Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Особенности национального транспорта

| 12.04.2010 01:49

В прошлой колонке я рассказал, каким образом культ самоделкиных (DIY) и идеи opensource чудовищным образом снижают порог входа на территорию промышленно производимых товаров. Мы даже успели пофантазировать на тему перспектив всей этой благодати в нашей с вами Родине. А Дмитрий Медведев, кажется, ещё и успел найти на карте место, где эта самая благодать должна расти на специальных Кремлиевых дрожжах.

Но суровая российская реальность не дремлет. Она готова обеспечивать бесплатным ледяным душем любого, кто хоть на секунду замечтался, примеряя на себя шкуру удачливого стартап-буратины. По какой-то необъяснимой причине в нашей стране постоянно происходит столько всякого, что иногда кажется будто любая идея, вброшенная на нашу территорию, начинает вести себя как броуновские частицы - так много неожиданных и атипичных сил действует на неё одновременно.

Смотрите сами. Два важных фактора, необходимых для образования описанных мной в прошлый раз бизнесов - это даже не наличие идей, профильного образования, возможности быстро открыть компанию, или доступ к технологиям - нет. Начать без всего этого вполне возможно. А то без чего невозможно - это служба доставки и платёжная система, работающие на территории всего мира. Сегодня речь пойдёт о влиянии этих инструментов на новую индустриальную революцию, к чьим шагам в последнее время все так пристально прислушиваются.

# # # #

Необязательно писать о том, насколько плохи наша Почта и электронные платёжные системы - вы всё итак хорошо знаете из новостей. О Почте достаточно сказать лишь, что этой организации пора называться как угодно, но только не Почтой. Почтовая функция Почты - уже давно для самой Почты атавизм. Это понятно из цен на доставку обычной корреспонденции. Например, отправить пухлое письмо из Иркутска в Москву можно меньше, чем за 20 рублей. Зарабатывать при таком, без сомнения, инновационном ценообразовании невозможно. Поэтому в почтовых отделениях теперь торгуют носками и валенками, сковородами, а также принимают платежи за сотовую связь, а площади сортировочных центров сдают в аренду. "Посылка?! Ох нет, у нас специалист на обеде".

Русские платёжные системы - совсем другого поля ягоды. Казалось бы, это коммерческие организации, конкурирующие друг с другом в агрессивной рыночной среде, со всеми вытекающими отсюда пользовательскими плюшками. На деле - просто плохие банки, которые с пользователей своих веб-интерфейсов берут деньги за каждый чих. Где-то около года назад колумнист Компьютерры Сергей Голубицкий публиковал статью, в которой доходчиво объяснял, почему Интернет до сих пор не оправдал ожидания, возложенные на него в части лёгкой оплаты всего и вся без вынимания задницы из диванных объятий.

За прошедший год ничего и не изменилось. Одни платёжные системы Рунета не позволяют держать деньги на своих счетах дольше 15 минут из-за того, что их попросту крадут. Для регистрации в других вам нужно будет выкроить не меньше полусуток времени и заранее зарезервировать под уничтожение целые массивы клеток головного мозга. Ах да, о том, что саппорт (во всяком случае, живой) ни одной из систем никогда не будет с вами разговаривать, вы наверняка уже знаете.

Ну и совсем уж абсурдная рисуется ситуация, если взглянуть на Почту и электронные ПС, как на единый инструмент ведения бизнеса - первый из них ужасно работает на территории России, второй, наоборот, вообще не работает за её пределами. То есть, если бы я хотел продавать что-то для русских - мне бы мешала Почта. А если для всех остальных, то к почте прибавилась бы ещё невозможность получить за товар деньги. Ну вы оценили ситуацию, правда? - Возможность эффективно продавать товары через Интернет внутри страны и одновременно за её пределы вообще не рассматривается!

# # # #

В этом месте нужно сделать паузу, поглубже вдохнуть и посмотреть на сложившееся положение с другого бока. Ведь Почта России является бутылочным горлышком не только для экспорта товара, но и для его импорта. И вполне логично предположить, что невозможность заграничного шоппинга по почте должна косвенным образом подстёгивать производителя местного. Может, быть вся эта почтовая несостоятельность на самом деле - тонкий замысел Дмитрия Медведева, призванный стимулировать рост чего-то вроде Кремлиевой Долины? Может быть, стране действительно нужно немного повариться в собственном соку, чтобы получить какой-то самобытный и качественный результат? И получается, что нас в чёрт-пойми-который раз спасают дураки и дороги? Так может быть, уже стоит переименовать национальные беды в национальные достояния? Пусть будут наравне с Газпромом.

Нет. Это вряд ли. Почтовая изоляция - это выход для нанотехнологий и фильтров Петрика, но не для кулибиных, про которых я писал в прошлый раз. Ведь залог успешности их бизнеса - как раз охват своего узкого потребителя по всему миру. Если у вас есть идея, как собрать и продать тот же пресловутый опенсорс-автомобиль, то у вас есть и понимание того, что в России ваших клиентов будет 5 человек на 500 человек из остальных стран. Даже имея острое желание купить ваш товар, иностранец технически не сможет заплатить за него простым способом, к которому он привык. А заплатив, не сможет быть уверенным в том, что этот товар до него доставят качественно и в срок.

Понимаете, если завтра кто-то из кулибиных придумает суперкрутой чехол из печёного углеволокна для айфона, то его шансы на простое (!) решение платёжно-доставочных проблем сравнимы с шансами вашего соседа-алкоголика стать персоной года журнала Time. Дружище-эмигрант не без проблем поможет ему открыть счёт в зарубежном банке, который в итоге позволит кулибину продавать через eBay. Вопрос. Сколько чехлов продаст кулибин до того момента, пока его аккаунт не заблокируют админы за то, что (по их мнению) посылка не может иметь почтовое состояние "обрабатывается" дольше двух суток?

# # # #

У сравнительно крупных компаний есть недешёвые выходы. Например, интернет-магазины "Озон" и "Связной" имеют собственную службу доставки внутри страны - содержать её рентабельнее, чем работать с Почтой России. А некоторые платежные системы изначально задумывались как средства оплаты товаров/услуг какой-то конкретной компании, и уж потом начали атаковать пирог из массового потребителя сходных услуг.

Со средними и крупными компаниями всё выяснилось - у них есть деньги для решения проблем подобного рода. А какие выходы есть у местных кулибиных, которые, как мы помним, умеют делать штуки руками и не умеют продавать их за деньги? Ну право, не открывать же собственный банк и логистический центр ради продажи чего-то, что нужно отвезти западнее Пскова. Это уже совсем не формат бизнеса опенсорс-самоделкиных.

На самом деле, в России довольно много альтернатив государственной Почте. И я сейчас говорю не о всяких поп-доставщиках типа DHL и Pony Express, услуги таможенного брокера которых часто стоят дороже, чем отправленный товар. Нет. При желании можно найти мелкие службы местного пошиба, которые за сравнительно небольшие деньги сделают всё очень быстро. Может быть, их курьеры будут выглядеть как оборванцы. Может быть у них даже не найдётся ручки, чтобы подписать ведомость. Но зато они самостоятельно заберут товар в каком-нибудь заржавевшем ангаре Северобайскальска, упакуют и через три дня вручат его вам в Петербурге. Правда, такие компании решают проблему доставки лишь внутри нашей страны и пока что способны справиться с объёмами только частников и мелких бизнесменов. Но дайте им время.

А что же в итоге делать с дураками и дорогами? В этот раз самым выгодным будет ничего не делать. Только смотреть-потешаться. И ждать, пока организация "Почта России" окончательно не переварит свою почтовую составляющую и не превратиться в крупнейшую в стране сеть низкокачественных ларьков-универмагов. Осталось-то не долго, конец этому пациенту придёт раньше, чем наш президент объявит очередной нацпроект, замешанный на ИТ и строительстве очередного технопарка с блекджеком.

Кстати, есть вероятность, что после окончательного окукливания функции Почты будут реанимированы за счёт какой-то существующей частной службы доставки (и гусеница превратиться в бабочку, ага). Во всяком случае, такой расклад бы упростил жизнь кулибиным.

# # # #

При попытках перенести лучшие нерусские практики в холодные русские условия мало простой копипасты. Необходимо детально анализировать процесс от верхушки до самого дна и понимать, что, скорее всего, в девственном виде он не сможет перекочевать в местную инфраструктуру со всеми её противоречащими друг другу законами; с почтами, которые не доставляют; с электронными деньгами, которые не деньги; с фондовыми рынками без фондов и пр. А такой процесс уже нечестно называть копированием, это скорее эксплуатация удачной идеи, которая может быть выстрелит и на чужой территории.

Знаете, в договорные документы любят вставлять разделы, описывающие ответственность сторон во время "воздействия непреодолимой силы". В них обычно собраны отмазки для ситуаций, когда внезапно налетел ураган, рыгнул вулкан, обрушилось цунами или настал Судный День и потоки огненной серы с небес затопили датацентр вашего провайдера. Но территория нашей страны, как-то так сложилось, большинства этих ужасов начисто лишена.

Зато у нас полно куда более частых и непредсказуемых казусов, которые могут повлиять на ваш бизнес гораздо сильнее наводнения. Например, депутат на встречке для курьера на личном автомобиле - вполне себе обстоятельство непреодолимой силы. Как, впрочем и облава на преступников, которые скрылись на таком же Кайене, как у вашего курьера. Или внезапная задержка огромного количества вашего товара на таможне ради "экспертизы". Или месячная всероссийская почтовая пробка, образовавшаяся из-за того, что жители страны внезапно "стали больше покупать через Инетернет". Какие уж там ураганы.

разделы: мнения |

Другие мнения

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost