Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Раздробленный Рунет

| 14.06.2011 09:56

Всё-таки Рунет – уникальная штука. Во всём прогрессивном мире Интернет стандартен, унифицирован и для большинства людей одинаков. Но только в русской Сети наблюдается такое значительное расслоение по имущественному признаку. За короткое время у нас сложилась целая культура раздельного интернет-пользования. В то время когда большинство пользователей «юзают» одни сервисы, элитная прослойка интернетчиков пытается выделиться и найти для себя что-нибудь приемлемое на стороне.

Особенно это актуально для социальных сетей. За короткий срок в Рунете появились нишевые социальные сети с многомиллионной аудиторией, которые изначально предназначались для всех, а не для какой-то одной категории пользователей. Может оно и правильно. Разные слои населения живут ведь по-разному. И потому должны в разных сетевых кругах вращаться.

Так в Рунете завелись отдельные порталы для школьников, домохозяек и эмигрантов, желающих похвастаться перед своими бывшими друзьями, а также мажоров и офисного планктона, им подражающих.

На первый взгляд это может показаться очень удобным. Находишься в своей сетевой субкультуре, и не возникает путаницы и конфликтных ситуаций. Прогрессивные Global Russians – отдельно, так называемое быдло – отдельно. Все на своих местах и довольны. Но как показывает практика создание таких резерваций – для ресурсов путь объективно не самый лучший.

Для пользователей это может быть и нормально. Чего не скажешь о самих сайтах. Прежде всего, страдает репутация ресурсов. Соцсеть упирающаяся, в какую-то одну аудиторию заранее обрекает себя на презрительное отношение остальной общественности. Отсюда вытекают межкультурные конфликты разной силы и прочие «холивары». Там убогая школота сидит, здесь порнушники, там одни интеллигенты и мажоры.

Среди таких ресурсов выделяются сайты чёткой элитной направленности. Оставим на следующий раз смачные рассуждения, почему так произошло. И отчего типичное устройство для гиков, бородатых ботаников и прочих зануд у нас стало элитным. И теперь активно выкачивает деньги из нефтяных скважин, устраивая светские рауты и айпад-вечеринки.

Остановимся лучше на популярных в народе социальных сервисах. Тем более что частенько с ними случаются интересные сдвиги в пространстве, которые сказываются на характере их аудитории. Нельзя сказать, что у каждого «блатного» ресурса свой четкий период полураспада, когда сайт перестаёт ориентироваться на элиту и впускает в свою тусовку простых смертных. Но иногда такие изменения всё же случаются.

В погоне за «Контактом»

Для Facebook - соцсети чьё продвижение в России изначально носило чисто элитный мажорный характер – это время пока не пришло. Хотя благодаря «Социальной сети» Дэвида Финчера мажорную аудиторию русской версии этого сайта хоть и не сильно, но всё же удалось немного оказуалить. Сложно сказать, как там дело дальше пойдёт. Эксперты широко известного в узких кругах «Роема» например, считают (и, кстати, зря) что в обозримом будущем нам всем следует готовиться к лидерству Facebook на российском рынке соцсетей.

Конечно, можно понять желание ВКонтакте-ненавистников. До сих пор в Twitter и в других лобных местах можно регулярно слышать нелестные отзывы с проклятиями (хочу чтоб @#!ный «Контакт» загнулся). Но потому «Контакт» и не загибается, раз проклинают его немногочисленные твиттерасты и фэйсбукеры – часто это одни и те же люди.

Вот когда начнут посылать проклятия пользователи «Одноклассников», которых побольше будет - совсем другое дело. Тогда можно уже будет говорить о рокировке. Но Facebook в любом случае мимо этих разборок пролетает.

Правда, это всё в теории. А на практике, как известно, посылающий проклятье причиняет себе гораздо больший вред. Так что непонятно ещё, кто там выиграет.

А если серьёзно, автор этих строк хоть и не имеет учёной степени по SMM, но их и не надо иметь, чтобы понять, что сети Facebook в России объективно нечего ловить. Даже если представить, что Цукерберг таки запустит в России свои кошерные видео и музыкальные сервисы – большой вопрос, в каком виде они до наших варварских земель дойдут. Совершенно ясно, что второй такой «Контакт» государство не потянет (читай – не отмажет). С одним вон разобраться никак не может.

Пока развитие Facebook в России сдерживает, как может, сеть «ВКонтакте». Последовательная работа над собой питерской соцсети и не даёт подобраться конкурентам на слишком близкое расстояние.

Ещё недавно «ВКонтакте» сидела исключительно неотёсанная школота, чем зарабатывала сайту дурную славу в глазах мажорных пользователей, которые равнялись на авангард (читай - Facebook) и хипстеров-нигилистов, которые сами не знают, на что равняются.

Но введение микроблога и кнопки «мне нравится», открытие сайта поисковикам, ну и конечно грамотный пиар Влада Цыплухина сделали своё дело. И у пользователей появилось несколько дополнительных причин для входа в эту соцсеть. Конечно, наивно было бы полагать, что меры, предпринятые Павлом Дуровым и сотоварищами, так просто возьмут и заменят школьников на эфемерную элиту. Школота, несмотря ни на что, на сайте осталась - ведь идти ей по большому счёту некуда. Да и пресловутая элита на сервис сломя голову тоже не побежала. Но доля взрослых пользователей определённо немного выросла.

Опыт «ВКонтакте» - отличный пример того, как ресурс, находясь на перепутье, пытается измениться, найти точку входа в пресловутую высшую лигу качественных пользователей.

С точностью наоборот ведёт себя другой популярный рунетовский социальный сервис LiveJournal. В отличии от «ВКонтакте», который изменяется сам, ЖЖ упростили пользователи.

Твиттер маргинальный?

С Твиттером же всё значительно сложнее. Острой необходимости пользоваться этим сервисом у большинства рунетчиков нет. Самый главный вопрос последнего времени - сумеет ли недавно русифицированный Твиттер сохранить свою блатную аудиторию и нарастить простую. С одной стороны, шансов осермяжиться у Твиттера объективно не очень много. Пока он очень элитный, закрытый и слишком уж недалёкий (читай - непонятный) для большинства. В отличие от того же Facebook, в гены которого заложены неплохие способности по наращиванию широкой аудитории.

С другой стороны, Москва - город пробок, длинных поездок с работы и на работу. Отсюда вытекает потенциальная популярность мобильного Интернета - лучшего спутника для Твиттера. Казалось бы, сиди себе тихонько в электричке и пиши в микроблог. Но это всё в теории, на практике такого желания у массового пользователя пока не возникает. Всё-таки непонятные люди эти русские. С самых древних времён они стремились добиться аудиенции с царями и прочими августейшими особами, желали быть услышанными. А теперь, когда такая возможность благодаря Твиттеру у них появилась, они почему-то безмолвствуют. Хотя Медведев сам уже призывает.

Только после недавней русификации некоторые не самые последние микроблогеры начали подмечать медленную, но верную маргинализацию пользовательской базы. Неужто потенциально целевая аудитория прислушалась наконец-то осознала своё счастье, начав усиленно твитить в электричках?

Нет, конечно. Эти блогеры явно преувеличивают ситуацию. Наивно рассчитывать на то, что элитарный микроблог-хостинг в один прекрасный день возьмёт да спустится в России с небес на землю. Для этого нужны усилия, как не банально, держателей самого сервиса. Хороший вариант - привлечение к этому делу мобильных операторов. Что изначально очень сложно. Потому что нужно убеждать, и попутно проплачивать, ведь у них мобильных операторов уже есть похожая технология приносящая прибыль – SMS. А конечный результат, особенно в России, весьма сомнителен.

В любом случае на данный момент Twitter не располагает нужными ресурсами для этого дела, так что разговоры о грядущей маргинализации можно оставить в покое. По крайней мере, до появления официального представительства в Москве и начала серьёзных работ в этом плане. Можно «Часкор» привлечь, они с радостью за такое дело возьмутся.

разделы: мнения |

Другие мнения

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost