Мэшап – жанр полутора писателей представляющий собой привнесение в классику или историю современного сверхъестественного трэша – хоть и молод, но, будем откровенны, малоперспективен. Причина проста и вам наверняка понятна: он не только до чертей своеобразен, а еще и рассчитан строго на редкого любителя. Но, как видно, даже из 16-ого президента США, купирующего вампирам головы направо, налево и в другие стороны, голливудские продюсеры – в частности неподражаемый Тим Бертон – готовы, рискнув, сделать летний блокбастер. В чем им с радостью и энтузиазмом берется помочь уже наш, один из немногих пробившихся в Голливуд, соотечественник.
К Бекмамбетову мы можем относится по-разному: с иронией, с почтением, с уважением, с улыбкой, с недовольством; но не относится к нему никак совсем могут разве что люди очень далекие от кино. Как бы там ни было, нравится вам это или нет, но отныне он тратит свои режиссерские способности за океаном, снова с Бертоном, экранизируя многогранное и многослойное произведение Сета Грэма-Смита, автора такого специфического шедевра, как "Гордость и предубеждение и зомби".
Первое, что бросается в глаза – уже ставшее типичным для Бекмамбетова слепое подражание Голливуду и его, скажем так, кинематографической школе. Касается это всего – и технического плана, и сценария, и персонажей. Пожалуй, на его примерах, как на самых ярких, можно смело и наглядно демонстрировать перспективным постановщикам по обе стороны Атлантики что бывает, когда начинаешь бездумно использовать ставшие уже классическими шаблоны, и как их следовало бы правильно использовать.
Смотреть фильм Президент Авраам Линкольн Охотник на вампиров онлайн в HD 720
(Удивительно, кстати, что здесь нет ни пули (однако есть хлыст), ни Хабенского. Хотя по логике…)Тимур Бекмамбетов продолжает свои незабываемые исторические штудии в характерной для него бескомпромиссной манере. И если в «Гладиатрикс» получила должное освещение древнеримская история: там звезды Playboy бились на мечах где-то на просторах Ленинградской области, то теперь – воспользуемся заглавием романа Патрика Маккейба – «малютка-мясник» российско-американской киноиндустрии добрался до Авраама Линкольна, шестнадцатого президента США и по совместительству обитателя пятидолларовой банкноты. Весь фильм Авраам Линкольн, натурально, бегает с топором за вампирами. Это, конечно, можно было бы счесть хохмой наподобие той, когда Курёхин и Шолохов, давясь от смеха прямо перед камерой, рассказывали о грибных обстоятельствах жизни Владимира Ильича Ленина; но Бекмамбетов и автор соответствующего романа – уроженец штата Нью-Йорк Сет Джаред Гринберг, ныне более известный как Сет Грэм-Смит, – катастрофически серьезны. Грэм-Смиту, кстати, тоже не впервой переписывать наново историко-литературные реалии: прежде чем взяться за Линкольна, тридцати-с-копейками-летний романист уже успел прославиться нестандартной интерпретацией творчества Джейн Остин. Интерпретация называлась «Гордость и предубеждение и зомби». Чтобы передать торжественно-экзальтированную интонацию грэм-смитовской прозы, позволим себе процитировать маленький отрывок из признаний шестнадцатого президента США: «Позади сидела пара джентльменов: один – пухлый и краснощекий, в костюме бледно-зеленых с серым тонов; другой – в костюме белого шелка, дополнявшем бескровное лицо и длинные светлые волосы. Глаза скрыты за парой темных очков. У него было столько явных признаков вампира, сколько я еще ни разу не видел в одном человеке, к тому же он очевидно был богат. Элегантный, изысканный. Не скрывающийся в тени. Приятный, компанейский человек. И смеющийся. Я мог думать только о том, как воткнуть кол в его сердце, когда коляска будет ближе. И отрубить голову. Как кровь зальет белый шелк его костюма. Увы, я мог лишь смотреть: безмерная боль в голове и отсутствие оружия сдержали меня лучше всякой привязи. Проезжая мимо, светловолосый вампир вдруг бросил на меня взгляд, понимающий всё».
Бекмамбетовская экзальтация, однако, несколько иного свойства. Летописца банка «Империал» восторг охватывает преимущественно при виде мясорубки, чтобы тела медленно и величаво разлетались на кусочки, а после сверхскоростной монтаж комкал и рвал изображение в короткой, но остервенелой конвульсии. И так до следующего приступа. Зрелище в итоге получилось феерическое: пока герои трепетно произносят свой текст про необходимость свободной циркуляции крови по белым шелкам (ну, то есть в буквальном смысле до шелков дело в сценарии, конечно, не доходит: тут успеть бы запихнуть в хронометраж все отснятое рубилово!), посеребренные топоры и выщелкивающиеся вперед клыки разрывают обильную плоть, вспенивая пространство густыми темными фонтанами. Теперь, пожалуй, Грэм-Смиту стоило бы, в свете его нежнейшей любви к топору, переписать «Преступление и наказание», а Бекмамбетову – эту новую версию экранизировать. Разумеется, с моделями Playboy и восточными единоборствами (в Abraham Lincoln: Vampire Hunter за пластику и хореографию похождений шестнадцатого президента США отвечала алма-атинская Школа сценического боя «Кун-До», весьма эффектно справившаяся со своей балетно-бо(л)евой задачей).
Смотреть фильм Президент Авраам Линкольн Охотник на вампиров онлайн в HD 720
Собственно, в самом факте подобного переосмысления американской истории нет ничего шокирующе-неслыханного. В «сумеречном» «Затмении» Гражданская война 1861–1865 годов предстает столкновением противоборствующих кланов вампиров, хотя это совершеннейшие цветочки по сравнению с рассказом Бентли Литтла «Вашингтонцы» (на его основе Питер Медак снял одну из новелл телеальманаха «Мастера ужаса»). Там Литтл вдохновенно описывал, как Джордж Вашингтон, Бенджамин Франклин и остальные отцы американской демократии со смаком уплетали человечину и как Вашингтон в припадке восторга съел Томаса Джефферсона. На этом фоне версия Грэм-Смита и Бекмамбетова не только вполне невинна, но даже по-своему человеколюбива.
Новация авторов Abraham Lincoln: Vampire Hunter состоит в другом. Кажется, никто до них с такой непоколебимой буквальностью не воплощал в кино идею о том, что сословия эксплуататоров суть вампиры, качающие кровь и прочие ресурсы из угнетенных. Еще в 1764 году, в «Философском словаре», Вольтер писал о Лондоне и Париже: «Я признаю, в этих городах есть биржевые игроки, трактирщики, деловые люди, которые средь бела дня пьют кровь народа; они, конечно, испорченные, но не мертвые. И проживают эти настоящие кровососы отнюдь не на кладбищах, а в очень удобных дворцах». Идею подхватил Маркс. В «Восемнадцатом брюмера Луи Бонапарта» он заметил: «Буржуазный строй, который в начале столетия поставил государство стражем при только что возникшей парцелле и удобрял ее лаврами, стал вампиром, высасывающим кровь ее сердца и мозг ее головы и бросающим ее в алхимическую реторту капитала», не преминув упомянуть в статье «Положение во Франции» о «налоге кровью для армии и флота», а саму Вторую империю назвав «огромным вампиром, бременем, которое растет быстрее, чем производительные силы французской нации». Британскую промышленность классик жаловал не больше, подчеркивая в «Учредительном манифесте Международного товарищества рабочих», что она «подобно вампиру, может существовать лишь питаясь кровью, да притом еще детской кровью». В другой статье, «Положение фабричных рабочих», Маркс именует владельцев фабрик «вампирами, тучнеющими от крови, которую они высасывают из молодого поколения рабочих собственной страны». В «Капитале» отец-основоположник возвел данную метафору фактически в ранг понятия: «Капитал – это мертвый труд, который, как вампир, оживает лишь тогда, когда всасывает живой труд, и живет тем полнее, чем больше живого труда поглощает», не забыв упомянуть в другом абзаце о «вампировой жажде живой крови труда». Не зря, кстати, именно на лондонском Хайгейтском кладбище, где Маркс, отпустив бродить по Европе призрак коммунизма, обрел последнее успокоение, в конце 1960-х – начале 1980-х неистовствовал знаменитый «хайгейтский вампир», доставивший немало хлопот окрестному населению. Однако самый любопытный пассаж содержится у Энгельса в статье 1850 года «Английский билль о десятичасовом рабочем дне», где, помимо прочего, английская промышленность сопоставляется с американским рабством: «Воспоминание о тех временах бесстыдной и жестокой эксплуатации детей и женщин – эксплуатации, которая не отпускала свою жертву, пока можно было высосать из нее еще одну каплю крови, выжать из ее мускулов и жил еще одно усилие, – до сих пор очень живо у английских рабочих старшего поколения; многие из них сохранили это воспоминание в виде искривленного позвоночника или изувеченных членов, и все – в виде непоправимо разрушенного здоровья. Судьба рабов на самых плохих американских плантациях была еще счастьем в сравнении с судьбой английских рабочих того времени».
У Грэм-Смита и Бекмамбетова, обратившихся к вольтеровско-марксистской метафорике, рабовладельцы Юга и их подручные уже в буквальном смысле вампиры, которые пьют кровь из негров и солдат-северян не через посредство кругообращения труда и капитала, а прямо так, из шеи. Разумеется, Авраам (Абрахам) Линкольн – это не кто иной, как Абрахам Ван Хельсинг, главный охотник на вампиров из романа Брэма (Абрахама) Стокера «Дракула». Соответственно истребление «старосветской аристократии» Юга новым демократическим порядком, идущим с Севера, предстает как крестовый поход топора и серебряного кастета против физиологически греховного и морально растленного способа существования. Уничтожение целой цивилизации, совершившееся в 1860-х годах, превратилось в демонологический фарс, разбитый на несколько десятков акробатических этюдов…
Современный российский, и отнюдь не только российский, зритель в подавляющей своей массе совершенно не представляет себе Гражданскую войну в США. В лучшем случае будет упомянуто нечто про борьбу южных рабовладельцев и северных противников рабства, хотя три четверти южан никогда не владели рабами, а, например, из шести сменивших друг друга между 1840 и 1861 годами губернаторов Виргинии – самого аристократического из южных штатов – двое начинали батраками, а один был сыном деревенского мясника и в молодости работал портным. Гражданская война – наиболее кровопролитная за все время существования Соединенных Штатов (в ней погибло 650 тысяч американцев – больше, чем в Первой мировой, Второй мировой, Вьетнамской и Корейской войнах вместе взятых) – оказалась национальной катастрофой, последствия которой не вполне залечены даже по сей день. Известный историк Шелби Фут, автор классического трехтомного труда по истории Гражданской войны, однажды сказал: «Любое понимание американской нации должно основываться, я имею в виду – по-настоящему основываться, на изучении Гражданской войны… Она определила нас. Революция внесла свою лепту. Наше участие в европейских войнах, начиная с Первой мировой, также внесло свою лепту. Но Гражданская война сделала нас такими, какие мы есть, определила наши хорошие и плохие стороны, и если вы собираетесь постичь американский характер XX века, вам совершенно необходимо изучить великую катастрофу века XIX. То был перекресток нашего бытия, и этот перекресток был адским». Про «адскость» Бекмамбетов более-менее уловил, все остальное оказалось превращено в грубые, примитивные и эффектные уловки.
Сергей Терновский
P. S. Автор рецензии выражает признательность Кириллу Малю за материалы по истории Гражданской войны в США и блогеру De-Animator (troika_ptah) за исследование вампироборческих мотивов в произведениях Маркса.
И речь здесь даже не об изрядно надоевших рапидах, кои режиссер в немереных количествах запихивает в каждую схватку, так что терпеть их приходится каждый второй удар, а то и кадр, что навевает мысли о заедающей кнопке паузы. Дело здесь в другом: в диалогах, которые, при помощи опыта, памяти и планшетника без проблем можно за два похода в кабинет вечных дум на три сценария настрочить; в сюжетных поворотах, глядя на которые всерьез начинаешь задумываться о карьере Нострадамуса; наконец, в самих персонажах, на которых следует остановиться поподробнее.
Главная проблема с героями, которая на фоне всего прочего превращается в преимущество, заключается в том, что роль всех без исключения второ- и третьестепенных персонажей заключается лишь в одном – оттенять образ главного героя. Они все как големы, только вместо глины – замшелые стереотипы, научившиеся разговаривать и кое-как мыслить. Проходные настолько, насколько это вообще возможно.
Из-за всего этого смотреть остается разве что на самого "Честного Эйба", роль которого в неслабой конкуренции отбил на свою голову широко известный в узких (бродвейских) кругах Бенджамин Уокер. Он же и оборачивает сложившуюся печальную ситуацию картине на пользу благодаря собственному выступлению, безусловно украсившему виновника торжества.
Нельзя сказать, что ради него одного стоит идти на фильм – даже громкого имени и яркого образа не всегда бывает для этого достаточно, как известно. Но что авторы "Линкольна…" от его приглашения на главную роль только выиграли отрицать сложно. Бедняга выжимает из своего положения все, что только может, в то время как все прочие актеры, наблюдая такой расклад, судя по всему, и не пытаются уж напрягаться. Так что чаша весов окончательно склоняется в сторону одного из известнейших американцев.
Возвращаясь к фильму в целом, пожалуй, самое забавное в нем то, как его преподносят на протяжении всего хронометража. От сквозившей в литературном оригинале растянувшейся на сотни страниц шутки не осталось и следа – все стало настолько напыщенно-серьезным, что даже как бред уже не воспринимается. Скорее, как фарс. И все это еще сильнее усугубляется все теми же шаблонами, несть им числа.
И все же самое печальное здесь даже не пенопластовая картонность всего происходящего, отнюдь. Скорбь приходит с воспоминаниями об "Особо опасном", глядя на который верилось, что Бекмамбетов растет, что Голливуд на него действительно плодотворно влияет, и что скоро он сам станет своеобразным гуру, реаниматором недобитых остатков российского кинематографа с последующим их переходом в мир не иной, но лучший. Короче говоря, что скоро он нас вытащит на Заокраинный Запад. Но грянул "Охотник на вампиров" и столпы надежды если не рухнули, то подкосились основательно.
Даже несмотря на неплохие в общем-то спецэффекты, на приятное выступление Уокера и на редкие интересные находки вроде анимированных воспоминаний Самого Главного или участия вампиров в Гражданской войне, "Президент Линкольн: Охотник на вампиров" суть растянутый не хуже последствий ускоренной киносъемки трейлер. Насыщенный событиями так же, как и шаблонами и практически лишающий надежд на творческое развитие нашего бойкого соотечественника полуторачасовой клип. Неплохой такой фильм – для категории B. И даже не получится свалить вину на Бертона – влияние его здесь даже в вампирах и мрачной мистичности прослеживается слабо.
В общем, на Бекмамбетова мы-то еще посмотрим, а вот мэшапу уже можно потихоньку рыть могилу – голову ему уже почти отрубили. Смотреть фильм Президент Авраам Линкольн Охотник на вампиров онлайн в HD 720
фильм бесплатно не посмотреть полная лажа!!!!