Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Упираемся в цифры

| 03.09.2007 23:58

Как-то раз известному математику Стивену Хоукингу предложили написать книгу о черных дырах и прочих тайнах Вселенной. "Издатель сказал мне, что каждая формула в книге сокращает число читателей наполовину. Я написал книгу вообще без формул", - говорит Хоукинг в предисловии к этой книге под названием "Краткая история времени" (A Brief History Of Time), которая стала мировым бестселлером.

Я решил повторить "метод Хоукинга" в одном очень локальном приложении. Сегодня мы открываем (а точнее, переокрываем) проект Webinform.ru - спутник "Вебпланеты", посвященный цифрам Интернета. Но я попробую рассказать о целях этого проекта, не используя в своей колонке ни одной цифры.

Зачем цифры?

В предыдущей колонке я привел некоторые наблюдения, связанные с надувным ценообразованием на сайты бумажных издательских домов в Рунете. В конце говорилось, что с вебдванольными проектами все будет еще хитрее. Сегодня описаннный в моей колонке проект RB.ru наконец стартовал под громкий свист. Невзирая на это, они обещают набрать огромное число посетителей уже к новому году. Давайте подробнее поглядим на их грядущие проблемы, связанные с цифрами.

Статью Пола Грэма "Почему стартапы концентрируются в Америке" обсуждают на "Вебпланете" уже целый год. Однако ни в статье, ни в ее обсуждении ни разу не упоминается такой важный параметр, как размер аудитории пользователей Интернета. В этом, я думаю, основное надувательство Грэма. Он сводит успехи стартапов к хорошим "условиям для креатива", и как бы забывает о более существенном условии.

Интернетом в Америке пользуется сейчас - я обещал без цифр, да? - ну ладно, скажем просто: подавляющее большинство населения. Это значит, что даже если вы еще не запустили свой интернет-проект, у него уже есть аудитория. Есть плодородная почва, на которой прорастет практически любое зерно.

Вот мы и упираемся в цифры. Сколько пользователей в российском Интернете? С какой скоростью растет их число? Смогут ли в таких условиях создатели вебдванольных проектов показать своим инвесторам экспоненциальный рост посетителей, как это делают на Западе?

Нет, конечно можно и на другие ресурсы расчитывать. Можно просто и агрессивно переманивать к себе уже существующую аудиторию. РБК, например, быстро накачал LovePlanet за счет очень дорогой телевизионной рекламы. А как "Суп" переманивает к себе аудиторию "Коммерсанта" и РИА Новости, я рассказывал в прошлой колонке.

Однако эти методы не очень афишируются среди новичков. А что афишируется? Ну например, на первой пресс-конференции "Супа" всем раздавали красивый рекламный график. Там был нарисован быстрый рост аудитории MySpace, а под ним, как бы с той же скоростью - рост аудитории русского LiveJournal. Я не знаю, сколько создателей других вебванольных стартапов повелись на этот дурной пример без правильного понимания цифр. Но вот скажем Bloglenta.ru, которая обещала стать "самым интересным СМИ Рунета", тихо загнулась в апреле.

Откуда дровишки?

Во времена советской диктатуры с цифрами все было просто: ими централизованно занимались государственные организации типа ЦСУ. Были ли там ошибки, приписки? Наверняка. Но мы для начала поговорим об источниках. Откуда вообще Рунет берет цифры в наше время?

1) Реклама - как ни странно, именно оттуда доносится большая часть цифр. Оно и понятно: рекламщики все время должны показывать успехи. Если не продажи, то хотя бы цифры охвата. Если не нынешние, то хотя бы будущие. Вот, допустим, проект "Медиареволюция", работающий по заказу одного крупного рекламного агентства. С одной стороны, это вроде бы про статистику. А с другой стороны, вся статистика подается именно так, чтобы удовлетворять слогану проекта "Рынок интернет-рекламы постоянно растет". Сплошной такой позитив на заказ.

2) Интернет-холдинги - давно научились собирать статистику... но подают ее тоже под своим соусом. Особенно известна компания Mail.ru c ее постоянным новостями про свои миллионы. И неважно, что детальный разбор техники подсчета выявляет странности. Копаться в таких деталях будут единицы. А тысячи - слопают этот пиар без размышлений. В результате в СМИ появляются вот такие клинические картинки.

3) Исследовательские компании - да, они есть и в России! Но во-первых, они только недавно добрались до исследований Интернета. И их старинные методы (вроде опросов) могут вызывать нарекания. У меня вот есть один знакомый сантехник, который составляет собственные рейтинги телесериалов на основе скачков напора воды в водопроводе. Пошла реклама или кончился популярный сериал - домохозяйки идут стирать или мыть посуду. Начался сериал - все бросились к экранам, воду выключили. Скажете, шуточный метод? Но при определенных условиях он может быть точнее, чем уличный опрос.

Во-вторых, после получения данных начинается их интерпретация. И именно готовые интерпретации, а не сырые данные, чаще всего идут "в массы". Прошлым летом Леонид Делицын уже рассказывал на "Вебпланете", что сотни сообщений о приросте Интернета Сибирью, о походе Рунета в отпуск во II квартале, и об аномальном исходе Северо-Запада из Интернета оказались всего лишь шумом. В этом году аналогичное исследование РОМИРа подверг критике Федор Вирин.

Что будет на "Вебинформе"?

Никаких особых революций, на самом деле. Начнем снизу, с самого простого. Можно считать, что мы отпочковали исследовательский раздел "Вебпланеты" и будем отдельно развивать его на Webinform.ru. В то время как "Вебпланета" освещает общие вопросы развития Рунета, его спутник "Вебинформ" призван сосредоточиться на сборе информации о статистике, ценах и других числовых данных, существенных для интернет-бизнеса в России.

Пока основой нашего приложения будет коллективный блог "Дигитолог", который ведется силами редакции и ее друзей-экспертов. Впоследствии мы планируем расширять сайт за счет других видов контента и новых пользовательских возможностей.

Сейчас зарегистрированные пользователи "Вебпланеты" могут заходить на "Вебинформ" с теми же логинами, что и на "Вебпланете". Разница в том, что в здешних паспортах пользователей будет отражаться их активность на "Вебинформе", а не на "Вебпланете".

У активных пользователей "Вебинформа" есть возможность получить статус "эксперта" и самостоятельно публиковать свои заметки в "Дигитологе". Данный статус пользователи получают по приглашению редакции, как и в случае "Вебпланеты".

Мы также приглашаем к сотрудничеству исследовательские компании и независимых аналитиков, которым было бы интересно рассказывать о своих "цифровых находках" на профильном ресурсе. Адрес для связи с редакцией тоже же самый: info@ webplanet.ru .

Другие мнения

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost