Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Дело "одноклассников": тонкости индивидуализации

| 16.09.2008 16:08

Недавняя история с разборками "КМ-онлайн" и "Одноклассников" из-за доменного имени odnoklassniki.km.ru, похоже, вызвала массовую волну злорадства по отношению к "Кириллу с Мефодием" - все еще помнят их деятельность по борьбе с сетевыми библиотеками. По словам тамошнего блоггера, компания выиграла большинство из поданных к ним исков. Но по-моему, не вызывает сомнений, что эти разборки сильно ухудшили репутацию КМ. Победа оказалась пирровой...

Оценить эти "репутационные убытки" довольно трудно, исследований на эту тему я не проводил, а поскольку жанр колонки предполагает некоторую субьективность, ограничусь констатацией: среди моего круга общения нет ни одного человека, который хорошо отозвался бы об этой компании. Впрочем, это и неудивительно: по моим наблюдениям, контингент подобных "интернет-порталов" составляют в основном сетевые неофиты, которые и фамилии-то такой не знают: "Мошков"...

Недавно стало известно, что представители "КМ Онлайн" подали жалобу на решение суда, запретившего им использовать слово "odnoklassniku" в домене odnoklassniki.km.ru. Свою судебную тяжбу "КМ" сопровождает постоянными причитаниями о том, что подобные решения могут вообще привести к запрету на использование определенных слов в Интернете. Такие причитания, кстати, наблюдаются практически после каждого подобного процесса - "сетевая общественность" дружно начинает клеймить обладателя прав на товарный знак и интересоваться, а не запретят ли теперь вообще произносить соответствующее слово.

Для того, чтобы понять, так ли это, придется остановиться на том, а что же вообще такое этот "товарный знак" и для чего он служит. Да, и прошу запомнить: по-русски он называется именно "товарным знаком", а не "торговой маркой". "Марка" - это по-английски.

Классы для знаков

Так вот, товарный знак предназначен для индивидуализации товаров и услуг, как это следует из статьи 1477 ГК. И именно с этим его предназначением связаны некоторые особенности его использования.

Для того, чтобы разграничить эти самые товары и услуги, используется специальный классификатор под названием МКТУ ("Международная классификация товаров и услуг"). При регистрации знака требуется указать, по какому классу МКТУ он регистрируется и для каких товаров и услуг будет использоваться. В разных классах могут быть зарегистрированы товарные знаки с использованием одного и того же слова.

Кроме слов, в качестве ТЗ могут регистрироваться изображения и даже "объемные обозначения". Вообще, перечень таких обозначений законом не ограничивается - то есть можно попробовать зарегистрировать что-нибудь экзотическое, например, мелодию. За границей регулярно делаются попытки протащить в ТЗ сочетания цветов, не всегда безуспешные. О подобных российских знаках я не слышал - но возможно, они уже существуют и ждут какого-нибудь суда.

С таким делением по классам тесно связано еще одно свойство ТЗ - собственно способность идентифицировать определенные товары. Например, если попробовать зарегистрировать слово "стул" как ТЗ по классу мебели, то в регистрации будет отказано. Причина - слово не обладает различительной способностью для идентификации мебели. Или, говоря другими словами, оно "вошло во всеобщее употребление" для обозначения определенных товаров или услуг. Его можно зарегистрировать только в качестве "неохраняемого элемента", то есть составной части другого ТЗ. Ну, а если этот стул дорог вам как память - можете попробовать зарегистрировать магазин мебели его имени, "Мир стульев", например.

Домен как знак

Здесь стоит остановиться и сравнить те сферы, в которых используются ТЗ и доменное имя. С одной стороны, территория действия товарного знака ограничена одной страной и, дополнительно, определенной сферой услуг или определенным товаром. В одной стране может существовать несколько ТЗ, использующих одно и то же слово. В то же время, доменное имя ограничено только доменом предыдущего уровня, при этом доступно оно на территории всего земного шара. К тому же, в качестве доменов используются только слова, а не любые обозначения, как в случае с ТЗ. В общем, это - слишком разные вещи для того, чтобы их уравнивать между собой.

...Давным-давно, когда деревья были большими, а Интернет - маленьким, вопрос о соотношении прав на доменное имя и похожий на него товарный знак все равно решался судами, даже когда домены и не были прямо предусмотрены в законе. Потом они стали предусмотрены: в статью 4 закона "О товарных знаках..." было включено подробное объяснение того, что считается использованием ТЗ. Среди способов использования была и интернет-адресация: использование в ней слова, сходного с ТЗ, могло признаваться нарушением прав обладателя этого знака.

Потом на смену старому закону пришла четвертая часть ГК. В которой (ст. 1483) дополнительно введено основание для отказа в регистрации товарного знака - в ней может быть отказано, если на момент подачи заявки уже существует сходное со знаком доменное имя. То есть, законодатель окончательно смешал ТЗ и доменные имена.

А может, "обозначение"?

Однако, в четвертой части ГК средствам индивидуализации посвящен целый раздел, в котором, наряду с ТЗ, предусмотрена еще и такая вещь, как "коммерческое обозначение". За этим термином скрывается обычное название предприятия или магазина. Коммерческому обозначению предоставляется менее жесткий режим охраны, нежели товарному знаку. Не существует запрета на существование двух одинаковых обозначений, и магазины с названием "Мир стульев" вполне могут существовать в двух разных городах, а то и в одном, на соседних улицах.

Если к чему и приравнивать доменное имя, то как раз к "обозначению". Оно идентифицирует конкретное место в "реальном мире", тогда как домен разграничивает разные "места" в сети Интернет. Хотя и это, конечно же, паллиатив - по-хорошему, домены надо вообще охранять как отдельный вид "средства индивидуализации".

...Если посмотреть на семьдесят шестую главу ГК, которая посвящена средствам индивидуализации, то можно заметить, что наиболее проработаны в ней два параграфа - о ТЗ и о наименованиях мест происхождения товара. В двух других, о фирменных наименованиях и коммерческих обозначениях, всего по несколько статей. Объясняется это очень просто: товарные знаки и "наименования мест" были подробно регламентированы в том законодательстве, которое существовало до вступления в силу четвертой части ГК. А наименования и обозначения, хотя и были предусмотрены законодательством, но подробно в нем описаны не были. Их и описали - по четыре статьи...

В общем, у законодателя был шанс при кодификации поправить положение, приравняв доменное имя к коммерческому обозначению, либо вообще предусмотрев его отдельно (хотя бы в четырех статьях). Тогда просто не было бы почвы для судов вроде того, что произошел из-за "одноклассников".

Но я не думаю, что парламентарии вообще рассматривали такую возможность. И поэтому сейчас в законе под Интернет заложена мина замедленного действия в виде этой аналогии, переписанной из старого законодательства. И она действительно, как нам пророчит "КМ Онлайн", может запретить использовать определенное слово "в Интернете". При определенных условиях.

О том, как это может произойти, мы и поговорим в следующей колонке. В качестве домашнего задания можете почитать решение, ссылка на которое дана в начале - и поделиться в комментариях своими мнениями о том, что же в нем неправильно.

разделы: мнения |

Другие мнения

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost