нам мешает стать такими же лучшими в Гондурасе? Безусловно, со вторым утверждением можно спорить... ну например, утверждая, что счетчики "там" непопулярны. Но тогда смотрим на утверждение 1.

- Недавно у вас появился поисковик, основанный на счетчиках. Ашманов вот даже признал, что идея хорошая. Какие сейчас "параметры охвата" у этого поисковика?

- Никакие - по меркам "большой тройки". У нас есть несколько отчетов, для разработки которых потребовалось это решение (хотя они еще не доступны веб-мастерам). Мы в данный момент больше занимаемся исследованиями поисковых технологий для сервиса статистики, и в сторону конкретных поисковых решений не смотрим.

- Однако вы сделали еще и тулбар, который не только статистику собирает, но и хранит поисковые запросы и связывает их друг с другом. В связи с эти наши конспирологи уже высказывают предположения, что за счет этого тулбара у вас появится не только статистический инструмент, а скорее - поисковик с "социальной фильтрацией". Что ты думаешь про такие предположения?

- Иногда пользователи подсказывают весьма интересные идеи. Цель создания тулбара (основная) - достоверный рейтинг всех сайтов Рунета. Интеграция статистики тулбара и статистики счетчиков, безусловно, даст эффект для расширения аналитических возможностей у вебмастеров.

Что касается конспирологических версий... Приятно, что они уже другого уровня, чем лет пять назад, когда владельцев сервисов обвиняли в накрутках любимых ресурсов. Но комментировать эти предположения сложно. "Социальная фильтрация" - это теоретически интересно, но желательно бы развитие темы до технического задания, чтобы мы могли оценить возможность реализации.

- Ну, можно тогда уж и про накрутки? Сейчас аудитория Рунета растет небыстро, так что социальные сервисы активно борются за передел уже существующей аудитории. Мы недавно рассказывали, как "Суп" уводит аудиторию у "Коммерсанта" и РИА Новости. Давай теперь расскажем, какими хитростями похищает чужую аудиторию LiveInternet!

- Для социальных сервисов пока нет каких-то серьезных конкурентных ограничений. Пока не тот размер социальных ресурсов, чтобы говорить о войнах за аудиторию. Я не уверен, что сотрудничество социальных сетей и СМИ приведет к перетоку (в любую сторону) аудиторий. Мне представляется, что в ряде случаев это может быть не очень удачным решением - не более того.

- А ваши счетчики и тулбары - это разве не вирусный инструмент популяризации LiveInternet?

- В этом смысле... да, наверное можно и под таким углом смотреть. Думаю, что популярность сервиса статистики так или иначе сказывается на всем проекте. Но я не смогу определить влияние такой синегрии в каких-то точных цифрах или долях.

- Сколько сейчас уже тулбаров используется? И сколько нужно еще, чтобы рейтинг был "репрезентативным"?

- Сейчас работающих тулбаров около 18 000. Чуть позже, когда доведем все технические тонкости до ума, мы предложим вебмастерам распространять тулбар.

На мой взгляд, статистика, которую мы получаем, уже отражает реальную структуру посещаемости сайтов Интернета - за исключением "точки распространения". Понятно, что первое место Liveinternet в рейтинге определяется исключительно "точкой распространения". Тем не менее, если допустить, что аудиториия LiveInternet - "средняя по больнице", то ее взгляд на Рунет представляет очень существенный интерес.

Мне кажется, что разговоры о репрезентативности рейтинга несколько отвлекают от того, что и в данном виде он представляет для аналитиков существенный интерес.

- А есть какие-то интересные наблюдения, которые статистика ваших тулбаров показывает сейчас - в отличие от "традиционной" картины Рунета, построенной другими статистическими сервисами?

- Да, есть. Например, поиском пользуется чуть меньше 30% посетителей. Из этого можно было бы сделать вывод о сильной незавершенности передела рынка поисковиков и его перспективах и шансах... Но учитывая голос критиков о нерепрезентативности рейтинга, построенного на базе аудитории LiveInternet, я такого вывода делать не буду.

Рейтинг СМИ достаточно интересный получился - никак не могу найти объяснения некоторым позициям. Распределение контекстной рекламы тоже крайне интересно - как с точки зрения лидеров сектора, так и догоняющих.

Средний посетитель смотрит больше 200 страниц в день. Сколько посещают и каких сайтов по структуре в зависимости от демографии - пока данные готовятся.

- Давай немножко отойдем от Интернета, в сторону реальной жизни. Когда-то ты рассказывал в интервью журналу Internet, как назначил директором аудиторской фирмы "буфетчицу"...

- Там было пояснение. Смысл в том, что если человек смог организовать работу кафе, то организовать работу аудиторской фирмы - и не только - он тоже сможет.

- Как решаются кадровые вопросы сейчас? Молодое поколение?

- Кадровые вопросы решаются крайне тяжело. Дело не высоких запрашиваемых зарплатах, а в неспособности соискателей хоть что-то делать от начала до конца. Но это проблема всей IT индустрии, и я точно знаю, что не одинок в этом. Сотрудники циркулируют между компаниями с ростом ЗП, при этом совершенно не улучшаются их ТТХ. Правда я в таких циклических процессах не участвую, но с удовольствием наблюдаю перетоки "лучших людей" из одной компании в другую.

Молодое поколение совершенно не желает "сносить" старичков со своих насиженных мест, и это грустно.

- Но теперь у тебя есть LiveInternet. Это помогает?

- Безусловно, социальная сеть позволяет искать сотрудников и партнеров. Я наверное все-таки привередничаю. Стараюсь, чтобы у нас были только лучшие.

- У тебя всегда было несколько не-интернетовских бизнесов - например, свой банк. Есть ли какой-то принцип - сколько ресурсов надо вкладывать в рисковый бизнес, а сколько в стабильный? Ну вроде того, что "20 процентов пустим на новые интернет-эксперименты, а остальное - в банк, в торговые павильоны и т.д."

- Сложно ответить. Я не инвестор, и распределения ресурсов в таком ключе никогда не вел. В новые проекты вкладываются исключительно свободные деньги и время.

Другое дело, что невозможно сделать проект без команды. Деньги, кстати, при этом не являются необходимым условием - хорошие проекты деляются почти без финансовых ресурсов. Должен быть драйв в первую очередь, и единомышленники. К сожалению, команда не нанимается за деньги, а создается годами. И та куча идей, которая лежит у меня на полке уже не один год, не осуществляются до сих пор лишь по этой причине.

- Как создатель одной из самых популярных социальных сетей в Рунете какие прогнозы ты можешь дать в этой области?

- В секторе блогхостинга на ближайший год никаких кардинальных изменений я не жду. Будут появлятся новые, и скорее всего, специализированные под какой-то конкретный интерес.

Сейчас очень любопытно наблюдать за соревнованием между социальными сервисами "записной" ориентации - "Вконтакте", "МойКруг"... Основные трагедии и комедии в ближайший год будут в основном у этого сектора.

- А если не только про блогхостинг? Чего ты ждешь от будущего года в Рунете?

- При условии, что сработает заклинание "Кризис американского фондового рынка не скажется на России"? Достаточно простых вещей жду:

1. Рекламодатели сохранят тенденцию увеличения бюджетов на Интернет, что повлечет как рост цен, так и создание новых пустышек для освоения бюджетов.

2. Будет начато освоение видео-рекламы, и развернется нешуточная борьба за лидерство в этой области. Думаю, в конечном итоге ее выиграют телеканалы.

3. Реклама все более и более будет персонализироваться, и стандартном станет демографический и поведенческий таргетинг как в контекстном, так и в медийном секторе.

4. На РИФе будут все те же лица, что и год и два и пять леть назад.

5. Крайне резко начнет расти (он впрочем и так растет) сектор Интернета для мобильных устройств.

6. Rambler выпадет из клуба "трех кнопок" - но кто придет ему на смену, я не знаю.

Другие интервью

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost