Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июль 2012  
пн вт ср чт пт сб вс
           
8
15
16 17
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

Parallels: "Потребность работать с Windows на Mac сохранится"

Софт | интервью | 11.12.2008 13:17

Когда компания, которая управляется соотечественником, занимает достойное место в мире - это всегда отрадно. Для многих нас это означает надежду, а то и создает какой-то вектор для развития. Компанию эту обычные пользователи знают по программам-эмуляторам, позволяющим запускать приложения Microsoft Windows на компьютерах Apple. А сисадминам и веб-мастерам она знакома по таким продуктам, как Plesk и Virtuozzo. О том, как идея ПО для виртуализации превратилась в успешный бизнес, рассказывает "Вебпланете" генеральный директор компании Parallels Сергей Белоусов.

- Как появилась ваша компания? Какой программный продукт стал первым?

- В 1999 году я со своими партнерами, также выпускниками МФТИ, занялся в Сингапуре бизнесом по поставке комплектующих в Россию. В последующем наша компания SWsoft (с 2008 года Parallels) в рамках одного венчурного проекта начала заниматься разработкой инфраструктурного ПО для Applications Service Providers (ASP), которое позволило бы удобно и эффективно предлагать клиентам софт по запросу через Интернет. Чуть позже эта идея конвертировалась в SaaS (Soft as a Service), а сейчас ее принято употреблять в контексте Cloud computing.

В процессе работы мы осознали, что у сервис-провайдеров существует не менее острая проблема - необходимость изолирования размещенных на их серверах приложений. Так у нас возникла идея создания ПО для виртуализации. Свои разработки мы начали с Linux, как одной из основных ОС для Интернета, потом подключили Windows и позже Mac OS. Первыми на свет появились технология Virtuozzo Containers (Parallels Containers) и решение HPSComplete (сейчас Parallels Automation).

- У вас на сайте написано про 800 людей в штате компании. Но насколько я знаю, в России у вас всего два офиса, и есть только одно представительство в Украине. Скажите, планируется ли дальшейшее развитие компании в этих регионах?

- В России работает около 650-ти человек, главным образом в центрах разработки и технической поддержки в Москве и Новосибирске. В Украине, где у нас только в 2007 году появилось представительство, работает чуть более 50-ти специалистов. На сегодняшний день в наши планы не входит открытие дополнительных центров R&D на постсоветском пространстве.

Однако скоро мы планируем открыть центр продвинутых разработок в США. На это решение повлияло множество факторов, в том числе постоянно увеличивающийся уровень стоимости жизни (особенно в Москве, где, понятно, концентрируется большинство разработчиков), а также нехватка опытных специалистов. Здесь я имею в виду не просто программистов, но инженеров.

Открытие же подобного центра позволит повысить эффективность процесса развития наших продуктов, а также перенести уникальные знания в уже существующие центры разработок.

- А что мешает заниматься развитием IT у себя на "исторической родине"?

- Софт нашего производства нацелен преимущественно на оптимизацию деятельности IT-служб. Интерес к нашим решениям стал особенно заметен в последние пару лет. Однако ранее Россия не входила в число интересных нам рынков. На данный момент доля России в общей структуре продаж Parallels не превышает одного процента. Здесь мы только в этом году начали активное продвижение. Тем не менее, в ближайшие три года рассчитываем увеличить объем выручки в 10 раз.

Мы уже сотрудничаем с крупнейшими российскими сервис-провайдерами. Сейчас происходит процесс ознакомления крупного бизнеса с нашими разработками, которые будут по определению востребованы среди именно тех заказчиков, у которых велика концентрация серверного оборудования. А по мере проникновения техники Apple в Россию, будет расти и наше присутствие в сегменте конечных пользователей.

Как таковых специфических сдерживающих факторов для развития нет. Ну разве что глобальный экономический кризис.

Мешают ли российские корни компании вашему продвижению на рынке? Было бы вам легче развиваться, имея чисто американские истоки?

- Русские корни, да и любые другие, не мешают развитию софтверного бизнеса. Ведь никому не важно, кто и где пишет программу, которая используется потом на компьютерах. Самое главное, производителю этой программы не ограничиваться только локальным рынком сбыта. Само же по себе ПО очень легко проникает в другие страны, благодаря глобализации и повсеместному проникновению Интернета.

- Западный рынок отличается от российского. Что вам больше всего не нравится "у них", и что больше всего подходит "у нас"?

- Я предпочитаю отвечать на этот вопрос наоборот - "что так у них, и что не так у нас". В России очень сложное налоговое законодательство, что не очень хорошо для высокотехнологичных компаний. А если учесть недавнюю инициативу правительства РФ - увеличить ставку ЕСН, то получается, что себестоимость разработки ПО в России вырастет дополнительно на 10-14%, и это существенно ударит по всем местным компаниям.

При этом трудовое законодательство, наоборот, грубо упрощено, будучи ориентированным, по сути, на работников заводов, и уж никак не на представителей интеллектуальной сферы деятельности. Поэтому, если уж сравнивать с "там", то у "них", то как минимум эти принципиальные для бизнеса моменты работают оптимальней.

- Расскажите подробней про разработку Parallels Desktop. Сколько людей задействовано в этом процессе? Как ваша компания борется с ошибками и осуществляет поддержку пользователей?

- Идея создания продукта, позволяющего эмулировать Windows на Mac OS, возникла давно, более 6 лет назад. Но только когда Apple стала работать на процессорах Intel, эта идея практически за один день перешла из разряда «проедающих» деньги в разряд приносящих доход.

А начиналось все с того, что маленькая группа разработчиков, во главе с Николаем Добровольским (теперь он занимает позицию вице-президента в нашей компании, а тогда был рядовым инженером-программистом) писала hardware-эмулятор для OS2. Им пришла в голову идея расширить его до полного решения виртуализации на архитектуре Intel, но нужны были инвестиции.

Они искали инвесторов для реализации своей задумки. А мы в SWsoft, которым я руководил, искали разработчиков такого эмулятора. Мы легко договорились с ребятами и образовали в 2005 году абсолютно независимую бизнес-структуру Parallels в составе SWsoft. Позже SWsoft был переименован в Parallels.

В конце 2005 года Parallels выпустила на рынок первую версию Parallels Workstation, позволяющего создавать виртуальные машины под Windows и Linux. А как только в начале 2006 года Apple перешла на процессоры Intel, мы очень быстро сориентировались и через полгода выпустили версию под Mac Parallels Desktop для Mac. Здесь была важна оперативность. Нам первыми удалось решить одну из самых острых проблем пользователей Mac - невозможность одновременного использования на этих компьютерах программ для Windows и "родных" Mac OS приложений. Позже даже Apple пришлось признать существование такого сценария, когда кому-то приходит в голову запускать Windows на их Mac OS.

- Какой приблизительно объем работы понадобился для разработки Desktop последней версии?

- Мы тут посчитали, что для создания одним человеком четвертой версии Parallels Desktop потребовалось бы 56 лет. Общий объем исходного кода составляет 1,3 млн. строк. Для сравнения, например, в процессе создания Windows NT4 было написано 11 млн строк кода.

- Вы акцентируете внимание на виртуализации. А какие черты вашего программного обеспечения, заставляют вас утверждать, что оно лучше, чем, например, виртуальная машина VMWare? И вообще - каким образом удается выдерживать конкуренцию?

- Если говорить про виртуализацию на Mac, то я буду оперировать характеристиками, которые наиболее понятны рядовому пользователю - если хотите, домохозяйке. Последняя версия Parallels Desktop для Mac работает быстрей чем, например, продукт конкурента. По нашему мнению это - самый сильный из всевозможных аргументов.

Также мы достигли ускорения (по результатам некоторых тестов) на 50% даже по сравнению с нашей предыдущей версией, не говоря о том, что наша программа существеннее быстрей чем у конкурентов. Программа проще в использовании и имеет больше функций, расходует меньшее количество заряда батарейки ноутбука. Для тех, кто много передвигается, это - имеет значение.

Кроме того, эмулятор позволяет подключать USB-устройства, которые на Mac не работают - например, из-за отсутствия необходимых драйверов. Несколько моих знакомых бизнесменов используют Parallels Desktop только для того, чтобы иметь мобильный доступ к Сети через провайдера Skylink, подключение у которого осуществляется посредством USB-модема.

Но, если говорить в целом, то у нас с конкурентом концептуально разное отношение к позиционированию программы. Мы хотим, чтобы наш пользователь не чувствовал разницу между работой в двух разных операционных системах. Именно поэтому при ее разработке мы стараемся делать упор на инструменты, демонстрирующие максимальную интеграцию Windows и Mac. Мы хотим, чтобы переход от работы в виртуальной машине к родной Mac OS X был для него незаметным.

- Некоторые пользователи вашего эмулятора утверждают, что он сильно "тормозит", и просят деньги назад. Что вы на это отвечаете пользователям?

- Если хотят деньги назад - возвращаем. Это стандартная процедура. А вот то, что уважаемые на Западе издания позволяют себе устраивать истерику на основании десятка отзывов клиентов с нашего же форума - это странно. Вместе с тем 1,5 млн. клиентов счастливы и довольны продуктом и просто не считают нужным что-то писать, мол "у меня все хорошо, ну и слава богу".

Наш форум для того и существует, чтобы открыто писать в адрес компании о проблемах и багах с продуктом. Вы должны понимать, что большая часть труда разработчиков и продукт-менеджеров заключается в том, чтобы реагировать на потребности пользователей. А использовать только негативные обращения в публикации - большого ума не надо.

- Как вы все-таки порекомендуете решить саму проблему потребления ресурсов? Какие вычислительные мощности требуются минимально для работы ваших эмуляторов?

- Мощность виртуальной машины приблизительно равна системным требованиям запускаемой гостевой операционной системы плюс системные требования самого десктопа как приложения. На сайте у нас есть описание данной методы.

Грубо говоря, чтобы запустить MS Windows ХР на Mac, надо 256 Мб оперативной памяти для Windows + минимум чтобы было 350 Мб для Mac (это их требования) + определенный процессор (для четвертой версии Parallels Desktop обязательно с наличием поддержки VT-x)

- При общении с пользователями Mac обычно выясняется, что они не используют практически никакое другое ПО, кроме собственного "родного маковского". Не означает ли это, что, ваш виртуальный эмулятор не имеет большого будущего?

- Если бы это было так, то наше ПО не существовало бы в принципе, не говоря уже о такой истории и финансовых показателях. Под Mac OS разработано в несколько раз меньше приложений, чем под Windows. Самый распространенный пример - приложение MS Office для Mac (особенно Outlook) изначально имеет более узкий функционал, чем "родное" приложение на PC.

У кого-нибудь в любом случае будет возникать необходимость загрузки Windows-приложений в Mac-среде. Да, это не массовые потребности, а скорее - нишевые. Но, судя по тому, как с ростом продаж техники Apple растет наша прибыль от реализации ПО, можно сделать вывод, что потребность работать с Windows на Mac OS сохраняется.

- А можно ли установить под вашим эмулятором Mac OS X, Mac OS X iPhone edition? Какие вообще ОС работают под эмулятором для Mac?

- Можно ставить только серверные версии Mac OS: Mac OS 10.5 Server, Mac OS 10.6 Snow Leopard Server. Мы не эмулируем Mac OS X iPhone edition, потому что у Apple есть родной эмулятор iPhone SDk. Мы поддерживаем более 45 различных гостевых операционных систем, как 32-битных, так и 64-битных.

- Какие шаги ваша компания прилагает в плане выхода на мобильный рынок? Конечно, вопрос задается в контексте iPhone. В свое время была запущена утка про эмулятор для этого смартофона. Нет ли в этой утке доли правды?

- Мы уже выпустили первое iPhone-приложение, позволяющее запускать и контролировать виртуальные машины с этого устройства. У нас есть планы выхода на этот рынок, но пока ими рано делиться.

- Есть ли в вашей деятельности место для свободного программного обеспечения - я про GNU/GPL и подобные лицензии. Какие проекты вы поддерживаете?

- Сейчас наш вклад в свободное ПО касается поддержки контейнерной виртуализации, которую мы разрабатываем в рамках открытого проекта OpenVZ. А также совместно с IBM, Intel и Novell активно внедряем в ядро Linux. Например, за последний год там появилось примерно 1000 патчей от наших инженеров, что позволяет считать нас активным контрибьютером этой системы. Также, мы входим в Top10 компаний, активно развивающих ядро Linux.

- Есть ли планы создания бесплатного программного продукта - например, для использования в отечественных учебных заведениях?

- У нас есть бесплатная версия программного обеспечения - OpenVZ – это аналог с более урезанным функционалом нашего коммерческого продукта Parallels Virtuozzo Containers. Но в принципе мы стремимся делать не бесплатное, а полезное и качественное ПО, которое будет продаваться.

В России у нас совместный проект с компанией DPI, в рамках которого более тысячи школ оснащаются учебными классами с техникой Apple, на которой предустановлен наш Parallels Desktop для Mac. У школьников в России есть возможность познакомиться с преимуществами работы на каждой платформе при помощи наших технологий. Для учебных заведений и в целом для студентов и школьников мы предлагаем специальные цены на приобретение нашего ПО.

- Планирует ли ваша компания разработку виртуальных эмуляторов среды исполнения, вроде wine? Или ваши усилия прилагаются исключительно для развития полных виртуальных эмуляторов?

- Все наши продукты ориентированы на решение конкретных задач наиболее оптимальным способом. Мы работаем на уровне API при разработке технологии Parallels Containers и на аппаратном уровне в Hypervisor-based продуктах. Практического смысла в создании Wine-решений, возможности которых будут более ограниченными по сравнению с уже существующими нашими разработками, мы не видим.

- Каким образом компания Parallels борется с пиратским "рынком"? Осуществляется ли взаимодействие в этом плане c другими крупными компаниями-партнерами, вроде Microsoft?

- Для нас эта проблема не является существенной. Корпоративные клиенты, которые приносят нам львиную долю доходов, не используют пиратские версии нашего ПО, так как им важна настройка и конфигурирование под их специфические потребности бизнеса, поддержка и возможность автоматического обновления программы. Сервис-провайдеры, которые все на виду, перепродают наше ПО. Среди конечных пользователей доля пиратства незначительна. Во многом это обусловлено тем, что 99% нашего софта потребляется на Западе, где использовать нелицензионное ПО так же неприлично, как, к примеру, мочиться при всех на улице.

- А кто из известных компаний является потребителей вашей продукции? Например, интересно услышать, какие лидеры хостингового сегмента Сети предоставляют услуги именно с помощью Parallels Plesk Panel.

- Самые известные из них - 1&1, Go Daddy и Rackspace, а также The Planet, GMO, Savvys, Deutsche Telecom, Brazil Telecom, Swsscom, Strato, Hostway, KPN и многие другие. В России, например, это "Мастерхост" и РБК Хостинг-Центр. Вообще на сегодняшний день 8 из 10 крупнейших сервис-провайдеров по всему миру используют контрол-панели и ПО виртуализации и автоматизации Parallels.

- Каким влияет на вашу деятельность мировой финансовый кризиc?

- Как это ни парадоксально, но кризис стимулирует рост продаж наших корпоративных решений по всему миру. Это связано с тем, что оно позволяет экономить на всем - начиная от снижения бюджетов на содержание штата IT-администраторов до сокращения затрат на квадратные площади, энергоносители, аппаратные и программные ресурсы.

Кроме того, кризис способствует развитию бизнеса наших клиентов – сервис-провайдеров, которые предлагают инфраструктуру в аренду - недорого и с рассрочкой платежа за счет помесячной оплаты. Это особенно актуально при условии отсутствия свободных наличных средств.

- Предоставляется ли пользователям ваших продуктов возможность тестирования ПО, например, в демонстрационном режиме, перед покупкой?

- Триал-версия Parallels Desktop для Mac доступна всем пользователям Сети. Даже Parallels Virtuozzo Containers можно скачать на 30 дней в демо-варианте. Доступ к демо-линейке Parallels Automation предоставляется по запросу.

- Каким образом можно купить вашу продукцию в России и Украине?

- В России мы используем смешанный подход: работаем с конечными заказчиками и сами, через Aflex Software, являющегося официальным представителем Parallels на территории РФ и СНГ, и через партнеров. Сейчас нашими партнерами здесь являются «Сибинтек», «Стинс Коман», R-it, VMC (Санкт-Петербург) и IT Smart (Калининград). С ними мы будем строить отношения как в области ОЕМ-решений — по поставке их серверов с предустановленным Parallels Virtuozzo Containers, так и в сфере поставки нашего ПО в их каналы продаж.

Parallels Desktop для Mac имеется в продаже во всех крупных ритейл-сетях и интернет-магазинах. В Украине корпоративные решения виртуализации и автоматизации Parallels можно прибрести через системного интегратора "Юстар", базирующегося в Киеве.

- Некоторые отечественные разработчики уделяют большое внимание организации рабочего пространства офисов - например, общеизвестно про траву на полах офисов "Яндекса". Какие у вас в этом плане? Как удается удержать и привлечь новых разработчиков в тяжелых условиях кризиса?

- Это конечно правда, что кризис складывается впервые за несколько лет в пользу работодателя. Но в нашем случае это только увеличивает поток резюме и не более. К нам и без этого очень многие хотят попасть работать. Мы создаем хорошие условия работы с тренажерами на всех этажах, из серии "написал 100 строчек кода, упал-отжался". Обеды, корпоративный транспорт, страховки и т.д. Но дело в другом.

В таком бизнесе как софтверный, где успех – это результат умственной деятельности, а не механической работы по отгрузке угля, очень сложно заставить инженера думать. Ему должно быть интересно работать. Мотивировать только деньгами или акциями компании можно, но обычно это - ограниченный по времени процесс. Главное - увлеченность.

разделы: интервью | Софт

Другие интервью

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2012 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost