Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Free-lance.ru: "Крупные заказчики созрели"

Жизнь | интервью | 09.09.2009 12:58

Оставшись без работы, специалисты пытаются заработать на аутсорсинге и удалёнке. У многих получилось не просто выжить, а начать жить - припеваючи. О влиянии кризиса на рынок фриланса "Вебпланете" рассказал Василий Воропаев, основатель проекта free-lance.ru.

- Как изменилась активность пользователей на ресурсе с начала кризиса?


- Количество публикуемых ежемесячно проектов увеличилось более чем в два раза: с 6000 (лето прошлого года) до 13000 (настоящий момент). Сейчас мы ожидаем дальнейшего прироста, так как традиционно осенью увеличивается количество заказов в области дизайна, программирования и полиграфии.

- Специалисты каких направлений сейчас наиболее востребованы на фрилансе, и как это отличается от докризисного периода?

- Рынок фриланса вырос за счет того, что в кризис многие компании в конце 2008-го - начале 2009-го сократили целые штаты дизайнеров, веб-дизайнеров, программистов, копирайтеров – то есть тех специалистов, чьи профессии позволяют большинству людей безболезненно перейти на удаленный режим работы. Задачи, которые эти люди решали прежде как штатные единицы, сохранились: компаниям по-прежнему приходится заказывать айдентику, сайты, пресс-релизы и презентации. Специалисты, которые еще год назад работали в офисах, стали сегодня исполнителями на проектах у этих кампаний.

Причем любопытно, что если кампаниям переход на фриланс дает существенную экономию бюджетов (не нужно платить зарплату вне зависимости от загруженности работника, а выделять бюджеты только под определенные задачи; не нужно оплачивать рабочие места и т.п.), то исполнителям фриланс дает возможность увеличивать свой ежемесячный доход за счет количества заказов.

Именно поэтому мы можем говорить, что более востребованы сейчас стали те специалисты, которые всегда потенциально были способны работать удаленно. Кризис дал толчок развитию рынка фриланса в России, которого раньше, по сути, у нас не существовало.

Отдельно мы можем выделить такое направление как компьютерная графика. Ранее такие крупные заказы, как оформление телеканалов, создание рекламных роликов с использованием трехмерной графики выполняли в основном студии, или же такие заказы вели целиком креативные бюро, работая со своими подрядчиками. Сейчас, в связи с тем, что эту область одну из первых коснулись финансовые трудности, мы наблюдаем как на фриланс уходят довольно крупные заказы на создание сложных видеопроектов. С учетом того, что на рынке в этой области сейчас довольно большое количество первоклассных специалистов, компании имеют возможность получить качественный продукт, сократив расход на оплату работы агентства-посредника.

- Есть ли тенденция перетекания специалистов из офлайна в онлайн, или наоборот?

- Помимо тех специалистов, о которых мы говорили выше, из офлайна в онлайн приходят постепенно юристы, бухгалтера, консультанты различных областей. Это тоже профессии, которые позволяют людям при наличии навыков работы с компьютером и Интернетом, работать дома. Конечно, этот переход не носит пока массового характера, но в свой каталог этих специалистов мы добавили, так как молодые и более гибкие люди уже начали осваивать возможности удаленной работы в этих областях.

- Изменились ли требования к специалистам в Интернете со стороны работодателей?

- Мы как идеологи фриланса постоянно призываем и работодателей, и фрилансеров к соблюдению цивилизованных правил игры. Мы говорим о том, что прежде всего для безопасности обеих сторон необходимо подписывать договоры и регулировать взаимоотношения заказчика и исполнителя юридически. К нашей большой радости, мы сейчас намного чаще, чем раньше, видим, что и те и другие устанавливают наличие контракта необходимым условием работы. Это принципиально и отличает нынешний подход к фрилансу от прежнего, когда удаленный труд у большинства людей ассоциировался с чем-то полулегальным и некачественным.

- Насколько повлиял кризис на уровень зарплат фрилансеров?


- Сложно говорить об уровне зарплат в Интернете вообще. Зарплата абсолютного большинства фрилансеров складывается из количества заказов, которые он выполняет в месяц. С одной стороны, компании в кризис сокращают все свои бюджеты, с другой – падение цен фрилансер может успешно компенсировать количеством работы. В общем числе публикуемых у нас на сайте проектов достаточно часто мелькают докризисные бюджеты на серьезные веб-разработки, трехмерную графику. А копирайтинг и программирование и до кризиса стоили недорого.

- Увеличилось ли число нечестных работодателей, пытающихся сэкономить на работниках фриланс сферы?


- Мы получаем какое-то количество отзывов в обратную связь, но сказать, что их стало больше, нельзя.

- Есть ли тенденция объединения фрилансеров с целью выживания?

- О такой тенденции говорить пока рано. Среди фрилансеров всегда были попытки объединиться в группы, но чаще всего это были временные объединения.

- Ваши советы специалистам, ищущим работу в Интернете?


- Формирование рынка удаленного труда в России сейчас как никогда раньше находится в руках фрилансеров. Нужно помнить, что в хороших специалистах-фрилансерах сейчас нуждается большинство компаний на рынке. А это значит, что можно и нужно диктовать свои условия: стараться выставлять адекватные цены, оформлять сделки. Демпинг и устные договоренности вредят не только отдельным фрилансерам, а рынку в целом.

Еще один совет – наводить справки о работодателе, прежде, чем соглашаться на работу.
Сведения практически о любой компании можно найти в Интернете, на сайте можно посмотреть на клиентов. На free-lance.ru часто обсуждаются темы нечистоплотности отдельных работодателей.

- Ваши прогнозы по ситуации на рынке труда в Интернете и рынке фриланса в ближайшее время?


Рынок фриланса будет, безусловно, расти и формироваться за счет увеличения лояльности к самой идее удаленного труда. По итогам года мы сможем назвать цифры роста на основе статистики нашего проекта, но если тенденция сохранится, то есть вероятность, что проект вырастет в три раза – минимум.

Другие интервью

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost