Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Дейв Турек: "В России нет индустрии суперкомпьютеров"

Чарльз Купер (Charles Cooper), News.com
Устройства | интервью | 04.02.2008 02:39

В сфере суперкомпьютеров, способных на высокопроизводительные вычисления, США абсолютно доминируют в настоящее время. Но нет никаких гарантий, что это лидерство сохранится спустя каких-нибудь десять лет. Это доказывает пример Японии, доля которой на рынке высокопроизводительных вычислений (HPC, high-performance computing) драматически снизилась за 15 лет, прошедших с начала 90-х.

Зато корпорация IBM осуществила в этот период восхитительный штурм вершин рейтинга HPC. Нынешние и будущие перспективы этих технологий являются сферой ответственности Дейва Турека (Dave Turek), вице-президента отделения IBM Deep Computing. И пожалуй он находится в наиболее выгодной позиции, чтобы дать оценку зарубежных суперкомпьютеров, которые могли бы потенциально составить конкуренцию суперкомпьютерам серии Big Blue.

Корреспондент CNET News.com связался с Дейвом Туреком после того, как
неделю назад Дейв объявил о первой продаже суперкомпьютера Blue Gene/P в Россию. Факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ планирует проводить на нем исследования в области нанотехнологии и биологии (life sciences).

Вопрос: я пролистал последний доклад (HPC) и видел в нем первый Top500 суперкомпьютеров. Так вот, IBM и Hewlett-Packard, которые сейчас возглавляют рейтинг, вообще не значатся в том первом рейтинге. А было это в 1993 году – не так уж и давно ... Как вы объясните такие действительно драматические изменения за относительно короткое время?

Турек: Если посмотреть, что происходило в отрасли около 1993 года, - это точка перелома, когда было преодолено ценовое разделение на компьютеры типа "мэйнфрейм" и компьютеры типа "рабочих станций". Следствием этого стало большое снижение цен в расчете на единицу вычислительной мощности, которое имело далеко идущие последствия.

Именно в 1993 году IBM представила систему, которая стала широко известной под именем Deep Blue благодаря тому, что против этого компьютера играл в шахматы чемпион мира Гарри Каспаров. Архитектура компьютера Deep Blue представляла собой радикальный разрыв с тем, как тогда было принято строить подобные системы. До этого - если вы строили суперкомпьютер - вы должны были отвечать за все: процессор, шины, дизайн, операционная система, - все нужно было делать самому.

Однако мы в 1993 году поступили по-другому. Мы позаимствовали многие технологии, а свои усилия направили на узкий набор специфических задач. И такая опора на технологии, уже проинвестированные промышленностью, позволила радикально снизить стоимость производства.

Нечто аналогичное тому, как IBM перешла к сборке персональных компьютеров из готовых узлов?

Ну да. И то же самое повторилось в 2000 году, когда появление Линукс-кластеров привело к тому, что ценовое преимущество перешло от рабочих станций к конфигурациям на основе x86 ПК... Так форма графика зависимости цены от производительности наложилась на рост популярности параллельных вычислений, и весь набор преимуществ высокоуровневых (high-end) систем не смог противостоять этой атаке.

В начале 90-х, по словам экспертов, это привело к гонке между США и Японией. Тогда японцы занимали около 20% этого рынка, а сейчас – менее 5%. Почему, как вы думаете, произошли такие непредсказуемые перемены?

Я думаю, причина состоит в общем для компаний, работающих на рынке, представлении, что будущее определяется прошлым. Они упорно делали ставку на "векторную архитектуру", в то время как мы уже поняли, что это - абсолютный тупик, и что нужно делать ставку на "параллельные архитектуры". И мы сделали эту ставку, а японцы - нет. Только после того, как мы достигли успеха, другие тоже начали следовать нашему пути, но этот спор продолжался все девяностые годы.

Вы считаете, что этим объясняется доминирование США в списке Top500 HPC? В рейтинге за ноябрь 2007 представительство США даже больше, чем оно был начале 90-х годов.

Экономика имеет тут огромные значение. Помогло и то, что такого рода техника оказалась намного более важна для стратегических интересах компаний США, чем это имело место в Японии. Знаете, успех порождает успех. Так что устойчивость экономики США и ее диверсифицированность – в том смысле, что активность наблюдается и в автомобильной, и в аэрокосмической промышленности, и в нефтедобыче, и финансовом секторе и т.д., – все это обеспечило большой спрос на такого рода технологии и оказало благотворное влияние на их развитие.

Вы выступали в Конгрессе, доказывая, насколько важным является продолжение лидерства США в сфере высоко-производительных вычислений. Были вы услышаны имеющими власть людьми в Вашингтоне?

Да. В политическом аспекте это понимают в Вашингтоне.

Есть ли за рубежом потенциал для успешной конкуренции, - там, где ваши соперники спонсируются государством? Скажем Bull во Франции или Lenovo в Китае?

Что касается контролируемой и плановой экономики, кто-то может утверждать, что за счет протекционистской политики можно стимулировать местную промышленность ... Я думаю, что осуществление этой стратегии довольно проблематично... Одно из последствий глобализации – это то, что "сливки всплывают": люди будут пытаться использовать самые современные технологии, а не участвовать в весьма спекулятивных попытках охватить все и вся и создать изолированную собственную экономику, призванную служить непонятно каким целям, под управлением государственных чиновников. Такое может случиться, но я думаю, что вероятность успеха достаточно мала.

В США работает так много первоклассных компьютерщиков из Китая и Индии, и в то же время обе эти страны по-прежнему имеют совершенно незначительную долю на рынке суперкомпьютеров. Ожидаете ли вы тут каких-то перемен?

Я думаю, что они пока все еще далеки от устойчивого роста в отраслях, которые могли бы эффективно использовать эти технологии.

Существует одна особенность об американской промышленности, - это ее способность рождать новые отрасли. Этим она выгодно отличается от того, что мы видим в названных странах, по крайней мере сегодня. Я не говорю, что это навеки данное сущностное отличие. Просто так дела обстоят сейчас.

А что будет в Индии и Китае через 10 лет?

Китай немного больше нацелен на "национальные стратегии", которые говорят о необходимости создания собственной промышленности. Эта работа ведется. Посмотрим, к чему она приведет.

Ситуация в Индии иная. Мне неизвестно о каких-то драматических усилиях со стороны правительства в направлении создания индийских суперкомпьютеров. Я думаю, там эта сфера по-прежнему в руках частного сектора.

Что можно сказать о России - и про производство, и про покупку суперкомпьютеров? Пришли сообщения, что первый суперкомпьютер Blue Gene будет поставлен в Россию. А что известно об их способности производить свои собственные суперкомпьютеры?

Не никаких признаков того, что в России делаются какие-то реальные шаги к созданию этой отрасли. Существует, конечно, большая заинтересованность в приобретении и использовании этой технически, но это совсем не то, о чем вы спросили.

Вопрос ведь о том, что же необходимо для того, чтобы действительно создать промышленность, способную производить суперкомпьютеры? В 2001 году ответ был бы простым: "это вообще никому не интересно". Люди просто брали коробочные Intel- или AMD-сервера, соединяли их, потом брали и устанавливали открытый софт - все, "суперкомпьютер" готов.

Мы все прекрасно знаем, как много университетов разместили у себя Линукс-кластеры в начале этого десятилетия. Сейчас ситуация изменилась. И я думаю, все больший и больший вызов для тех, кто хочет преуспеть в этой сфере, представляют общие ограничения, с которыми мы сталкиваемся при проектировании микропроцессорных систем.

Я думаю, январь 2004 года - это дата, когда Intel отказался от своего подхода: "чем больше мегагерц, а лучше гигагерц, тем лучше". Они поняли, что довольно скоро будет требоваться ядерный реактор для обеспечения работы каждого ноутбука. Это просто арифметическое следствие Закона Мура. Но физические ограничения – это еще пол беды. Индустрия обнаружила множество препятствий, которые весьма сложно преодолевать.

Какие, например?

Все то, что порождает необходимость и многоядерности, и радикальной многопоточности, и бла, бла, бла. Все эти вещи подразумевают радикальное повышение сложности. Они требует большей и большей сложности структуры системы, методов ее загрузки и т.д. И поэтому де-факто возникают барьеры для проникновения на этот рынок, которые вызваны вовсе не экономическими или политическими факторами. Это просто научные и технические барьеры, которые, очевидно, будет все сложнее и сложнее преодолевать.

Возьмем тот же Blue Gene. Этот проект был начат в декабре 1999 года, когда мир был совсем другим, и никто тогда даже не думал о "зеленых дата-центрах" и прочих подобных вещах. Но при большом участии многих людей из наших исследовательских подразделений мы начали создавать широко масштабируемую параллельную систему на основе чипов, которые могли бы быть использованы также даже в мобильных телефонах. Многие думали, что мы сошли с ума. А что вышло? Это не только самая мощная в мире, но и самая зеленая система!

"Зеленая" – в смысле энерго-эффективная?

"Зеленая" означает наименьшее потребление энергии на единицу объема вычислений. Blue Gene превосходит по энерго-эффективности своего ближайшего конкурента, вероятно, в 5 или 6 раз. Если вспомнить, сколько нынче стоит энергия, и сколько ее потребляют некоторые из подобных систем, - понятно, это чрезвычайно важный фактор!

Это существенный барьер для конкурентов...

Для этого нужно иметь очень серьезные инженерные ноу-хау, поскольку в будущем дизайн этих компьютеров заведомо не станет проще. Задача становится еще сложнее по мере того, как вы попытаетесь учесть ограничения по питанию, охлаждению, компактности и программируемости.

Можно сказать, что есть достаточно мозгов и в Китае, и в Индии, и в России - это все верно, и ничто не вечно. Однажды в будущем, возможно, они организуются, займутся этими вещами, и продемонстрируют какие-то важные достижения. Единственное, что нужно - кадры, немного денег, понимание и напряженная работа - и все.

Источник, перевод - Иван Сильвестров.

Другие интервью

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost