Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Народный ПК по-русски: послать подальше?

| 20.12.2006 20:31

На днях глава Мининформсвязи Леонид Рейман объявил о национальной программе "Компьютер в каждый дом", которая займется продвижением персональных компьютеров в российскую глубинку силами "Почты России". Структура почты, по мнению Реймана, достаточно разветвлена для данной задачи и имеет 42 тысячи отделений, где можно будет заказывать компьютеры. Ни один из жителей провинции не уйдёт обиженным.

Производитель компьютеров будет выбран на основе тендера, сообщает газета "Бизнес". Всего предусмотрено три настольных конфигурации ПК и одна мобильная. Все модели компьютеров будут предложены конечному пользователю по цене на 10% ниже от среднероссийских цен на аналогичную по возможностям технику. В этом, а также в сжатых сроках исполнения заказа, и кроется путь к успеху данной программы, как ее видит Рейман.

Однако смеем напомнить, что собрать и продать компьютер - это далеко не всё. Основная проблема – сервис. Даже не гарантия, хотя сроки гарантийной замены обязательно растянутся ввиду отправки комплектующих туда-обратно. Много сложнее с диагностикой неисправности и с её устранением. Из компьютера редко идёт дым, чтобы со стопроцентной уверенностью можно было бы сразу обнаружить закопчённый, со следами огня отказавший узел. Обычно неисправность "плавающая", а то и несколько их одновременно накладывается друг на друга и определить проблему можно только банальной заменой блоков.

Найдётся ли на провинциальной почте способный справится с проблемой специалист, будет ли у него под рукой необходимая для работы комплектация? Маловероятно. В глубинке, на которую делается акцент, никто не будет держать квалифицированного инженера и поддерживать достаточную для решения гарантийных и сервисных вопросов комплектацию. Как мы уже рассказывали, даже хорошо разработанные западные проекты типа OLPC потребуют целой армии специалистов поддержки в развивающихся странах, на которые нацелен этот проект.

Но "железные" проблемы - лишь видимая вершина айсберга. Под толщей событий мира ПК скрывается гигантская гора проблем, связанных с программными сбоями. Их спектр широк и зачастую непредсказуем, начиная с обычных "глюков" программного обеспечения, вирусной активности и заканчивая неподдающимися какой-либо логике деструктивными действиями неопытного пользователя. Горячая линия часть проблем снимет, но полностью она никогда не решит возникающих на месте трудностей. Что касается проекта "Компьютер в каждый дом", пока сообщается лишь, что все ПК "будут снабжены лицензионными операционными системами Microsoft и готовы к работе". Но любой, кто пользовался продуктами Microsoft, понимает, что даже наличие лицензионной версии Windows еще не означает готовность к работе всегда.

Что действительно может почта, так это предоставить доставку по своим каналам. Наверняка, конкурентоспособную. Она имеет надёжно охраняемые для ценного груза помещения. Способна почта организовать выдачу и приём товара, а также осуществить денежный расчёт.

Но на этом выгода почты, как распространителя компьютеров, заканчивается. Заметим, способность данной структуры стать посредником в программе продвижения компьютеров наложит на её сотрудников дополнительные обязанности и повышенную ответственность. Например, бережное отношение к грузу, которое при разгрузке и погрузке почтовых отправлений, увы, соблюдается далеко не всегда. Заказчику надо будет очень внимательно принимать полученный по почте компьютер - а то, как бы не лишиться гарантии в связи с механическим повреждением товара. И, вообще, энтузиазм в деле продвижения компьютеров силами этой госструктуры может быть только приказным для персонала (читай – искусственным), со всеми вытекающими из этого последствиями.

Отдельно - о скрытых затратах компании, которая выиграет тендер. Предоставить цену на компьютер ниже 10% от средней по России – не проблема. Любой интернет-магазин справится с такой задачей шутя. Между тем, представленная программа помощи глубинке не ограничится простой отправкой компьютера покупателю в сжатые сроки. От поставщика потребуется организация служб круглосуточной технической поддержки. Ему необходимо будет создать базы для обслуживания и держать запас комплектующих для осуществления ремонта. На первом этапе особых затрат может и не быть, но по мере роста парка на местах структура сервиса рискует вырасти в поглощающего всё больше и больше средств монстра. Опять-таки, можно вспомнить западные примеры: компания Intel неслучайно решила продвинуть свой народный компьютер в Бразилии - у нее есть производственная база в этой латиноамериканской стране, так что можно выпускать и обслуживать "народные" компьютеры на месте, вычеркнув расходы на заграничную доставку и, что более накладно, средства на развёртывание специальных сервисных центров. В партнерах российского проекта "Компьютер в каждый дом" тоже числится Intel, но участие этой компании в будущих технических проблемах поставленных компьютеров едва ли будет в форме благотоворительности.

О регулярных отчислениях – так называемой плате за обслуживание, в проекте Реймана речи не идёт. Значит, расходы по решению проблем лягут на плечи компании-сборщика. При всём при этом "компьютеры почтой" обещают быть дешевле. Возможно ли это? Вполне, если гарантия и поддержка проданных по предложенной схеме ПК останется лишь галочкой на бумаге.

В противном случае жизнеспособность идеи торговли компьютерами по почте вызывает очень большие сомнения. Зато этот проект подозрительно напоминает программу интернетизации школ России, где уже который год говорят только о "доставке" (т.е. прокладке кабелей), а содержательная "поддержка" всего этого интернет-образования даже не стоит на повестке дня.

Другие мнения

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost