Самое горячее: Европа признала соцсети опасными (50); "Фобос-Грунт" уже не спасти (11); Мобильники убивают детей (26); ЕЩЕ >>
РАЗДЕЛЫ
Архив
« июнь 2020  
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Большой брат снова с нами

| архивная статья | 09.09.2005 13:12

27 августа Правительство РФ утвердило документ, именующийся «Правила взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность» и постановило, что данные правила вводятся в действие с 1 января 2006 г.

И ранее существовал порядок, следуя которому, провайдеры (операторы связи) должны были согласовывать с уполномоченными органами план внедрения системы проведения оперативно-розыскных мероприятий, предоставлять необходимые технические средства и т.д. Эти планы составлялись и зачастую даже соблюдались. Будет так и впредь.

Интерес представляют последние пункты новых правил — 12, 13 и 14. В частности, теперь оператор связи «обязан своевременно обновлять информацию, содержащуюся в базах данных об абонентах оператора связи и оказанных им услугах связи». И далее «базы данных должны содержать следующую информацию об абонентах оператора связи: фамилия, имя, отчество, место жительства и реквизиты основного документа, удостоверяющего личность, представленные при личном предъявлении абонентом указанного документа, — для абонента-гражданина».

Трактовать эту часть правил можно, на мой взгляд, только как «физические лица, желающие подключиться к провайдеру доступа, приобрести услуги хостинг-провайдера или воспользоваться другими услугами связи, обязаны лично явиться в офис оператора и предъявить документы». Это принципиально новый момент.

Как ранее, так и сейчас, провайдеры заключали договоры с физлицами путем оформления заявки на услуги через веб-сайт, что подразумевало факт ознакомления клиента с документами публичной оферты и согласия с ней. Такую возможность предоставляет нам Гражданский Кодекс (ст. 438). Подобная форма заключения договора была удобна как клиенту, так и провайдеру, и требовала минимума телодвижений — нажал кнопку, заказал услуги, как-нибудь перевел деньги и уже работаешь.

С вводом новых правил появляется ряд вопросов, которые усложняют процедуру регистрации клиентов. Во-первых, клиенту необходимо лично предъявить представителю провайдера удостоверяющий личность документ. То есть, клиенту будет необходимо посетить офис провайдера и это будет единственной возможностью заключить договор. Провайдеры будут вынуждены выполнять требования, устанавливаемые новыми правилами, так как по условиям лицензирования услуг связи они обязаны это делать.

Конкретная ответственность за нарушение этих требований в правилах не устанавливается, но, нарушая их, провайдер не соблюдает условий лицензирования его деятельности, что может повлечь за собой, например, отзыв соответствующих лицензий. Кстати, тут появляется и дополнительная возможность давления на операторов связи со стороны властей — всегда можно найти а базе данных оператора пользователя, данные о котором окажутся вымышленными или неполными.

Получается, с 1 января провайдеры не будут иметь права предоставлять услуги физлицам, которые не только вообще не сообщили необходимых личных данных, но и предоставили заведомо вымышленные номера паспортов (например, 11 11 111111).

Всегда можно будет обвинить провайдера в том, что он имел сведения о том, что абонент предоставил неверные данные, но поступил халатно и не потребовал предъявить реальные документы.

Также не очень ясно как поступать в ситуации, когда абонент находится в населенном пункте, где у конкретного провайдера нет офиса, в который можно явиться и заключить договор, предъявив соответствующие документы. Например, большинство провайдеров хостинга имеют офисы только в Москве, а услуги реально предоставляют тысячам людей из всех уголков страны. Также невозможно будет предоставлять услуги пользователям, которые находятся за границей и пользуются какими-либо сервисами отечественных провайдеров.

Опрошенные провайдеры говорят, что новые правила однозначно затруднят ведение бизнеса и сделают процедуру регистрации новых клиентов более сложной. Возможно, выходом будет требование к клиентам прислать ксерокопию паспорта или отсканировать нужные страницы документа, удостоверяющего личность и предоставить соответствующий файл при регистрации. Однако, текст правил говорит нам о том, что документ, удостоверяющий личность, должен быть представлен абонентом провайдеру лично.

Даже в случае, если провайдер не заставляет каждого клиента явиться для регистрации лично с документами, а только требует предоставления копий, конечно, существенно повышаются шансы на то, что в базе данных окажется действительно соответствующая действительности информация. Однако возникает риск, что абонент подделал ксерокопию или нужным ему образом «поправил» отсканированный файл. Это риск, который может принять на себя провайдер, если захочет.

Возможно, выходом также является предоставление нотариально заверенной копии нужных страниц документа. Наверняка найдутся и еще какие-то методы избежать необходимости визита клиента в офис. До вступления правил в силу остается чуть менее четырех месяцев и время подумать еще есть.

Есть также шанс, что правила не будут соблюдаться. Аналогичная история имела место год назад. Тогда решением правительства было запрещено устанавливать цены в прейскурантах в неких «условных единицах». При ближайшем рассмотрении выяснилось, что ценники все-таки могут быть в «у.е.», но рядом должна быть указана актуальная цена в российских рублях. Тогда все организации, имеющие ценники не в рублях, должны были отреагировать и исправить их. На практике сделали это единицы. Среди провайдеров я знаю всего два-три случая, когда «витрина» была приведена в соответствие с законодательством. Возможно, требование предоставлять документы ждет аналогичная учесть.

Представители правоохранительных органов всегда с недовольством относились к тому, что провайдеры зачастую не имеют паспортных данных абонентов, являющихся физическими лицами.

Работая в операторских компаниях, в соответствии со служебными обязанностями мне не раз приходилось давать объяснения сотрудникам милиции и ФСБ по этому поводу. Всегда они были недовольны, но требовать ничего не могли. С нового года, соответственно, смогут.

Что может реально ждать операторов связи за нарушения новых правил — открытый вопрос. С одной стороны, очень не хотелось бы, чтобы просто появился еще один инструмент давления со стороны государства. С другой стороны, я абсолютно согласен с тем, что было бы хорошо, если бы провайдеры и правда собирали сведения об абонентах, так как это как минимум повышает ответственность самих абонентов за действия в сети.

При этом мы, конечно, помним о том, как государство использует имеющиеся «возможности» и что представители государства, к сожалению, иногда бывают по личным качествам далеки от идеала Человека, Призванного Защищать. Также не хотелось бы, чтобы новое постановление стало бы поводом для различных истерий, криков об очередном нарушении «прайваси» и прочего непроизводительного шума.

На мой взгляд, не происходит ничего страшного. Когда-то, я помню, всех заставили поставить кассовые аппараты. Узнавая об этом, множество владельцев торговых точек только смеялись. Им казалось нереальным то, что задумало правительство. Сейчас, возможно, раздадутся аналогичные голоса о том, что у имеющихся миллионов абонентов собрать данные паспорта, да еще и гарантированно правильные, просто нереально.

Я считаю, реально. Осталось четыре месяца. Еще можно подумать, как сделать это максимально просто и безболезненно и для абонентов, и для самих операторов. Многие операторы изначально регистрируют клиентов, именно требуя у них паспорт. Например, так поступают практически все сотовые операторы. Правда, они тоже зачастую стали отходить от этой практики, продавая prepaid-контракты с лотков в продуктовых магазинах.

Новые правила устанавливают дополнительную ответственность за действия в сети для самих абонентов — не нужно об этом забывать. Я видел очень много случаев, когда мне очень хотелось, «чтобы этого негодяя поймали». Например, мошенника, который входил в доверие к наивным людям и обманом вынуждал их расстаться с немаленькими суммами. Я не думаю, что новые правила сделают невозможным совершение таких преступлений. Однако, для этого будет требоваться несколько большее количество серого вещества в голове.

Не верится, конечно, что таким образом можно избавиться от анонимности в интернете. Безусловно, обладающий квалификацией человек сможет достаточным образом спрятаться, но сделать это будет сложнее. Слова о необходимости борьбы с терроризмом мы опустим — их скажет кто-нибудь другой. Желающих оправдываться, судя по всему, будет достаточно.

разделы:

Другие

Последние комментарии
об издании | тур по сайту | подписки и RSS | вопросы и ответы | размещение рекламы | наши контакты | алфавитный указатель

Copyright © 2001-2020 «Вебпланета». При перепечатке ссылка на «Вебпланету» обязательна.

хостинг от .masterhost