Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Андрей Колесников: "Мы - за чистоту доменной зоны"

Сервисы | интервью | 12.11.2010 02:02

Вчера в полдень стартовала открытая регистрация доменных имён в зоне .РФ для всех желающих. Желающих оказалось много, не обошлось без сомнительных аукционов, сервисы регистратора RU-CENTER не выдержали нагрузки и прилегли, а Федеральная Антимонопольная Служба на редкость оперативно пообещала пресекать "антиконкурентные действия хозяйствующих субъектов" при регистрации. Тем временем "Вебпланета" задала накопившиеся вопросы директору Координационного Центра Андрею Колесникову.

- Андрей, давайте для начала выясним такую общую вещь, как "видимость" доменов РФ. Два года назад иностранцы пугали, что Россия сделает "свой отдельный Интернет", недоступный для внешнего мира. Вот хотелось бы узнать, насколько зона РФ сейчас доступна. На всех ли браузерах видны эти домены? Как они видны за рубежом?

- Поддержка IDN-доменов (не только .РФ) реализована во всех браузерах. Производители браузеров озаботились проблемой поддержки доменов на национальных языках еще весной этого года, когда IDN-доменов было всего 4, а не 20, как сейчас, и теперь проблем нет. Поддерживают, разумеется, только новые версии браузеров, поэтому в некоторых случаях обновить софт все же придется.

Что касается «отдельного Интернета», то Рунет стал локальным в 1995 году, когда появился русскоязычный контент. На русскоязычные сайты ходят только те, кто читает и говорит по-русски – я же не пойду на китайский или японский сайт, не зная этих языков. Если же говорить о российских пользователях, то они тоже давно в локальных коммьюнити. Подавляющее большинство ходит именно на российские сайты, поэтому кириллический домен с этой точки зрения ничего не изменит. Не побоюсь предположить, что менее 1% наших сайтов собирают 90% аудитории.

- Приоритетная регистрация, как нам показалась, вышла очень похожей на печально известную "приватизацию". Целый ряд организаций (например, ФСО) захватили домены, которые не имеют к ним отношения. А еще ряд доменов зарегистрированы на вымышленные организации со смешными аббревиатурами (типа Порно.РФ, которое приоритетно захвачено организацией "Potrebitelskoe Obshestvo rakreatsii "Nashe Ozero".) Неужели вы никак не контролировали эти процессы?

- Отнюдь. За время приоритетной регистрации было зарегистрировано 18 с небольшим тысяч доменов. Из них 17 тысяч - это честные товарные знаки, из которых менее 7% - простые слова. На фоне их количества вся эта скандальная мелочь теряется. Мы имеем дело с массовым сервисом, и мы честно дали приоритет всем, кому он был положен.

Наша проблема была в том, что мы хотели быть хорошими для всех. Так не бывает. Я считаю, что приоритет нужно было давать только государственным органам и владельцам товарных знаков, как это и было сделано изначально. Дав приоритет некоммерческим организациям и СМИ, мы получили то, что получили: пресловутый домен порно.рф, домен погода.рф и другие не менее одиозные названия.

А в ситуации со СМИ нам пришлось менять правила: слишком много СМИ с названиями, состоящими из популярных слов, зарегистрировалось сразу же после объявления приоритета для них. СМИ с названиями цветы.рф, водка.рф, пиво.рф – это сильно! Причем в апреле 2010 года в Роскомнадзор было было подано 3 заявки на регистрацию электронных СМИ, в мае их было уже 36, а в июне 2010 года количество таких заявок выросло до 900.

Поэтому Совет КЦ принял решение, согласно которому приоритет был предоставлен только тем СМИ, которые были зарегистрированы до 11 мая 2010 г., то есть до объявления приоритетной регистрации. И нашим зарубежным коллегам, которые идут по нашим стопам, мы рекомендуем не пытаться расширить зону приоритета за рамки товарных знаков.

- Возможен ли пересмотр результатов приоритетной регистрации?

- Результаты приоритетной регистрации Координационным центром пересматриваться не будут – для этого нет никаких оснований, все возможные изменения и ограничения были внесены в ходе приоритета.

- У нас на "Вебпланете" высказывалась такая идея - почему бы просто не выдать всем организациям ровно по одному домену, который бы однозначно связывался с этой организацией. Тогда многих споров можно было бы избежать. Рассматривали ли вы подобные варианты? Есть ли сейчас какая-то организованная выдача доменов РФ хотя бы государственным организациям?

- Государственные организации федерального значения с самого начала приоритетной регистрации получили возможность зарегистрировать для себя домены – для этого было разработано специальное Положение. В соответствии с ним для госорганов был зарезервирован ряд доменных имен (список есть в приложении).

К сожалению, в него вошли далеко не все населенные пункты Российской Федерации, а только столицы и административные центры субъектов Федерации. Но по-другому было бы сделать невозможно: очень много пересечений в названиях, очень много одинаковых названий в разных регионах. Мы всегда придерживались очень важного правила: мы не судьи и мы не государство, чтобы брать на себя ответственность судить, кому дать доменное имя, а кому не дать. Поэтому была отсечка всего, что ниже федерального уровня. Вот мы знаем, что Иваново - это областной город, столица субъекта федерации. Им и приоритет.

- Регистрация "для всех" долго откладывалась. Расскажите, почему.

- Почти год на приоритетную регистрацию – это нормально. У нас была очень важная задача: обеспечить права владельцев товарных знаков на соответствующие доменные имена. Товарные знаки охраняются и государством, и международными законами, и если бы мы не дали возможность всем, имеющим право на домен, осуществить это право, то получили бы в итоге лавину судебных споров. Мы – за чистоту доменной зоны и делаем все возможное, чтобы эту чистоту обеспечить.

- В чем преимущества того варианта регистрации, который был выбран в конце концов?

- Идей было немало, самая известная и бурно обсуждаемая – голландский аукцион. Идея аукциона появилась после изучения западного опыта. Такой подход применяется для того, чтобы наиболее популярные слова попали в правильные руки – тем, кто готов заплатить за это.

Но потом Совет КЦ решил, что не следует торговать национальным доменом за большие деньги. В конце концов, наша цель - развивать доменное пространство и интернет, а не зарабатывать больше денег.

- Некоторое время назад КЦ предупреждал о том, что отдельные регистраторы устраивают аукцион на "очередь за доменами", хотя никаких гарантий такая очередь не дает. Как вы думаете, много ли будет пострадавших от таких аукционов? И что им делать, куда жаловаться?

- Вот сейчас наступает время разборок. Запуск прошел успешно, теперь будем разбираться.

Самый простой и эффективный способ – разобраться в суде. Если пользователь считает себя обиженным – в суд. Если удастся доказать, что (1) регистратор нарушил Правила и (2) в результате этого пострадал пользователь, то регистратора обяжут поступить по справедливости.

- С чем связаны последние нововведения в правилах регистрации - запрет на регистрацию доменов РФ для иностранцев, а также запрет на передачу прав на домен иному лицу в течение первого года после регистрации?

- Оба этих ограничения – временные. Ограничение для иностранцев – чтобы случайно вся новая зона не уплыла за границу. Второе ограничение введено для того, чтобы как-то удлинить срок «купил-продал» для профессионалов доменного рынка. Эта мера позволит уточнить реальную стоимость доменов.

- Каково ваше отношение к спорам за домены РФ, совпадающие с торговыми марками - кому все-таки надо отдавать приоритет? Вроде бы раньше считалось, что если домен зарегистрирован раньше торгового знака, его нельзя отобрать. Но в последнее время появились примеры, когда домены забирают именно через "свежую" регистрацию торгового знака. Как вы к этому относитесь?

- Суды смотрят в первую очередь на надлежащее использование домена. Сейчас образовалось много «материала». У нас уже есть большой опыт с доменами в зоне .RU, и мне кажется, что практика в домене .РФ не будет отличаться от .RU.

- ICANN уже давно разрабатывает процедуру для новых IDN доменов верхнего уровня в виде любых слов: в Интернете давно можно увидеть домен "пример.испытание" на русском языке. Когда могут появится такие домены - и вообще в мире, и на кириллице в частности? Некоторые вот уже боятся, что "наши" домены захватят иностранцы...

- Потенциал доменного пространства огромен, спрос на доменные имена растет с каждым годом. Поэтому появление новых доменных зон вполне оправдано. Весной 2011 года в ICANN ожидается принятие программы New gTLD, которая даст зеленый свет появлению в сети новых доменов.

На сегодняшний день заявлено о более чем 100 возможных доменах верхнего уровня, в том числе на городские домены верхнего уровня, среди потенциальных заявителей ведущие метрополии мира – Лондон, Париж, Берлин, Нью-Йорк, Токио и Москва.

- Не получится ли так, что сегодня люди набивают высокую цену за домены в зоне РФ, а уже завтра это обесценится - если можно будет получить домены в зонах РОССИЯ, МОСКВА и в любых других кириллических зонах?

- Не думаю, что от открытия новых доменных зон обесценятся «старые» - спрос очень высок. Вы посмотрите, что сегодня с регистрацией в .РФ происходит – за 4 часа в зоне .РФ зарегистрировано более 150 тысяч доменов. Даже я такого интереса к домену .РФ не ожидал, хотя «почувствовал вкус» этих доменов еще давно.

- Ну и последнее - когда, по-вашему, в домене РФ появится почтовый сервис, где при наборе адресов электронной почты не надо будет переключать раскладку?

- Почта будет обязательно, это лишь вопрос времени. Года через два, когда будут окончательно приняты стандарты RFC. Там Китай локомотив стандарта – у них интернет-пользователей больше, чем жителей в США. Разработка и внедрение нового стандарта занимает минимум два-три года. Такой большой срок обусловлен тем, что на этих стандартах держится весь Интернет, поэтому к ним предъявляются жесточайшие требования. ICANN работает в партнерстве с IETF, но в работу последней не вмешивается.

Другие интервью

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost