Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Бедность не порок, а источник монополии

| 17.12.2007 04:15

Недавно в «Школе злословия» Геннадий Йозефавичус делился впечатлениями о своих путешествиях по миру, иллюстрируя их сюжетами из Поля Теру. В одной из своих книг тот рассказывает, как Мировой Банк взялся за электрификацию малавийского острова Ликома.

На клочке суши с населением в несколько десятков тысяч человек 350 дней в году стоит ясная погода, но вместо солнечной батареи развиваторы привезли и установили дизельную электростанцию. После торжественного разрезания ленточки "пиджаки" разъехались, а на станции кончилась солярка - такая мелочь, как регулярная поставка топлива в проект не входила - свету от Мирового Банка настал конец. Точно так же, по рассказам Теру, вся Африка в шестидесятых была усеяна неработающей сельскохозяйственной техникой - немецкими комбайнами и тракторами, деталей к которым "не завезли".

За прошедшие с тех пор десятилетия жизнь рыбаков на Ликоме едва ли сильно изменилась. До соседнего острова можно добраться на джонке, оттуда - раз в неделю паром до "большой земли". На совсем большой земле, где сидят и откуда творят цивилизацию благотворители, прошла целая эпоха, так что теперь их насущной задачей стало спасение Африки и всех, кого можно к ней отнести в смысле технологий, от цифрового неравенства. Пожалуй, центральным образом этой спасательной операции стал "стодолларовый ноутбук", который соединил бы нигерийских детишек с Гуглом без всяких электростанций.

Cферический лэптоп в вакууме

Год назад "Вебпланета" подробно рассказывала о том, как во время посещения камбоджийской деревни идея "стодолларового" ноутбука возникла у Николаса Негропонте из Массачусетского технологического института . И о том, как получив поддержку ООН и американских властей, ноутбук XO OLPC пошел в производство, порученное тайваньской Quanta Computer.

Готовность закупить этим ноутбуки для школьников к началу 2007 года подтвердили семь государств - Ливия, Аргентина, Бразилия, Уругвай, Нигерия, Руанда и Тайланд. В феврале Quanta подтвердила первый заказ на миллион устройств и сообщила, что сможет поставлять 5-10 млн. ноутбуков в год - а заодно и выпустит очень похожую по комплектации и стоимости модель в обычную розницу.

Впрочем, некоммерческая организация OLPC нарушила свои же "пять основополагающих принципов", первый из которых: устройство предназначено исключительно для детей. С 12 ноября по 31 декабря на laptopgiving.org проходит акция "Give One Get One" (только для жителей США и Канады), которая позволяет желающим приобрести один экземпляр XO OLPC по цене двух ($399) - с тем чтобы второй ушел детям.

Несмотря на отъем пожертвований у простых граждан - и организаторами проекта, и просто энтузиастами - а также внушительный круг спонсоров (среди них такие компании, как AMD, eBay, Google, News Corporation и Intel), идеальная цена ноутбука - в $100 - была отложена до 2008 года. Хотя руководство проекта уже пообещало не за горами - ноутбуки по $50, финальная цена XO OLPC постепенно достигла $175. Тогда же выяснилось, что операционной системой станет Windows XP вместо обещанного Linux. В нарушение пятого из тех же "основополагающих принципов OLPC", гласящего: "бесплатный софт и открытый код". И, если уж мелочиться, второго - предписывающего использование железа и программ, разработанных специально для детей младшего школьного возраста (6-12 лет).

И все же в этом году "поставки" XO OLPC худо-бедно начались - в кавычках, потому что их масштабы не идут ни в какое сравнение с заявленными планами (заказы от миллиона экземпляров). Первой в Африку ушла тестовая партия из 2500 штук. В октябре появилась информация, что аж 22 компьютера уехали в Индию - хотя власти страны официально отказались поддержать проект, назвав его "подозрительным" с точки зрения педагогики (и звучит это вполне резонно, достаточно посмотреть, как продвинутые британские дети извлекают пользу из этой коробочки). Ведущий блога olpcnews.com Вайан Вота (который как-то вполне резонно заметил, что покупка ноутбука каждому ребенку в Нигерии обойдется в 73% государственного бюджета страны), теперь публикует снимки "с места событий" и сетует, что экспериментальная индийская школа в богом забытой деревне живет на собственные средства и не поддерживается властями.

Кулибины против Негропонте

Пока оэлписишники роняют слезы умиления над снимками индийских детишек, власти страны не только не повелись на развод Негропонте, но и готовят достойный ответ "от отечественного производителя". Министерство, курирующее среди прочих вопросы образования (Ministry of Human Resource Development) планирует наладить в стране производство десятидолларовых ноутбуков - и, вроде как, уже нашелся прототип себестоимостью $47, разработанный двумя индийскими студентами.

В Нигерии, которая таки заказала свой миллион XO OLPC, тоже не лыком шиты. Местная компания обвинила OLPC в нарушении нигерийского патента. В своем иске "дочка" американской Lagos Analysis Corporation утверждает, что разработчики "стодолларового ноутбука" купили два экземпляра клавиатур "KONYIN Multilingual Keyboard", провели декомпиляцию прилагаемого ПО и использовали результаты в XO OLPC.

Очевидно, что разработка "сверхдешевого компьютера" определяется естественной экономической необходимостью, а не случайными тонкими вибрациями души и совести Негропонте, его товарищей и конкурентов. Главное преимущество OLPC, пожалуй, в том, что он появился чуть раньше других - и очень активно пиарился. Напомним, что такой же проект пытался водиночку протолкнуть Intel, в итоге - последним - примкнувший к OLPC.

Интеловская концепция дешевого ноутбука для детей в развивающихся странах (конечно же, на платформе Intel - в отличие от OLPC, работающего на спонсорском AMD) сначала называлась Eduwise, затем упростилась до Classmate PC. И разрабатывался он не для спасения всего мира, а для освоения конкретно Бразилии. Ноутбук получился слишком недетским - и по техническим характеристикам, и по цене. Весной Intel вручила первый промышленный образец президенту страны, Луису Игнасио Луле, но, судя по всему, проиграла команде Негропонте.

Тогда компания вполне разумно изменила стратегию: спекуляциями на тему "детей улиц" она теперь занимается в рамках организации OLPC, а собственно коммерческую нишу сверхдешевых ноутбуков начала осваивать с другого конца, объединив усилия с с Asustek. Тайваньская компания планирует поставить на поток линейку бюджетных лэптопов с разной конфигурацией, модель на платформе Intel должна стать самой дешевой и тем самым попутно вписаться в "детскую" тему. Осенью ноутбук Eee PC за $199, который продается в розницу без ограничений по возрасту или уровню дохода, стал новой сенсацией рынка.

Пауки и дети

Цель, с которой глобальные корпорации тратят миллионы на то, что подается как гуманитарная миссия, очевидна - насыщение рынка в "цивилизованных" странах и стремление компаний первыми получить исключительный доступ к тощему телу будущих потребителей на развивающихся рынках. В отличие от индустриальной революции, высокие технологии захватывают пространства за гораздо меньшее время - поэтому интернет-компании, типа Google, Yahoo или eBay, приходят за нигерийским детьми в тот же день, как они впервые увидели компьютер - и часто в рамках одних и тех же "благотворительных" инциатив.

Так, на днях Google совместно со спонсируемой им OLPC, объявил о новом "некоммерческом проекте, целью которого станет культурное развитие Сети". На сайте OurStories планируют собрать контент, посвященный жизни, истории и культуре малодоступных регионов. Собирать его будут у аборигенов понятно каких стран: уже опубликованные записи сделаны в Гане, Пакистане, Танзании, Уганде, Венесуэле и Бразилии. Можно предположить варианты того, как будет расти и развиваться проект: энтузиасты, собирающие материал, могут заодно развозить нераспроданные "детские" ноутбуки и по ходу втолковывать туземцам, что смешное слово "гуугл" - это значит "искать". А сам ресурс можно превратить в рекомендовано-предустановленное образовательное пособие для тех же детишек, владеющих XO OLPC, но не знакомых с Интернетом. Ну и так далее.

Yahoo не ищет сложных путей и участвует в интернетизации Вьетнама самостоятельно: открывая интернет-кафе под своей вывеской. И Интернет в таких яхухаусах, конечно же, начинается со страницы Vn.Yahoo.com. Хотя проект организован просто и без экиковоков, Yahoo таким образом имеет гораздо больше шансов оказаться ближе к телу вьетнамцев, чем тот же Google со своей аборигенопедией.

Медвед не выдаст, ФАС не съест

В России цифровое неравенство убивают с помощью "приоритетных национальных проектов" и "национальных программ". Идея обеспечить каждому ребенку по лэптопу в масштабах одной шестой части суши, понятно, не слишком жизнеспособна, да и уровень бедности все-таки не сравним с африканским - так что основной задачей до сих пор оставалось оснащение техникой, программным обеспечением и подключением к Интернету российских образовательных учреждений.

Осенью власти отчитались о реализации программы подключения школ и заявили, что почти все школы получили выход в Интернет. Правда, ритуальные антипиратские пляски перед вступлением в ВТО обнаружили другую масштабную проблему - нужный софт на школьных компьютерах либо отсутствует, либо нелегален.

Так что осенью началась новая эпопея, связанная с легализацией школьного ПО. Чиновники долго пытались настаивать на том, что без продуктов Micsoft или Adobe детям не выйти в люди. Но когда стало понятно, во сколько такая забота обойдется бюджету, они таки решили обойтись малой кровью и лицензировать "всего понемножку", а через год-другой все же перейти на школьный Linux.

Но Microsoft на то и монополист, чтобы просунуть свою "благотворительность" всюду. В школы он приедет на уже упомянутых "двухсотдолларовых" ноутбуках Eee PC - миллион таких машинок закупил благотворительный фонд Олега Дерипаски "Вольное дело". Причем, в лучших традициях сетевого маркетинга эти "правильные" компьютеры бесплатно (для государства) получат учителя. Помимо этого, корпорация Гейтса исправно сообщает о заключениях "соглашений о стратегическом сотрудничестве" с российскими вузами и с региональными властями.

К тому же, софт от "мелкомягких" стал частью другой госпрограммы - "Компьютер в каждый дом". Хотя вместо запланированных 20-50 тыс. в двух пилотных регионах пока было продано около 1500 компьютеров, Microsoft уже обвиняют в попытке установить монополию.

Компании, которые не могут похвастаться формальным статусом "придворного IT-поставщика", тоже катаются как сыр в масле. В школы Intel придет через глобальную программу World Ahead. С ее помощью компания будет "обучать" преподавателей "использованию компьютерных технологий в учебном процессе", чтобы те в свою очередь передавали знания ученикам. А конкурирующая с ней AMD сейчас пытается доказать, что в условиях государственных конкурсов заложены преференции для Intel, при том, что предложения последней неоправданно дороги.

Благотворительность 2.0

Монополисты монополистами, но на фоне новостей о суточных очередях за новой блестящей цацкой от Apple (а что вы скажете о макбуке в золотом корпусе, инкрустированном бриллиантами?) - на этом фоне спекуляции на образах немытых и голодных детей работают как раз на зажравшихся налогоплательщиков. Действительно, Microsoft может оказаться не таким уж "плохим" - если подумать, как много он помогает бедным. Тем более, если он делает это как бы и за нас тоже (ну да, мы не пожертвовали на OLPC, но ведь мы же купили "Висту")?

Казалось бы, этим негласным договором (благотворительность как комиссия за монополию с молчаливого одобрения большинства) круг замыкается. Но не для медийщиков, которые пытаются снять сливки с пены чужого благотворительно-коммерческого оборота. Так, газета The Guardian недавно представила новый "амбициозный" проект, призванный с помощью - чего бы вы думали? - веб 2.0-технологий соединить всех мучающихся совестью и гуманизмом пользователей с судьбами африканских детей.

"Можем ли мы, всем вместе, вытащить одну единственную деревню из Средних Веков?", - вопрошает редактор Алан Расбриджер (Alan Rusbridger) пятнадцатимиллионную аудиторию читателей издания. В течение ближайших трех лет в специальном разделе посетители сайта смогут наблюдать за наступлением прогресса на деревню Катина в Уганде и делать пожертвования - не только деньгами, нет, еще и своим вниманием, знаниями и просмотром страниц с блогами, видео и картами деревни (в этом, очевидно, и заключается "вебдванольность" благородной миссии).

Все это красиво описывается как "The Guardian запустил проект по развитию деревни, который поможет улучшить жизнь 25 000 жителей Катины, и вот почему вам стоит дать денег". Стоит добавить, что реальным поднятием этой деревни (как и многих других) занимается международная организация AMREF на деньги финансового холдинга Barclays. Чтобы "присоединиться" к проекту, The Guardian вложил 100 тыс. фунтов ("что явно будет поменьше бюджета интернет-проекта, посвященного Катине, и всего лишь десятая часть зарплаты, которую Расбриджер получит в ближайшие три года", - язвит The Register). Если верить сайту, то на текущий момент читатели, клюнувшие на удочку "стань продюсером интерактивного кино про Африку и милосердным христианином одновременно!", собрали почти 400 тыс. фунтов.

Булгаков + Достоевский

Конечно, в Сети - и в Рунете - есть действующие проекты, которые помогают связать реальных людей - тех, кому помощью нужна, и тех, кто хочет помочь. Без всякого "вебдваноля", который в случае с The Guardian сводится лишь к красивой упаковке контента и иллюзии того, что вместо перечисления денег обезличенному фонду пользователь в реальном времени "видит", на что они расходуются.

Как отличать подобные проекты? Никаких секретов тут на самом деле нет. "Двум богам служить нельзя! Невозможно в одно время подметать трамвайные пути и устраивать судьбы каких-то испанских оборванцев!". Пожалуй, этим булгаковским определением дутой благотворительности можно было бы и закончить. Ну, разве что привести еще один пример - кому-то он может показаться циничным, а кому-то, наоборот, гораздо более честным. Поскольку в данном случае авторы проекта по крайней мере не врут по поводу своих целей.

Три года назад Сети появился проект MyFreeImplants.com, посвященный операциям по увеличению груди - этаки гибрид сервиса знакомств и благотворительного фонда. Зарегистрировавшись и "показав сиськи", каждая женщина может найти доброжелателя, готового спонсировать поход к пластическому хирургу. На вопрос, с какой стати они рассчитывают, что незнакомые мужчины будут тратиться на недешевую - и бессмысленную на фоне детей Африки - искусственную грудь, основатели сайта уверенно отвечают: "Ну... у некоторых просто куча денег... типа благотворительность, милосердие и все такое... Для других это типа как научная фантастика...создать идеальную женщину... Ради фоток до и после...".

С тех пор более 20 тыс. мужчин выразили готовность помочь этим страждущим, и только за последний месяц 11 девушек с сайта увеличили грудь за их счет. Цена такой операции, к слову, начинается где-то от $3 000. На детские ноутбуки пересчитайте сами. Красота спасет мир, если кто не понял. А Microsoft его погубит или Intel - какая разница.

разделы: мнения |

Другие мнения

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost