Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Наталья Касперская: "Технология InfoWatch - это не совсем слежка"

Алексей Андреев
Деньги | интервью | 06.11.2007 13:23

На прошлой неделе стало известно, что председатель совета директоров "Лаборатории Касперского" Наталья Касперская возглавила InfoWatch - дочернюю компанию ЛК, которая производит софт для защиты от внутренних угроз. При этом Касперская выкупает 50% плюс одну акцию InfoWatch, принято решение о дополнительной эмиссии акций компании с целью привлечения новых инвестиций. Бывший генеральный директор Infowatch Евгений Преображенский уволен, вместе с ним ушло еще несколько сотрудников ЛК.

СМИ, освещавшие это событие, в основном сосредоточились на перемещениях кадров и акций - особенно припоминая летний кризис в "Лаборатории", когда Наталью хотели отстранить от управления бизнесом ЛК, который она же и организовала. Поэтому "Вебпланета" решила узнать у Натальи Касперской побольше деталей о том, что представляет собой InfoWatch и что с ним будет дальше.

- Говорят, компания InfoWatch была убыточной. В чем ее проблемы?

- Вообще InfoWatch - очень интересный бизнес, компания имеет очень крупных клиентов и доход в несколько миллионов долларов в год. Но, к сожалению, расходы - выше, то есть компания действительно так и не вышла на операционную прибыль за все четыре года существования. Причин тому несколько (возможно, я еще не все из них знаю, это пока то, что известно мне):

1. InfoWatch сейчас - скорее, консалтинговая компания, которая занимается разработками по заказу крупных клиентов (госучреждения и крупные коммерческие структуры), используя свои наработки. Клиенты крупные, просят все больше доработок, в результате все время уходит на "докрутку" под конкретного клиента, не на разработку продукта.

Для улучшения ситуации Евгений Преображенский год назад нанял нового технического директора, Анатолия Бобылева. Последний, к сожалению, также пришел из консалтингового бизнеса, не имел опыта продуктовой разработки и только усугубил ситуацию. Я собираюсь максимально быстро довести технологию до состояния продукта.

2. Состояние проектов. Когда я пришла в компанию, я обнаружила там скрытые от инвестора разработки. Программисты затеяли крупный проект, который якобы позволит решить всю проблему разом. ПО моему опыту, такие проекты относятся к разряду расширяющихся, т.е. на каждом следующем этапе работ остается сделать больше, чем сделано. Когда у инвестора кончается терпение, и он требует результат, то разработку быстренько фиксируют, выдают на-гора какого-нибудь уродца, содержащего 10% от задуманного функционала и пытаются доказать инвестору, что эта покосившаяся избушка и есть тот задуманный вначале мраморный дворец.

Впрочем, ребята, которые делают этот всеобъемлющий проект, ушли вместе с Преображенским, которого они "загрузили" волшебными перспективами под самую макушку. Женя на эти грабли еще не наступал, поэтому не представляет, с чем имеет дело. Ну, пусть учится на своих ошибках.

3. Неэффективная организация бизнеса. И в целом организация компании была не очень эффективной. Об этом можно рассказывать долго, но это понятно, как исправлять, и я этим сейчас занимаюсь.

- Зачем же вам нужна такая компания?

- Я изначально поддерживала этот бизнес, и собственно компания InfoWatch была создана по моей инициативе. Я до сих пор считаю, что это - хороший, очень перспективный бизнес. И мне кажется, что я смогу сделать его прибыльным.

- В прошлом году на "Вебпланете" была бурная дисскуссия о системах "корпоративной слежки" - и ряд экспертов высказали мнение, что использование таких систем требует решения непростых правовых вопросов. Как вы к этому относитесь?

- После введения в США закона Сарбанис-Оксли, регламентирующего хранение и контроль информации в корпорациях, отношение к этому вопросу в мире сильно изменилось. В США такими технологиями широко пользуются. И сейчас ряд европейских стран принял или планирует принятие аналогичных законов в своих странах, то есть часть этих проблем снята.

Безусловно, на конкретном локальном рынке какие-то вопросы могут быть, но мы внимательно изучаем законы той страны, куда собираемся выходить. И либо найдем выход, либо просто не будем выходить на этот рынок.

В России у данной технологии правовых проблем нет, это мы проверили давно.

- А как насчет того, что подобные системы мониторинга портят доверительную атмосферу в компании?

- Людей обычно не пугает охрана на входе и видеонаблюдение - это нормальная практика для большинства офисов Москвы. InfoWatch - это то же видеонаблюдение, только в компьютере. ПО нашему опыту установка IW в локальную сеть никак не влияет на доверительность отношений внутри коллектива. Тем более, что в банках, нефтянке и т.п. контроль за персоналом давно уже возведен в самую высокую степень.

И наша технология - это не совсем слежка, это контроль исполнения объявленной внутри компании политики. Например, политика может предписывать что платежки и счета могут выходить вовне компании только из финансового отдела, а название нового, не объявленного рынку проекта наружу выходить вообще не должно. И InfoWatch помогает записать эту политику на языке правил и проконтролировать исполнение.

- Не осложнится ли выход на международный рынок тем, что работу с "внутренними угрозами" вообще не принято отдавать на аутсорс, тем более - иностранной компании. Я на одной конференции слышал заявление InfoWatch о том, что "на аутсорс можно отдать почти все" - и зал реагровал с большим сомнением.

- Дело в том, что наша система - не есть внешний сервис. Мы не даем управляемую извне систему слежки, мы даем лишь рамку. Клиент уже сам заводит правила и управляет ими. Наши специалисты этим вообще не занимаются. Эти работы по настройке делает либо клиент сам, либо наши партнеры-внедренцы. Очевидно, на Западе внедрением будут заниматься местные компании с хорошей репутацией.

- Кстати, в тему - может, вы расскажете, почему AOL отказался от бесплатного антивируса Касперского и перешел на McAfee? И принесла ли вообще эта сделка пользу Лаборатории Касперского. Сколько пользователей удалось конвертировать из бесплатных в платные за год предоставления этого бесплатного сервиса?

- В AOL довольно большой бардак, как в любой очень крупной компании. Там было два параллельных антивирустных проекта, которые вели две конкурирующие группы внутри компании. В конце концов победила та, что вела McAfee. Нас просто поставили в известность. Никаких нареканий на технологию (продукт) ЛК у AOL не было. Статистику по пользователям не знаю.

- Ходят слухи, что предыдущий генеральный директор Infowatch Евгений Преображенский нашел нового инвестора и будет делать конкурента InfoWatch вместе с несколькими сотрудниками ЛК, которые ушли вместе с ним.

- Да, слухи верны. Хотя я об этом слышала с разных сторон, я получила достоверное подтверждение только в прошлый вторник, когда у меня разом уволились сразу несколько человек.

Кто инвестор, я не знаю, но Женя - мастер по разводке инвесторов (по себе знаю), поэтому не думаю, что вложившему деньги стоит рассчитывать на прибыль хоть в какой-то близкой перспективе. Ну, и кроме того, проект, который унесли ребята, имеет в себе патентованные технологии и интеллектуальную собственность компании InfoWatch. Надеюсь, они сообразят не использовать свои старые коды.

- Но говорят, они уже переманивают к себе клиентов Infowatch.

- Выглядит это так. Звонят куда-нибудь в Ххх-Нефть-ххх, Ххх-энерго-ххх и говорят: "Вы пока не покупайте у Infowatch. Вот мы через полгода сделаем продукт, тогда купите у нас."

Клиенты, естественно, тут же перезванивают нам и рассказывают это как анекдот.

- Как вы в целом оцениваете шансы конкурентов на рынке защиты от внутренних угроз?

- Шансы у конкурентов всегда есть, особенно учитывая, что рынок находится еще в начальной стадии. И на этом рынке, в том числе мировом, до сих пор нет полноценного решения для защиты от внутренних угроз. Кто первый его сделает, тот и будет на коне. Я очень надеюсь, что это будет Infowatch.

- У вас также сохранился пакет в "Лаборатории Касперского" - по некоторым данным, 30%. А сами вы остались председателем совета директоров ЛК. Означает ли это, что вы продолжите заниматься организацией бизнеса ЛК, как раньше, одновременно с Infowatch? Или все-таки вы будете больше заниматься вторым, а выполнять ваши функции в ЛК будет кто-то другой?

- Да, я по-прежнему акционер и председатель совета директоров ЛК. И свои функции я передавать не собираюсь. Хотя оперативным управлением бизнесом ЛК я сейчас занимаюсь в меньшей степени, чем раньше, что дает мне возможность заниматься стартапами.

разделы: интервью | Деньги

Другие интервью

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost