Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Психологический лексикон геймера: герои и монстры

| 28.01.2009 17:04

Реальность компьютерной игры сродни сновидению. Поэтому ее тайный смысл можно расшифровать психоаналитическими методами, подобно тому, как интерпретируются наши ночные "послания". И если в первой части "Психологического лексикона геймера" рассматривалось значение игровых ландшафтов и их элементов для человеческого сознания, то вторая часть (настоящая) посвящена восприятию персонажей. Отмечу, что сейчас большое распространение получили игры, которые, используя обозначения, принятые для художественной литературы, можно условно отнести к жанру "фэнтези".

В чем различие между образами, соотнесенными с формами пространства и живыми существами всех мастей? Главное здесь то, что пространственные символы, в большей степени означают контекст, ситуацию, в которой находится игрок, его восприятие (наполовину бессознательное) сложившегося положения вещей. Фигуры же героев и монстров суть проекции тех или иных элементов собственной души.

Причем эти компоненты нередко проявляют себя в качестве субличностей - скрытых психологических комплексов, наделенных псевдосамостоятельностью. Их проявления нередко воспринимаются как действия некого человека, свободного в выборе. Думается, что здесь также вполне применимо понятие олицетворения. Подчеркну, что нас в первую очередь будут интересовать ситуации выбора, в ходе которой игрок выделяет наиболее привлекательных для себя фигур. Тем самым он как бы сигнализирует нам о том, что происходит внутри его души.

Что же означают с позиций психоанализа персонажи компьютерных игр? Безусловно, здесь собраны далеко не все "знаменитости". Однако на примере рассмотренных героев читатель вполне обоснованно может провести необходимые параллели с другими представителями реальности, находящейся по ту сторону монитора.

МЕРТВЕЦЫ (ЗОМБИ) - интерпретация основана на известном поверье, согласно которому умершие обречены вечно пребывать в подземном царстве. Известно, что бессознательное является своего рода суммой жизни целых поколений и потому в мифах соотносится с именно с этой областью мироздания. Поэтому усопшие являются воплощением того архетипического опыта, который скрывает в себе бессознательное. В гадальных картах Таро есть аркан "Повешенный". Еще одно толкование такой фигуры - ожидание перемен, завершение предыдущего жизненного этапа, начало новой жизни, с "чистого листа". Таких героев в играх можно встретить чаще всего.

ВОЛШЕБНЫЕ ПТИЦЫ – это посланцы скрытых сфер психики, посредники между ее темными и светлыми сторонами. Зачастую нечто парящее соотносится со сферой воображения. Вспомните известную метафору «полет фантазии». Кроме того, а сказочных текстах можно обнаружить таких персонажей, как птицы Сирин, Алконост, Рух. Безусловно, летающие твари из DOOM’а по сравнению с их мифическими аналогами несут значительно более скудную смысловую нагрузку

ЛЕТАЮЩИЕ ГОЛОВЫ - выражают ту же самую идею, только персонифицированную посредством человеческих телес. В этом случае надо обратить внимание на то, что голова существует отделено от тела. Такая композиция означает безудержное прожектерство, оторванность от жизни, господство над человеком его фантазий. Агрессивность здесь будет преимущественно в речевой форме.

ОСЬМИНОГИ С ОГРОМНЫМИ ГОЛОВАМИ - в таких существах также подчеркнута мозговая часть тела. Это означает, что игрок, бессознательно отождествляющий себя с таким обитателем морских глубин, в жизни чрезмерно ориентируется на теоретические схемы, книжные знания, а потому оторван от реальной жизни.

ЧЕЛОВЕКОПОДОБНЫЕ ПАУКИ - обычно изображение такого паукообразного существа заставляет вспомнить о неком воздействии, носящем медленный (обволакивающий) характер, направленном на подавление воли. Кроме того, рисунок паутины ассоциируется со спиралью, рассматривание которой способно вызывать гипнотические эффекты. Раскручивание спирали во сне обычно инициирует встречу с глубинными психическими проявлениями.

МАГИ - достаточно часто появляются в компьютерных играх. Они ассоциируются с колдовскими обрядами, вредоносной магией и невидимыми влияниями. В них также воплотилось представление о гипнотической силе подсознательных образов. Фактически, обостренное внимание игрока к таким образам, означает, что он оказался бессильным в борьбе с подобными представлениями.

МОНСТРЫ С ОРУЖИЕМ ВМЕСТО РУК - для лучшего понимания этого образа нужно обратиться к значению телесной символике. Руки символизируют деятельностную сторону человеческой жизни. Поэтому превращение этой части тела в орудие нападения указывает на то, что выбор такого персонажа обычно обусловлен наличием у пользователя внутренней, достаточно выраженной агрессивности.

ЛЮДИ-НЕВИДИМКИ - здесь подчеркнуто такое качество, как скрытость. В общем-то, очевидно, что выбор, сделанный в пользу таких персонажей, свидетельствует о том, что человек не в силах заметить свои негативные качества, вытесняемые в скрытые зоны души.

ТЕМНЫЕ РЫЦАРИ - сложный и неоднозначный образ. При его интерпретации следует учитывать то, что, с одной стороны понятие рыцарства ассоциируются с высокоморальными качествами личности. С другой - это служение силам зла, выбор пути предательства. В обыденной жизни такой персонаж может олицетворять внутренний конфликт, душевную расщепленность игрока.

ОБОРОТНИ (ВЕРВУЛЬФЫ) - главным качеством такого персонажа является его двойственность, а наличие в нем звериного начала. В наших снах звери олицетворяют инстинкты. Поэтому мы вновь возвращаемся к теме состояний, во время которых человек не в силах противостоять своим страхам либо влечениям (сексуальным или агрессивным).

СВИНЬИ-ПОЛИЦЕЙСКИЕ - в русском языке это животное символизирует все самое низменное в человеке, подвластность низшим инстинктам (пищевому, сексуальному). Интерес игрока к такого рода персонажам обычно означает наличие похожих проблем во взаимоотношениях с собственной чувственной сферой.

АНДРОИДЫ - такие персонажи компьютерных игр характеризуются тем, что они лишь внешне напоминают человека. Внутренне же - это кибернетические устройства, которые выполняют чужую программу. Подобные фигуры символизируют личность, оказавшуюся целиком во власти бессознательных комплексов, подчас весьма разрушительных. Главное качество здесь - отсутствие свободы воли.

Итак, читатель теперь знает, какие психологические коды скрываются за образами темных героев и монстров, в изобилии встречающихся ему в компьютерной игре. Ему также открыт смысл пространственных структур, составляющих саму основу игрового мира. Осталось дело за малым - перенести это знание на собственную житейскую ситуацию. Процесс самопознания, безусловно, труден. Однако только таким способом можно инициировать собственный личный рост, который является главным условием беспрепятственного движения к намеченным целям.

разделы: мнения |

Другие мнения

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost