Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Наталья Касперская: "Стоит драться за российский рынок"

Деньги | интервью | 23.04.2007 11:26

Чем различается маркетинг антивирусных продуктов в России, США и Китае, какие проблемы создают пираты, почему антивирусники уходят из розницы в онлайн, в чем ошибка выхода Microsoft на рынок средств защиты - об этом и многом другом рассказала в интервью "Вебпланете" генеральный директор "Лаборатории Касперского" Наталья Касперская.

- Как бы вы сейчас коротко оценили российский антивирусный рынок?

- По нашим данным, рост рынка в России за прошлый год составил около 50 процентов. Мы же, "Лаборатория Касперского", выросли на 45 процентов, что чрезвычайно обидно, и мы решили сосредоточиться сейчас на российском рынке. А то мы как-то привыкли быть первыми и расслабились.

- Почему?

- Может из-за того, что стали смотреть на Запад: там и цены выше, и спрос больше. А на российском рынке нам надо вести себя совершенно иначе, чем на зарубежных. Если у нас в стране мы лидеры и каждый нас хочет обойти, то там мы атакуем, находимся в положении игрока, откусывающего чужие доли рынка, а это совершенно другая позиция.

Даже трудно сказать, где сложнее, а где легче работать - стратегии просто должны быть разными. И мы теоретически, конечно, это понимаем, но вот практически переключаться между рынками не всегда получается. Условно говоря, маркетинг, который мы используем в западных странах, мы просто адаптируем к России или делаем одинаково. А ведь в России нам надо не столько получить нового клиента, сколько сохранить старого, чтобы он не перешел на другой продукт.

Мы хотим в этом году уделить больше внимания России, создали "пожарную группу", которая предусмотрела целый комплекс мер, в частности, снижение цен на продукты, специальные промо-акции и прочее. Плюс будем бороться с конкурентами, потому что многие из них просто позиционируют себя против "Касперского". Например, Eset говорит, что "Мы как Касперский, но быстрее", что на самом деле не совсем так. У них очень быстрый сканер, но у нас, например, есть технология, за счет которой повторные сканирования проходят быстрее. Но мы эту функцию, к сожалению, особо не пиарили…

- Однако, насколько я помню, у вас была выпущена достаточно медленная версия антивируса?

- Да, в России у нас есть такая проблема. Интересно, что ее нет на других рынках: мы в свое время выпустили на свет довольно «тяжелую» четвертую версию нашего антивируса, которая тормозила компьютер. Эта версия довольно сильно распространилась. И сейчас выпущена уже шестая версия, а осадок остался. И мы до сих пор не можем эту ошибку исправить: "Касперский тормозит!" и эти два слова попробуй перебороть. Пятая версия была на 50% быстрее, шестая вообще и легкая, и маленькая, и быстрая, и проще, а имидж этот остался.

И нам приходится "бороться со своим прошлым", что очень тяжело. Мы даже собирались провести специальную кампанию, рассказывающую о том, какие мы скоростные. Но решили, что лучше мы будем говорить про качество детектирования и приводить какие-то данные в пользу этой точки зрения. Ну и опровержения по поводу NOD (антивирус компании Eset - "Вебпланета"). У них позиция такая, что они лучшие по детектированию, так как у них больше всего наград в Virus Buletin. A VB - это такой английский журнал, который проводит различные тестирования антивирусов. Мы же с ними в свое время сильно ругались - у них в коллекции много вещей, которые они вирусами считают, а мы - нет. Например, программы, которые никогда не запускаются, то есть не работают в принципе.

В какой-то момент мы решили, что не будем с ними спорить, а просто будем выигрывать их тесты. И с тех пор (с июня 2003 года) не проиграли ни одного! К реальной защите это не имеет никакого отношения, а говорит лишь о том, что мы научились выигрывать тесты VB. А NOD это делал с самого начала, и у него наград на данный момент просто больше. И вот такую тонкость они выставляют как конкурентное преимущество.

- Насколько для вас сейчас приоритетен российский рынок?

- Вообще, объём его таков, что за него стоит драться. Но в прошлом году у нас Германия обогнала по объему продаж Россию - думаю, что этот тренд продолжится и в этом году. Сейчас в наших продажах Германия идет на первом месте, Россия на втором, на третьем Франция, а дальше идет борьба между Китаем и Штатами. В будущем именно эти страны будут претендовать на роль лидеров, но это вопрос не этого года. Хотя они представляют из себя потенциально огромные рынки, и мы много инвестируем в американский рынок.

Что касается Китая, у нас там другая политика: мы пытаемся выйти там на массового пользователя путем распространения нашего продукта почти бесплатно. У нас сейчас пять миллионов легальных китайских покупателей - больше чем в любой точке мира. Хотя денег они нам приносят немного.

- В России появилась культура покупки легального ПО?

- Люди, которые покупают продукт, причем независимо от того, где они его покупают, ожидают, что их будут поддерживать. Хотя очень часто они приобретают наши программы по каким-то левым каналам. И наличие таких «левых» продавцов нас очень сильно компроментирует. Потому что со стороны покупателя ситуация выглядит следующим образом: он покупает диск в каком-то киоске, диск стоит 300 рублей. Как он может понять, легальный он или нет? Потом он нам звонит и возмущается: "Почему у меня не работает?". Если ему сказать, что его программа нелицензионная, это тоже не встречает у покупателя понимания, так как он же за нее деньги отдал. Коробки обычно не подделывают, а вот диски - легко.

Что касается нелегального копирования программ, то с этим мы практически не боремся, за исключением некоторых вопиющих случаев. У нас на один из персональных ключей было 300 тысяч активаций, причем основная часть пришлась на Китай. Мы в какой-то момент раздражились и заблокировали два ключа. Всего два! Шуму было по всему Интернету, а продажи в следующем месяце выросли в три раза. Но, думаю, что мы все равно сделали глупость.

- Почему же?

- Мы не ожидали такого эффекта. Если бы мы все сделали по уму, то сначала надо было бы писать везде - ребята, мы готовимся забанить ключи, пожалуйста, посмотрите, легальный ли у вас софт, если вы хотите купить легальную версию - сделать надо то-то и то-то. Но мы до этого никогда ключи не блокировали. А тут сделали и сразу получили массу негатива: "А! Касперские! Нехорошие люди - ключи забанили". Хотя на самом деле мы забанили всего лишь два. И, несмотря на то, что у нас стало много новых клиентов, я не знаю, сколько пользователей мы потеряли… Именно из-за этого негатива.

Чтобы бороться с массовым нелегальным использованием своих продуктов в России, мы вместе с 1С выпустили на рынок дешевый продукт и пытались продавать его в регионах. Но он плохо продается, как ни странно. Мы ожидали большего: но то ли 1С не очень активна, то ли компании, которые его продают...

Что касается цены основного продукта, то мы намеренно держали ее высокой - внутри компаний часто покупают по одной лицензии на весь парк компьютеров, поэтому мы решили сделать цену повыше, чтобы хоть так доходность повысить. Но сейчас рынок начал резко легализовываться, настал момент опускать цены.

Здесь еще другая проблема. Покупает пользователь компьютер, на нем уже установлено что-то. Symantec или "Касперский" - неважно, он все равно как правило истекает через три месяца. Компьютерные вендоры очень не любят ставить полные версии, минимизируя таким образом стоимость продаваемых компьютеров. В итоге, через три месяца пробная версия истекает, а человек продолжает считать, что у него есть антивирус, хотя, на самом деле, тот уже умер.

- У вас есть практика лицензирования вашего движка другим производителям антивирусов. Не мешает ли вам на розничном рынке конкуренция с вашими же, по сути, программами?

- Это разные продукты. Например, когда мы начинали, у нас и выбора не было - российский антивирусный рынок в то время составлял несколько сотен тысяч долларов. При этом был очень высокий уровень пиратства и мы, такие красавцы, появились на рынке со своим софтом, который никто не покупал. Сделать деньги в тех условиях было невозможно. И мы стали смотреть на Запад. Женя в тот момент сделал очень умный ход - положил свою программу на одну из BBS в свободный доступ. И стали появляться люди, из Швейцарии, например, которые говорили, что хотят эту программу у себя продавать... Сразу появились дилеры в Бельгии, Италии, Германии и еще где-то.

Пошли какие-то деньги, хотя на тот момент и маленькие. Так мы вышли на западный рынок со своим продуктом. Но когда мы начали выходить в Штаты, где уже сложившийся рынок, достаточно конкурентный, мы решили начать не с брендовых продуктов, а с технологии, то есть антивирусного движка. И сейчас большинство наших партнеров, использующих наш движок - это американцы.

Что же до самоконкуренции... Актуальный вопрос. Мы когда заключаем с кем-то партнерство, у нас сразу локальный офис начинает кричать "Нет! Нет! Не надо!". Но смотрите: вот у нас несколько антивирусных вендоров: Microsoft, G-Data, F-Secure... Все они являются нашими прямыми конкурентами на рынке антивирусного ПО.

Однако, на продажах наших продуктов это сказывается либо никак, либо положительно. Поясню. Вот приходит человек в магазин. На полке там стоит Symantec, "Касперский", G-Data, Steganos, F-Secure. Если он выбирает что-то из четырех последних - мы получаем деньги. А если он выбирает Symantec - ничего не получаем. В этом смысле я приветствую покупку программ с нашим движком.

- Как вы оцениваете своих конкурентов, в частности, Symantec?

- В этом году они не приехали на CeBIT, в чем, кстати, ничего удивительного нет, с ними вообще ситуация странная. Они очень увлеклись покупками разных компаний. Как заведенные: каждые три месяца что-нибудь покупают. При этом у них второй квартал подряд падают продажи. Общие. Это беспрецедентный случай, особенно учитывая то, что они покупают другие компании, имеющие определенный оборот. По наблюдению нашего финансового директора, восемь лет до этого Symantec всегда рос - может, с разной скоростью, но рос. В результате же падения объема продаж их акции еще подешевели. Думаю, что основной причиной стала покупка бОльшей по размеру компании Veritas, которую Symantec до сих пор «переваривает»…

Компания McAfee сейчас откровенно уходит с европейского розничного рынка. В Европе они за год потеряли 25 процентов рынка. У меня такое ощущение, что они переводят все продажи в онлайн. В частности, видимо, они считают, что онлайн перспективен, а розница - умрет. Правда, в Америке McAfee все еще стоит на полках.

Но свято место пусто не бывает, и то место, что освобождает McAfee, занимают другие - мы, например... Вообще представление продукта в рознице ‐ это замечательная реклама продукта. Как только «Касперский» появился на полках магазинов в Германии, уровень узнаваемости бренда Kaspersky в этой стране вырос в 2 раза. На недавнем CeBITе была встреча на уровне министров, куда меня пригласили, после нее подошел один чиновник, просил разрешения познакомиться, сказав, что очень польщен узнать директора компании, которая "здесь сделала такой известный продукт". Это ‐ важная функция розницы, хотя в перспективе, конечно, я согласна с McAfee ‐ продажи софта постепенно все больше будут смещаться в онлайн.

- А страхи перед Microsoft беспочвенны?

- Microsoft, скорее всего, захватит на рынке тех пользователей, которые совсем нетребовательны к качеству антивирусов. Я смотрела данные розничных продаж в США. В прошлом году, в июне, когда они начали, в Штатах у них было 10 процентов рынка, сейчас - около четырех.

Но при этом я считаю, что выход Microsoft на рынок средств защиты - это определенного рода ошибка. Ведь софтверный гигант создает хорошую операционную систему, которую часто ругают, упрекая в незащищенности, но это как раз неправда. Windows часто ломают из-за наличия большого числа людей, которые хотят ее взломать. Раньше у Микрософта была очень комфортная позиция ‐ она создавала операционку, а вокруг было много других производителей, которые делали системы защиты. Теперь же Microsoft говорит, что она сама будет защищать пользователей.

Проблема состоит в том, что современные угрозы - незаметны. Если вирусы раньше портили файлы и компьютерную систему и всячески надоедали пользователям, то сейчас они тихо воруют данные, чтобы потом человек обнаружил, что на его кредитной карточке нет денег. Понятно, что в этом случае разозленный пользователь поспешит заменить свой антивирус.

Вы, кстати, знаете, какой уровень замен продукта в антивирусной среде? Около 40%. Т.е. более 40% людей готовы заменить свое антивирусное решение на другое. И в этом смысле у Microsoft, есть один большой недостаток - они Microsoft. И они всегда будут в центре атак. Что автоматически будет понижать уровень обнаружения вирусов и шпионов антивирусом от Microsoft. А недовольство пользователей, недовольных антивирусом Microsoft, будет переноситься на операционную систему.

У меня есть ощущение, что Mac OS растет огромными темпами, в частности, из-за того, что у пользователей Windows складывается ощущение, что их операционная система не защищена. Microsoft не зря назвала свой продукт Forefront, так как они действительно вышли на передний край защиты. Но вопрос: нужно ли было им туда выходить? Я бы никогда в жизни не пошла рынок безопасности, имея за спиной 95 процентов рынка операционных систем.

Впрочем, я готова допустить, что мои домыслы неверны. К тому же, Microsoft ‐ сильный противник, с мощными и развитыми каналами продаж, так что передел рынка, скорее всего, неизбежен. А уж насколько глубоким будет этот передел, покажет время...

разделы: интервью | Деньги

Другие интервью

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost