Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июль 2012  
пн вт ср чт пт сб вс
           
8
15
16 17
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

Денис Крючков: "Реверанс в сторону толпы"

Алексей Андреев
Сервисы | интервью | 02.10.2006 20:38

На прошлой неделе проект Habrahabr.ru снова объявил о бета-тестировании. Предыдущее тестирование началось еще летом, но с тех пор все равно мало кто понял, что это за ресурс. "Вебпланета" обратилась за разъяснениями к автору проекта, бывшему главреду "Вебпланеты" Денису Крючкову.

- У вас уже второе "бета-тестирование" объявлено - будет еще несколько? Какие-то еще сервисы предполагаются?

- Это первая бета, раньше была альфа, до недельного закрытия. Возможно, "Хабрахабр" никогда не выйдет из беты. Он как маленький ребенок, только-только родился, за ним нужно присматривать круглые сутки. Остановиться в развитии, ну, то есть выйти из беты - это все равно что отдать ребенка в детский дом к злым воспитателям, пусть воспитывают они. Там он тоже будет расти, как все дети, но я не хочу, чтобы "Хабр" был как все. Поэтому ресурс не выйдет из беты, пока не достигнет, скажем, совершеннолетия (предположительно, оно наступит тогда, когда больше не будет нужна редакция).

Новые сервисы предполагаются, конечно же. Скоро запустим новый раздел - "Компании". Затем будет система показа контекстных объявлений с фокусировкой по меткам (тэгам). Будут и другие сервисы. Наш туду-лист расписан на несколько лет вперед, скучно не будет.

- Ты позиционируешь проект как "социальную сеть". Что вкладывается в это понятие? В чем принципиальное отличие, скажем, от "сайта коллективных блогов"?

- Давай обратимся к "Википедии":

Скопление социальных объектов, - людей или групп - может быть рассмотрено как сеть, узлы которой суть объекты, а связи - социальные взаимоотношения. Такое рассмотрение называется социальной сетью и обращает внимание на количество и распределение социальных взаимоотношений, придаёт им важность.

Подходит ли "Хабр" по это определение? Я думаю, более чем. Хабрахабр сделан максимально "сквозным", насколько это возможно сейчас. Бобук и Кукуц - самые настоящие узлы на сайте, они переплетены не только в компании, где вместе работают ("Яндекс" - прим. ред.), но и на "Хабре". Тоже самое можно сказать о любом блоге на "Хабре", он тоже состоит из множества узлов.

Я думаю, понятие "социальная сеть" еще до конца не сформировалось. Оно сформируется, когда, во-первых, вся Земля будет покрыта условным "вайфаем" (или "ваймаксом", например), чтобы человек в любой точке Земли и в любой момент времени мог подключиться к Сети (Интернету), а во-вторых, когда возникнет четкое разделение на жизнь реальную, и жизнь виртуальную.

- Насколько я понял, самым концептуальным добавлением новой версии стали "круги френдов" в пользовательских аккаунтах - система, заимствованная у Multiply.com. Какой смысл в этих "кругах"?

- Как раз нет. Самые функциональное добавление - система фильтрации, размноженная на все разделы, в том числе подразделы. Это позволило отказаться от модерации на сайте, люди сами фильтруют свой контент, согласно установленным порогам для каждого раздела, включая подразделы. Образно говоря, у меня есть пульт управления, если где-то возрастает уровень шума, я нажимаю специальную кнопку и поднимаю порог фильтрации, чтобы лишний шум отсеялся сам. Это можно делать для каждого раздела индивидуально, больше того, в блогах смотрители сами будут устанавливать порог фильтрации для своего блога.

Зачем нужны круги? Во-первых, круги появились задолго до Multiply.com. Во-вторых, круги созданы для будущего. Такой запас меда на долгую зиму. Я планирую персонализировать "Хабр", для этого будут нужны круги. В подробности вдаваться не буду, еще рано об этом говорить.

Сейчас круги позволяют вести переписку на сайте между пользователями, когда хочется уединиться и спросить, скажем, Ашманова о том, или другом. Да, можно было бы сделать возможность писать сообщения всем подряд, но это лишнее, поскольку тому же Ашманову может быть не понравилось бы, если бы какой-нибудь псих стал писать ему 78 сообщений в день по внутренней почте, с просьбой продать подешевле код определения контекста на странице для нового клевого проекта.

Еще круги - это хорошая возможность проследить связи пользователя на сайте, когда верх берет любопытство.

- А зачем нужны тэги? Некоторые эксперты утверждают, что это просто очередная форма дорвея: публикации Хабра небольшие и не особенно содержательные, зато каждая обвешана кучей ключевых слов под видом тэгов, плюс реклама от "Бегуна" стоит.

Да, я видел этот пост, это блог какого-то оптимизатора, с богатой автобиографией, он видит все новые вещи под лупой дорвеестроительства, то есть, паразитирования. Он увидел рекламу "Бегуна" на странице новости, рядом с тэгами, по которым, собственно, было сфокусировано объявление. И его мозг, воспаленный мозг оптимизатора, увидел в этом что-то такое, на что можно прицепить кнопку "рубить бабло". Только воспаленный мозг может увидеть в "Хабре" некий дорвей, не разобравшись толком, как устроен ресурс.

Отключить страницы с хламом, которые могут быть использованы как дорвеи, не составит большого труда. Для этого достаточно отключить пользователя, который эти тексты публикует, чтобы стереть его следы на сайте. Нет человека - нет проблемы, как говорил один известный грузин.

На "Хабре" тэги используются для категоризации контента, это позволяет более точно описывать тексты и записи в блоге. В сравнении с привычным рубрикатором у тэгов есть ряд преимуществ. Например, одна и та же статья может быть привязана сразу к нескольким разделам, что увеличивает вероятность быть замеченной читателем. Кроме того, тэги позволяют транслировать на одной странице разный контент, но релевантный. Я могу подписаться на тэг "блогосфера" и читать в "Яндекс.Ленте" все колонки, интервью, переводы, подкасты и блоги, которые размечены этим тэгом.

Больше того, мы будем использовать тэги для фокусировки текстовых объвлений. У меня нет денег на покупку технологии определения контекста, чтобы транслировать текстовые объявления, но есть тэги, по которым тоже можно фокусировать рекламу. Вопрос лишь в том, какой инструментарий должен быть, чтобы процесс разметки тэгами был понятный и простой для пользователя.

- В проекте существует какой-то отбор, цензура? Ведь не может быть так, что у вас каждый желающий пишет что угодно. Как вы решаете этот вопрос?

- Отбора нет, цензура есть. Модерации нет, но цензура есть. Сейчас на сайте зарегистрировано более 1 тыс цензоров.

- Что означает рейтинг публикаций? Я имею в виду понятия "нравится/не нравится" - это относится к автору, или полезности информации в его сообщении (назависимо от негативности или позитивности), или это личная приязнь или неприязнь к фактам, которые в сообщении изложены?

- И то, и другое. Может быть личная неприязнь, может быть неприязнь к фактам, а может быть все вместе сразу. Например, некоторое время назад один пользователь завел блог на "Хабрахабре", опубликовал несколько постов, людям они не понравились, посты стали "отхабренные", а карма - отрицательной. Это и есть личная приязнь и неприязнь к фактам одновременно.

Практически всё на сайте может оцениваться по принципу "нравится/не нравится", он простой и понятный. Такой реверанс в сторону толпы, которая, как ни крути, умнее меня - человека, который, если вернуться в 90-е, должен был быть человеком, без которого ничего не могло быть опубликовано.

На "Хабре" человек может нравиться, а может не нравиться, в этом смысл голосование за карму. Комментарии могут быть плохие, а могут быть хорошие, это диггоподобная система фильтрации. Если комментарий не понравится определенному количеству пользователей, будет "свернут", но может быть и вовсе удален, тоже людьми. С текстами и записями в блоге - такая же песня, они могут быть интересные, а могут быть шумом. Голосование "+ или -балл" позволяет отсеивать лишнее и поднимать вверх интересное, нужное, по мнению толпы.

Сейчас "Хабр" спроектирован так, что любое голосование может регулироваться. Если где-то появилась трещина или дыра, ее сразу можно залатать, для этого нужно изменить формулу - и все. Никаких других движений делать не нужно.

- Получают ли деньги авторы новостей, как предполагалось? Как зарабатывает сам проект?

- Бизнес-модель "Хабра" зиждется (будет) на трех китах: медийная реклама, контекстная реклама, услуги пользователям.

Авторы новостей деньги не получают, по крайней мере сейчас, поскольку еще не готов биллинг и система показа контекстных объявлений. Как только прикрутим, такая возможность появится, механизм вознаграждения постепенно обретает очертания в наших чертежах.

Сейчас "Хабрахабр" не приносит доход, рано еще, он только неделю назад принял осмысленный вид. С октября начнем активно продвигать ресурс, после пойдет отдача, "Хабр" уже заносят в медиапланы на будущий год.

- Многие стартапы сейчас создаются изначально с целью будущей продажи крупным компаниям. У тебя есть подобные планы?

- Летом были предложения продать ресурс, даже когда он был еще не готов. Они поступают и сейчас, но "Хабр" продавать не буду. Не для этого он был придуман и создан, у меня другая цель, более глобальная.

Я думаю, отраслевой комьюнити-ресурс не должен принадлежать какому-то участнику рынка, особенно в нашей индустрии, где все друг друга ревнуют. "Хабр" не создавался с целью дальнейшей перепродажи. Это фундамент, на котором буду строить бизнес одноименной компании ООО "Хабрахабр", регистрация которой будет вот-вот завершена. Ресурс будет площадкой, на которой будут обкатываться разные фишки, поскольку хабрааудитория лояльна к новым технологиям и любознательна по своей природе. В этом мне будут помогать друзья-коллеги и Серж Коровкин, который только что написал в icq следующее сообщение: "за городом отличный воздух, вкусное мясо и пьяное вино".

- Аудиторию проекта уже можно как-то оценить? У меня пока ощущение, что основной уклон дискуссий идет в сторону онлайновой рекламы и поисковой оптимизации...

- Аудитория "Хабрахабра" - это люди, интересующиеся будущим интернет-экономики, одной из самых быстрорастущих в Солнечной системе. В основном, это сотрудники интернет-компаний, журналисты, менеджеры, руководители, веб-мастера одиночки, да много кто еще. Это очень хорошая аудитория. Впрочем, аудитория ресурсов об интернет-индустрии не может быть плохой.

- Очень многое на "Хабре" пришло из Dirty.ru - и название, и "карма". С чем это связано? Ведь у вас вроде серьезная, почти техническая тематика. А Dirty.ru - это развлекательный проект. Не превратитесь ли вы в такую же "копилку приколов"?

- Сейчас уже не помню, почему это слово, habrahabr, всплыло в голове. Но это было точно во время президентства в Лепрозории, я тогда сидел две недели в этом блоге, мне даже пришлось взять одну неделю отпуска, чтобы переизбраться на второй срок. (Пользуясь случаем, хочу признаться: эту статью написал я, чтобы переизбраться на второй срок в Лепрозории, один из пунктов моей предвыборной кампании был "заставить СМИ говорить о Лепрозории").

Я считаю этот блог самым сильным блогом в Рунете, с идейной точки зрения. Недавно с Йованом катались на чертовом колесе на ВДНХ, я где-то читал, оно второе по высоте в Европе. Мы купили сразу пять кругов, без перерыва, и смотрели на Москву с высоты птичьего полета. Не помню на каком круге, Йован сказал, у него есть новые чертежи Лепрозория, так что думаю, скоро он станет еще сильнее.

В копилку приколов "Хабр" не превратится. Я также не думаю, что Dirty.Ru - это "копилка приколов". Как ты думаешь, в комментариях к этому посту (прямо сейчас кликнул на "случайная ссылка") много приколов?

- Тебя не смущает, что в переводе с арабского "хабр" (множественное "ахабр") - это еврейский ученый-раввин?

- Почему ты спрашиваешь об этом?

Другие интервью

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2012 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost