Всё-таки Рунет – уникальная штука. Во всём прогрессивном мире Интернет стандартен, унифицирован и для большинства людей одинаков. Но только в русской Сети наблюдается такое значительное расслоение по имущественному признаку. За короткое время у нас сложилась целая культура раздельного интернет-пользования. В то время когда большинство пользователей «юзают» одни сервисы, элитная прослойка интернетчиков пытается выделиться и найти для себя что-нибудь приемлемое на стороне.
Особенно это актуально для социальных сетей. За короткий срок в Рунете появились нишевые социальные сети с многомиллионной аудиторией, которые изначально предназначались для всех, а не для какой-то одной категории пользователей. Может оно и правильно. Разные слои населения живут ведь по-разному. И потому должны в разных сетевых кругах вращаться.
Так в Рунете завелись отдельные порталы для школьников, домохозяек и эмигрантов, желающих похвастаться перед своими бывшими друзьями, а также мажоров и офисного планктона, им подражающих.
На первый взгляд это может показаться очень удобным. Находишься в своей сетевой субкультуре, и не возникает путаницы и конфликтных ситуаций. Прогрессивные Global Russians – отдельно, так называемое быдло – отдельно. Все на своих местах и довольны. Но как показывает практика создание таких резерваций – для ресурсов путь объективно не самый лучший.
Для пользователей это может быть и нормально. Чего не скажешь о самих сайтах. Прежде всего, страдает репутация ресурсов. Соцсеть упирающаяся, в какую-то одну аудиторию заранее обрекает себя на презрительное отношение остальной общественности. Отсюда вытекают межкультурные конфликты разной силы и прочие «холивары». Там убогая школота сидит, здесь порнушники, там одни интеллигенты и мажоры.
Среди таких ресурсов выделяются сайты чёткой элитной направленности. Оставим на следующий раз смачные рассуждения, почему так произошло. И отчего типичное устройство для гиков, бородатых ботаников и прочих зануд у нас стало элитным. И теперь активно выкачивает деньги из нефтяных скважин, устраивая светские рауты и айпад-вечеринки.
Остановимся лучше на популярных в народе социальных сервисах. Тем более что частенько с ними случаются интересные сдвиги в пространстве, которые сказываются на характере их аудитории. Нельзя сказать, что у каждого «блатного» ресурса свой четкий период полураспада, когда сайт перестаёт ориентироваться на элиту и впускает в свою тусовку простых смертных. Но иногда такие изменения всё же случаются.
В погоне за «Контактом»
Для Facebook - соцсети чьё продвижение в России изначально носило чисто элитный мажорный характер – это время пока не пришло. Хотя благодаря «Социальной сети» Дэвида Финчера мажорную аудиторию русской версии этого сайта хоть и не сильно, но всё же удалось немного оказуалить. Сложно сказать, как там дело дальше пойдёт. Эксперты широко известного в узких кругах «Роема» например, считают (и, кстати, зря) что в обозримом будущем нам всем следует готовиться к лидерству Facebook на российском рынке соцсетей.
Конечно, можно понять желание ВКонтакте-ненавистников. До сих пор в Twitter и в других лобных местах можно регулярно слышать нелестные отзывы с проклятиями (хочу чтоб @#!ный «Контакт» загнулся). Но потому «Контакт» и не загибается, раз проклинают его немногочисленные твиттерасты и фэйсбукеры – часто это одни и те же люди.
Вот когда начнут посылать проклятия пользователи «Одноклассников», которых побольше будет - совсем другое дело. Тогда можно уже будет говорить о рокировке. Но Facebook в любом случае мимо этих разборок пролетает.
Правда, это всё в теории. А на практике, как известно, посылающий проклятье причиняет себе гораздо больший вред. Так что непонятно ещё, кто там выиграет.
А если серьёзно, автор этих строк хоть и не имеет учёной степени по SMM, но их и не надо иметь, чтобы понять, что сети Facebook в России объективно нечего ловить. Даже если представить, что Цукерберг таки запустит в России свои кошерные видео и музыкальные сервисы – большой вопрос, в каком виде они до наших варварских земель дойдут. Совершенно ясно, что второй такой «Контакт» государство не потянет (читай – не отмажет). С одним вон разобраться никак не может.
Пока развитие Facebook в России сдерживает, как может, сеть «ВКонтакте». Последовательная работа над собой питерской соцсети и не даёт подобраться конкурентам на слишком близкое расстояние.
Ещё недавно «ВКонтакте» сидела исключительно неотёсанная школота, чем зарабатывала сайту дурную славу в глазах мажорных пользователей, которые равнялись на авангард (читай - Facebook) и хипстеров-нигилистов, которые сами не знают, на что равняются.
Но введение микроблога и кнопки «мне нравится», открытие сайта поисковикам, ну и конечно грамотный пиар Влада Цыплухина сделали своё дело. И у пользователей появилось несколько дополнительных причин для входа в эту соцсеть. Конечно, наивно было бы полагать, что меры, предпринятые Павлом Дуровым и сотоварищами, так просто возьмут и заменят школьников на эфемерную элиту. Школота, несмотря ни на что, на сайте осталась - ведь идти ей по большому счёту некуда. Да и пресловутая элита на сервис сломя голову тоже не побежала. Но доля взрослых пользователей определённо немного выросла.
Опыт «ВКонтакте» - отличный пример того, как ресурс, находясь на перепутье, пытается измениться, найти точку входа в пресловутую высшую лигу качественных пользователей.
С точностью наоборот ведёт себя другой популярный рунетовский социальный сервис LiveJournal. В отличии от «ВКонтакте», который изменяется сам, ЖЖ упростили пользователи.
Твиттер маргинальный?
С Твиттером же всё значительно сложнее. Острой необходимости пользоваться этим сервисом у большинства рунетчиков нет. Самый главный вопрос последнего времени - сумеет ли недавно русифицированный Твиттер сохранить свою блатную аудиторию и нарастить простую. С одной стороны, шансов осермяжиться у Твиттера объективно не очень много. Пока он очень элитный, закрытый и слишком уж недалёкий (читай - непонятный) для большинства. В отличие от того же Facebook, в гены которого заложены неплохие способности по наращиванию широкой аудитории.
С другой стороны, Москва - город пробок, длинных поездок с работы и на работу. Отсюда вытекает потенциальная популярность мобильного Интернета - лучшего спутника для Твиттера. Казалось бы, сиди себе тихонько в электричке и пиши в микроблог. Но это всё в теории, на практике такого желания у массового пользователя пока не возникает. Всё-таки непонятные люди эти русские. С самых древних времён они стремились добиться аудиенции с царями и прочими августейшими особами, желали быть услышанными. А теперь, когда такая возможность благодаря Твиттеру у них появилась, они почему-то безмолвствуют. Хотя Медведев сам уже призывает.
Только после недавней русификации некоторые не самые последние микроблогеры начали подмечать медленную, но верную маргинализацию пользовательской базы. Неужто потенциально целевая аудитория прислушалась наконец-то осознала своё счастье, начав усиленно твитить в электричках?
Нет, конечно. Эти блогеры явно преувеличивают ситуацию. Наивно рассчитывать на то, что элитарный микроблог-хостинг в один прекрасный день возьмёт да спустится в России с небес на землю. Для этого нужны усилия, как не банально, держателей самого сервиса. Хороший вариант - привлечение к этому делу мобильных операторов. Что изначально очень сложно. Потому что нужно убеждать, и попутно проплачивать, ведь у них мобильных операторов уже есть похожая технология приносящая прибыль – SMS. А конечный результат, особенно в России, весьма сомнителен.
В любом случае на данный момент Twitter не располагает нужными ресурсами для этого дела, так что разговоры о грядущей маргинализации можно оставить в покое. По крайней мере, до появления официального представительства в Москве и начала серьёзных работ в этом плане. Можно «Часкор» привлечь, они с радостью за такое дело возьмутся.