Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Дело Алксниса, или Общественная опасность

| 01.03.2007 11:35

Различия между моральными нормами в Сети и «реальном мире» – штука, вообще-то, сложная и скользкая. Так что я вовсе не претендую на то, чтобы в десяти килобайтах разложить все по полочкам. Лично мне в сетевой жизни до сих пор хватало «золотого правила»: я относился к людям так, как хотел бы, чтобы они относились ко мне. Хотя периодически в Сети и вспыхивают дискуссии, для участников которых «правила» мало: они пытаются выдумать свои, сетевые, правила. И мало того – они по ним же и пытаются жить… Все это очень странно.

Свобода дерьма

Началось все, разумеется, с «Декларации независимости Киберпространства» Джона Пери Барлоу. Я специально не даю ссылку на этот вредный документ: его и так все читали. Про себя я этот текст именую «декларацией безответственности». Когда сетевые дела еще не задевали ничьих дел «офлайновых», «декларация» вполне катила за «манифест поколения». Разумеется, долго так продолжаться не могло.

Но у Барлоу, впрочем, есть весомое оправдание. Сходите посмотрите, что написано в графе «род занятий» на его странице в «Википедии». «Lyricist» переводится как «поэт-песенник». Разумеется, ему, как поэту, и в голову не могло прийти, что Независимость, которую он придумал, будет использована сетянами для реализации самой легкой из свобод, свободы кидаться дерьмом. Поэтому сейчас единственный способ хоть как-то нейтрализовать тлетворное влияние этого текста – переписать его в стихах, и распевать в качестве альтернативы тошнотворному «гимну Рунета». Но всерьез – ни в коем случае не воспринимать.

…Первый звоночек раздался еще когда бушевало «дело Поносова». Помню, тогда в связи с ним народ бурно бросился отстаивать точку зрения, что контрафактная винда на компьютерах – ни что иное, как реклама мелко-мягких, которые еще и приплачивать должны за то, что у них воруют программы.

Да, я помню, что копирование информации ущерба не причиняет, и называть пиратскую программу «кражей» – мягко говоря, неверно. Я даже могу это доказать в суде со ссылками на всякие там законы и прочие нормативные акты. Но когда вокруг «пиратства» строятся теории, в которых оно объявляется нужным для общества актом, мне очень хочется именно «кражей» его и назвать. Просто чтобы уравновесить всех этих воспевателей.

С другой стороны, своего абсурда добавили и «пиратоборцы». Что стоит одно лишь объявление нелицензионного копирования «преступлением, представляющим большую общественную опасность» – потому, что оно совершается повсеместно. Это – все равно, что ввести в Уголовный кодекс статью за переход улицы в неположенном месте. Тоже ведь повсеместно совершается, да и машины из-за этого бьются… В общем, мне кажется, в данной ситуации «интернет-общественность» борется с одним маразмом с помощью другого.

«Категория «Алкснис»

Но впрочем, ладно. История, которую я хочу разобрать, боюсь, всем уже давно и хорошо известна. Это так называемый «конфликт «Алкснис-Шевяков».

Благодаря тому, что оппоненты принадлежат к конкурирующим политическим группировкам, конфликт сразу же оседлала «политическая интернет-общественность», традиционно активная. Но я бы хотел чуть-чуть уделить внимание именно этической ее оценке. Давние читатели «Вебпланеты», видимо, помнят, что не люблю я приплетать этику к вопросам правовым. А колонки в защиту порнографии, рецептов наркоты, взрывчатки и прочей гадости, уже, наверно, создали мне репутацию законченного отморозка, которую не хотелось бы терять. Поэтому с этикой буду краток.

Итак: депутат Виктор Алкснис из думской фракции «Родина» тоже, по примеру многих, завел себе «жеже». В котором, в один прекрасный день сделал запись о замене на новые армейских знамен. Вскорости в записи появился комментарий от пользователя «tarlith», в миру – Тимофея Шевякова. В нем Шевяков обозвал Алксниса нехорошо, а когда тот начал грозиться в ответ, добавил нецензурной лексики. Потом и остальные подтянулись, правда, были неизобретательны: когда я читал ту дискуссию, никаких новых слов из нее все же не узнал.

Вообще, единственное, что хоть как-то оправдывает обильно матерящихся интернетчиков – бедность выразительных средств, которые можно использовать в сетевом общении. Переходить от нормальной речи и жестикуляции к смайлам, «зажатому капслоку» и прочим средствам «разговорного письменного», не всегда и не для всех естественно. Разумеется, поискав новых способов выражения своих мыслей, многие находят только «хэ и пэ»… И даже относительно культурные люди этому подвержены: тот же Шевяков даже получил степень кандидата исторических наук (а матом ругается, позор).

И все же: на мой взгляд, свобода посылать на всякие разные буквы человека, который вдвое тебя старше, не относится к тем, которыми необходимо воспользоваться здесь и сейчас. И уж совсем не об этом мечтал поэт Барлоу долгими зимними вечерами…

В конце концов, журнал Алкснису таки взломали, и оставили там еще один оскорбительный пост, уничтожив предыдущие. Пришлось ему заводить новый дневник, и грозить карами Шевякову и неизвестным взломщикам уже оттуда, что он и делает до сих пор. Вот такая история…

Впрочем, депутат наш тоже хорош: сразу же начал махать «корками», напирая на то, что является «депутатом категории «А», создавать движения по борьбе с хамством в Интернете, и инако самовыражаться. Это, разумеется, сделало ситуацию неоднозначной именно с этической точки зрения.

Скажем, в конфликте «Киркоров-Ароян» все было понятно: вот этот хам-звездун оскорбил простую женщину, которая всего лишь делала свою работу. А здесь фигня какая-то получается: «простой лжеюзер оскорбил…» Нет, не звучит…

Но ребята, поймите: Алкснис – представитель совсем другого поколения. Сунувшийся на свою беду в Сеть. И, хотя он сейчас в тени, в свое время ему довелось делать ту историю, которую Шевяков сейчас изучает. Естественно, положение обязывает бороться за свои честь и достоинство, причем типично «офлайновыми» методами. Действенного «онлайнового» под названием «игнор» он, разумеется, не знает.

Да и модель его поведения – типична для «офлайна». Были ведь времена, когда советским артистам с космонавтами носили письма мешками. Для человека, их помнящего, Интернет – это просто «разрыв шаблона» какой-то, как говорят в НЛП. Достаточно того, что опубликованное в Сети «могут увидеть все»: именно из этого исходит «старшее поколение», когда определяет стратегию своих действий применительно к ней. И неважно, что на страничку с крамолой могут зайти всего два робота, «Яндекса» и «Гугла»: «весь Интернет» – это не жалкие десять тысяч тиража… Именно из этого исходит «старшее поколение», и объяснить, где они заблуждаются – гораздо важнее, чем гадить в комментах. Но в нашем случае, боюсь, уже поздно.

Вдобавок, на Алкснисе «сетевое сообщество» сейчас, видимо, отыгрывается за все унижения от «власть имущих». Понимаю. Это кажется мне следствием еще одной, гораздо более важной и всеобъемлющей свободы: свободы сидеть в дерьме. Приговаривая, что мы, мол, «люди маленькие» и от нас, мол «ничего не зависит». Обматерить депутата для
приверженца этой свободы – как бальзам на душу, должно быть.

Это, конечно, выбор каждого, но стоит помнить: вас, в конце концов, могут этим самым дерьмом накормить. Причем в прямом эфире, да…

…и о погоде

Что же касается правового аспекта этой ситуации, то он весьма прост. Очень многие в связи с конфликтом стали зачем-то повторять, что, мол, в Сеть теперь придет, с подачи Алксниса, Закон со свиным рылом, и сделает всем козью морду. Очнитесь, товарищи: закон никуда и не уходил. До тех пор, пока наши с вами бренные физические тушки располагаются на территории Российской Федерации, на них действуют российские же законы. Но я примерно представляю, что должно быть в голове у человека, чтобы он всерьез объявлял Интернет «зоной беззакония». Да, да, сплошная «декларация независимости»…

Нет, можно, конечно, объявлять Сеть «свободной от законов», и вы даже можете поинтересоваться у пришедшего к вам милиционера, какой у него ник в ЖЖ. Но удовлетворение от этого будет чисто моральным. Или, учитывая все, написанное выше о нравах «интернет-сообщества», аморальным. Кому что нравится.

Лично меня же гораздо больше беспокоит недавно наметившаяся тенденция к объявлению «средствами массовой информации» интернет-сайтов, с последующим возбуждением в отношении их создателей дел об административных правонарушениях по статье 13.21 КоАП, той, что за «нарушение порядка изготовления или распространения продукции средства массовой информации». Разумеется, и по нашему инциденту попытка приплести «средства массовой информации» тоже была предпринята, правда, Алкснис грозится не по 13.21 Шевякова привлечь, а за «возбуждение ненависти или вражды, совершенное публично или с использованием средств массовой информации».

Вообще, наличие этой тенденции говорит о том, что «власти» наши потихоньку осваивают новые технологии. В том числе – технологии обмена опытом. В доинтернетную эру для распространения передовых тенденций во властных иерархиях требовалось, чтобы полезный опыт ушел на самый верх, там бы его обобщили и спустили на места в виде ценных указаний. Сейчас же усилились тенденции к «горизонтальным» обменам информацией. Читает милицейский начальник газету: о, там вон за сайт по 13.21 человека крутят – а не попробовать ли нам? Эту бы инициативу – да на полезные цели… Самое смешное – что СМИ и распространяют передовой опыт борьбы с собой же.

Сначала под этот пресс попал сайт «Новый фокус», который так и не смогли конфисковать. Потом был сайт газеты «Зырянская жизнь», на который наехали «за экстремизм», объявив попутно средством массовой информации. Но эти сайты все же имели многие из признаков «полноценных» СМИ. Однако, потом стали судить за высказывания на форумах. А теперь вообще «наехали» на студенческий сайт «OD Group», принадлежащий инициативной группе социологического факультета МГУ, которая и хотела-то всего-навсего смягчения пропускного режима на факультете, да снижения цен в тамошней столовой. Естественно, за этим последовал милицейский «наезд», попытка конфисковать компьютер и прочие прелести жизни. Забрать у оппонента компьютер – это в эпоху «высоких технологий» становится распространенным средством.

По поводу изъятия сразу скажу: оно было бы произведено незаконно. Обычно изымающие ссылаются на первую часть пятнадцатой статьи закона «Об оперативно-розыскной деятельности», но, если ее внимательно прочитать, то можно заметить, что изымать что-либо при проведении ОРМ милиция может только тогда, когда угрожает опасность чьим-то жизни или здоровью, либо «государственной военной экономической или экологической безопасности Российской Федерации». Не думаю, что желание студентов сэкономить на завтраках сильно подорвет российский бюджет…

Эта статья, кстати, нарушается повсеместно, так что, если к вам придут за компьютером, то неплохо об этом помнить, и напомнить изымающим, если что.

Что же касается вопроса о том, является ли интернет-сайт СМИ, то я уже, помнится, детально останавливался на этом вопросе, затруднившись дать на него определенный ответ. Но, если уж мы решаем его в рамках уголовного дела, то ответ однозначен: не является.

Достаточно вспомнить о том, почему такое приравнивание вообще стало возможным. В статье 24 закона «О средствах массовой информации» устанавливается, что тексты, распространяемые на машинных носителях тиражом более тысячи экземпляров, приравнены к «бумажным» СМИ, а те, что распространяются через телекоммуникационные сети – к теле- и радиопрограммам. Иными словами говоря, законом о СМИ установлена аналогия между разными видами «компьютерных» и «обычных» средств массовой информации.

Однако, статья 3 Уголовного кодекса содержит в себе явно сформулированный запрет применения уголовного закона по аналогии. То есть, из того супового набора, который предлагается Шевякову «юристами Алксниса» следует исключить статью 319, которая повествует о «публичном» оскорблении. Интернет – это для уголовного закона не СМИ, и не «общественное место», «публичным» оскорбление в Сети объявлено именно по аналогии. Где «юристы» нашли в действиях Шевякова клевету – мне вообще непонятно, возможно, в тех комментариях, которые сейчас стерты. Ну и от «оскорбления» остается только первая часть, а не вторая, которая карает за «публичное выступление или СМИ» – по той же причине. Короче, дарю эту отмазку Шевякову и всем, кого угораздит попасть под молотки за сетевые высказывания.

Ну, и буду, разумеется, наблюдать за этими разборками, то есть, простите, «конфликтом», дальше. С большинством из «интернет-общественности» мне не по пути. Потому что общество, которое подводит под свои поступки какую-то идеологию, основанную на нарушении «золотого правила», мне кажется опасным. Для самого себя, прежде всего.

разделы: мнения |

Другие мнения

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost