Имхо 40 центов за клик - это многовато.
Можеть быть для интернет-магазинов не так много, но вот для контент-проектов, которые живут деньгами от рекламы, это очень много. С такими ценами сервис будет развиваться достаточно долго. А без хорошего контента услуга будет не так востребована.
Было бы логично, если бы деньги для сайтов на розничном интернет-рынке собирали провайдеры, считает генеральный директор компании Яndex Аркадий Волож. Почему эта схема не работает и почему в интернете так мало платных ресурсов, он рассказал корреспонденту «Коммерсантъ-iOne» Николаю Полуэктову.
-- За счет каких доходов могут жить сайты?
-- На сегодняшний день источников два: рекламодатель и пользователь. С рекламодателями все более или менее ясно -- это телевизионная модель, оправдавшая свою жизнеспособность. С пользователями ясности гораздо меньше. Ничего сопоставимого по доходам с поступлениями от рекламы в интернете нет.
-- Как вы считаете -- почему?
-- В первую очередь непонятно, как собирать деньги на розничном интернет-рынке. Было бы логично, если бы для сайтов это делали провайдеры. Они и так собирают деньги за свои услуги, могли бы собирать чуть больше, перечисляя часть денег создателям контента. В этом году российские провайдеры получат доход в $350 млн, в следующем, по прогнозам,-- $500 млн. Объем же рынка интернет-рекламы -- всего-навсего $5-10 млн. Казалось бы, возьми провайдер с клиента не $10 в месяц, а $11, из которых $1 будет уходить интернет-ресурсам, и денег у сайтов сразу станет в пять-десять раз больше. Совсем другая экономика появится.
-- Какой резон провайдерам делиться с сайтами доходами?
-- Все провайдеры живут на контенте. Если нет контента, людям в интернете становится нечего делать, и провайдеры теряют деньги. Они объективно заинтересованы в том, чтобы сайтов было больше, а сами сайты -- лучше. К тому же если провайдеры начинают собирать деньги для сайтов, то они только увеличивают свои доходы, поскольку за эти услуги получают хорошую комиссию.
-- Почему же такая схема не работает?
-- Идея, конечно, простая и понятная, но сразу порождает множество вопросов. Первый из них: кому должны платить провайдеры? Всем без разбору? Или отбирать ведущие сайты, а все остальные оставлять без финансовой подпитки? Если платными станут только избранные ресурсы, то схема работать не будет -- пользователи сразу уйдут на бесплатные сайты. Значит, платными должны стать все. Сразу возникает другой вопрос: как эти деньги распределять? Положим, сайты получают деньги за трафик, то есть за каждый загруженный с сайта мегабайт информации. Такой подход в принципе устраивает провайдеров: чем больше трафика через них проходит, тем больше у них доходов. Соответственно, они заинтересованы трафик "раздувать". Но путь этот гибельный: сайты будут заинтересованы в "утяжелении" контента. Чем больший размер будут занимать их страницы, тем для них лучше, а страдать придется пользователю, вынужденному загружать эти "тяжелые" страницы. И в конце концов он перестанет это делать, будет проводить в интернете меньше времени, ценность интернета как медийной среды резко упадет. По каким еще показателям можно определять, сколько денег перечислить тому или иному сайту? По количеству уникальных пользователей? Но один и тот же пользователь может ходить одновременно на разные сайты. По количеству показанных сайтом страниц? Тоже сомнительный вариант. Ситуация осложняется еще и тем, что провайдеров много, и договариваться сайту придется со всеми одновременно. Представим на минуту, что Яndex объявил себя платным сайтом. Мол, провайдеры, если хотите, чтобы ваши клиенты ходили на Яndex, извольте заплатить $0,1 в месяц за каждого из них. Кто-то из провайдеров согласится, а кто-то скажет: да не стану я платить! Значит, его клиенты не получат доступа на сайт. Что им в таком случае делать? Либо выбрать "правильного" провайдера, через которого на Яndex можно попасть, либо пойти на другой ресурс. И, скорее всего, они выберут второе -- так проще.